Газета Спорт-Экспресс № 153 (2646) от 9 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФУТБОЛ |
Прошло почти семь лет с того момента, как Федор Черенков сыграл свой последний матч за "Спартак". Потом он работал помощником Олега Романцева, тренером дубля. А весной 1999 года тихо написал заявление об уходе. С тех пор его фамилия встречается лишь в крошечных отчетах о матчах спартаковских ветеранов.
Федор ЧЕРЕНКОВ:
"ЛУЧШЕ БЫТЬ НАИВНЫМ, ЧЕМ ХИТРЫМ"
Черенкова, признаться, я не видел давно. Говорили, что он отпустил бороду, и я даже опасался, узнаю ли его при встрече. Но волновался зря. Внешне Черенков совсем не изменился.
- А рассказывали, будто вы теперь с бородой...
- Была, - улыбнулся Федор, - но сбрил. Она у меня седая, и друзья сказали, что слишком старит.
НЕ МОГУ РАБОТАТЬ ТРЕНЕРОМ
Перед талантом Черенкова на футбольном поле преклонялись даже те, кто был далек от симпатий к "Спартаку". Его многолетний партнер по клубу и сборной Юрий Гаврилов как-то признался: "Игра Черенкова порой заставляет плакать". А Константин Бесков заявил: "Это самый интеллектуальный футболист, с которым мне когда-либо приходилось работать". Однако по поводу своей тренерской карьеры Черенков никогда не питал иллюзий. Считал, что у него слишком мягкий характер, что даже повысить голос на игрока для него проблема, а такому тренеру путь в большой футбол заказан. Пяти лет Черенкову хватило, чтобы убедиться - эта ноша не для него.
- Из "Спартака" меня никто не гнал, - рассказывает Федор. - Ушел сам. Просто понял, что не могу работать тренером. Я реально смотрю на вещи. На протяжении всего сезона я нормально не отдыхал. Даже в выходные дни было забот по горло. Часто приходилось брать на себя функции администратора - кому-то звонить, договариваться насчет стадиона, базы, подготовки поля. В общем, все время держал руку на пульсе. Такая нагрузка оказалась для меня очень тяжелой. К концу чемпионата я уже был истощен и морально, и физически. Впрочем, дело не только в этом. Не тренерский у меня характер. Не умею жестко разговаривать с людьми. А с футболистами иногда это необходимо. Я же постоянно мучился. Сначала потому, что думал, как бы не обидеть игрока грубым словом, а потом корил себя за то, что так и не смог с ним сурово поговорить.
- Неужели за пять лет ни разу ни на кого не накричали?
- Один раз сдали нервы. Три футболиста дубля, на которых мы сильно рассчитывали, провели матч спустя рукава. И после игры я высказал им претензии. Не ругался матом и не орал, а говорил совершенно неожиданным для себя тоном. Но в раздевалке моментально наступила гробовая тишина. Позже кто-то из тренеров сказал: "Федор, все оторопели. Смотрели и не понимали, что с тобой случилось".
- А почему бы вам не попробовать поработать с детьми? По-моему, вы идеально подходите для этой роли.
- Что вы! Это еще сложнее и ответственнее. Там кроме умения провести тренировку очень важно быть воспитателем, как, например, Николай Иванович Паршин. У него из спартаковской школы мальчишки выходят, как правило, не только отличными футболистами, но и порядочными людьми. Убежден, это дар свыше - быть детским тренером.
- Несколько лет назад вам предлагали открыть свою футбольную школу, верно?
- Да, но обучение в ней собирались сделать платным. Это меня категорически не устроило. Хорошими игроками обычно становятся ребята из бедных семей. Тем же, у кого обеспеченные родители, даже при наличии таланта частенько не хватает фанатизма.
ОТ ЛЕГИОНЕРОВ ВРЕДА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛЬЗЫ
- Порвав с тренерской профессией, вы без дела долго не сидели?
- Вскоре при поддержке знакомых вместе с Сергеем Родионовым организовали фонд развития футбола. Название подобрали соответствующее - "Форвард".
- Чем занимается фонд?
- За полтора года его существования сделано уже немало. Мы проводим детские турниры, причем не только в Москве, но и в других городах. Покупаем юным игрокам спортивную форму, мячи. Помогаем ветеранам.
- Вы и сами за них регулярно играете?
- Да, если силы и здоровье позволяют. Приятно повидать старых друзей. Иной раз они даже советуют мне отдохнуть и не перегружаться, но я, как и прежде, в футбол спешу играть по первому зову.
- Недавно по телевизору видел, как вы рекламировали какой-то медицинский аппарат.
- Да я и не знал, что это реклама. В матче за ветеранов повредил мышцу, и мне порекомендовали воспользоваться электронно-лучевым аппаратом "Витязь". В итоге вылечился в два раза быстрее, чем традиционным методом. О чем честно и сказал в телекамеру, когда меня об этом попросили.
- А на футбол ходите?
- Нет. По телевизору больше нравится смотреть. Повторы есть, можно проанализировать каждый эпизод.
- Как вам нынешний "Спартак"?
- В этом году с командой странные вещи творятся. Вроде физически готовы неплохо, мяч контролируют, однако острота в атаке пропала.
- Почему?
- Виноваты и форварды, играющие нестабильно, и полузащитники, у которых беда с последним пасом. Раньше фирменные спартаковские "стеночки" были направлены в основном вперед, а сейчас плетут кружева в центре, но толку-то... Нет в "Спартаке" вожака. Тихонов ушел, а Титов устал. В одиночку нести бремя лидера и в клубе, и в сборной ему трудновато. Я сам через это прошел.
- А что думаете о наплыве в "Спартак" легионеров?
- Меня это печалит. Хочется, чтобы в "Спартаке" играли свои воспитанники - как в былые времена. А от легионеров, на мой взгляд, вреда больше, чем пользы.
- У вас есть сомнения в чемпионских перспективах "Спартака" в этом сезоне?
- Пока никаких. Уверен, к концу лета, когда настанет пора матчей Лиги чемпионов, команда обязательно прибавит. ("Спартак" прибавил значительно раньше. А наша беседа с Черенковым состоялась еще до матчей "Спартака" с "Анжи" и "Локомотивом". - Прим. авт.)
- Какие у вас отношения со спартаковским руководством?
- Дружеские, хотя видимся не часто. Иногда Романцев посещает наши ветеранские турниры.
- По Тарасовке нет ностальгии?
- Есть, но по той Тарасовке, в которую приезжал еще школьником, когда там устраивали спортивные лагеря. Однако с тех пор на базе многое изменилась.
- Когда были там последний раз?
- В прошлом году. Конечно, понимаю, что меня туда пустят, и я со всеми тепло пообщаюсь, но не хочется лишний раз отвлекать людей. Они же там не на курорте.
- Вам снятся футбольные сны?
- Приснилось как-то, что играл за ветеранов. У нас что-то не получалось, я нервничал и проснулся в холодном поту. А вообще мне сны редко снятся. Перед матчами всегда спал как убитый.
ЗАНОЗА В СЕРДЦЕ
- Много лет назад довелось услышать такую забавную историю. Уже будучи знаменитым игроком, сдавали вы экзамен в Горном институте. Профессор вас не узнал. А когда ему рассказали, кто перед ним сидел, не поверил. На следующий матч "Спартака" студенты взяли его с собой. Взглянув на поле, он изумленно воскликнул: "Ба, да это же студент Черенков!" На что сидевший рядом болельщик ответил: "Сам ты, дядя, студент. А Черенков - профессор!" Как вы думаете, такое могло произойти на самом деле?
- Не исключено. Но сам я об этом прочитал в газете.
- А кто-нибудь из игроков нынешнего поколения напоминает вам вас же в лучшие годы?
- Нет, ведь футбол стал другим. Даже техника работы с мячом изменилась. Мы обычно пасовали "щечкой", а теперь чаще передачи делают "шведкой" или подъемом.
- В вашей карьере были матчи, за которые стыдно?
- "Днепру" в 1987 году я забил свой 100-й гол в чемпионатах СССР с липового пенальти. Когда его назначили, даже не успел задуматься, прав судья или нет. Мысль в голове сидела одна: "Раз дали "точку" - надо бить". Попал. Но сразу после гола у меня появилось чувство, что сделал что-то не так. И, словно в подтверждение этого, "Днепр" в самом конце матча сравнял счет. 2:2, помнится, сыграли. Не скрою, тот пенальти до сих пор как заноза в сердце.
- А вспоминаете свой прощальный матч 23 августа 1994 года?
- Бывает, идешь по улице - и вдруг ни с того ни с сего нахлынут воспоминания о том вечере. 35 тысяч зрителей в Петровском парке, несмотря на дождь, приветственное послание от президента России, которое зачитал Николай Николаевич Озеров. А когда по радио слышу песню Тамары Гвердцители "Виват, король!", звучавшую тогда на стадионе, по коже сразу бегут мурашки и меня охватывает смущение: "Неужели я это заслужил?"
- Что, интересно, чувствуешь, когда тебе стоя аплодируют столько людей, многие из которых не в силах сдержать слез?
- Я это заметил только на кассете. Камера случайно выхватила на трибуне моего друга детства - Алексея Панченко. Он очень сильный и мужественный парень, но в тот момент по его щекам текли слезы. Когда увидел это, сам едва не расплакался.
- А куда подевался красавец джип, который вам тогда подарили?
- Полгода на нем ездил, а затем обменял на семейный трейлер на колесах. За рулем джипа мне было неуютно. Чересчур громоздкий автомобиль. Сейчас у меня маленькая "шкода-фелиция", но в последнее время езжу на ней редко. В Москве сплошные пробки, и уже через два дня после поездок по центру у меня голова кругом идет. Так что по городу предпочитаю перемещаться на метро или пешком.
- На улицах узнают?
- Случается. Болельщики просят автограф, интересуются, как дела. Но все очень деликатно.
В ПРИМЕТЫ БОЛЬШЕ НЕ ВЕРЮ
- У вас, как известно, на редкость спокойный и добродушный характер. Но что-то, наверное, может вас вывести из себя?
- Нет. Всегда стараюсь сохранять выдержку и терпение.
- А если, допустим, нахамят в магазине или транспорте?
- До этого, к счастью, не доходило. Ну, подумаешь, в переполненном автобусе кто-то толкнет или на ногу наступит - считаю, ничего страшного. Где-то прочитал, что в такой ситуации лучше самому повернуться к человеку и сказать: "Извините, пожалуйста". Сначала он смотрит на тебя с недоумением, а потом сразу успокаивается. На этом инцидент исчерпан.
- Правда, что лет десять назад в Одессе цыганка предложила вам загадать три желания и два из них исполнились уже в течение следующей недели?
- Да, хотя я представить не мог, что они сбудутся.
- А как насчет третьего желания?
- Пока оно сбылось лишь наполовину. Но еще не все потеряно.
- Однажды в интервью вы признались, что мнительны и доверчивы.
- Мнительность уже в прошлом. В приметы я больше не верю. Да и раньше, если черная кошка перебегала дорогу, внимания на это не обращал. А вот доверчивость не считаю недостатком. Давно убедился, что лучше быть наивным, чем хитрым.
- О чем-нибудь в жизни сожалеете?
- Лишь о том, что никак не приучу себя чаще ходить в храм, молиться за родных и друзей. Наверное, я еще слишком слаб и грешен. Меня крестили в детстве, но я долго ничего об этом не знал. Мне уже 20 стукнуло, когда мама показала, где хранится мой крестик. В последнее время читаю православный журнал "Русский дом", книги о христианстве, слушаю радио "Радонеж". Это все очень сложно, но интересно. А главное, хочу понять, как достичь духовного совершенства, терпимости, как соблюдать заповеди Христа. Верю, что всем нам это сейчас необходимо.
- Если не секрет, что послужило причиной такой перемены?
- Не знаю... Быть может, моя болезнь, полученная в результате перегрузок. Однажды сходил в церковь, которая располагалась на территории больницы. Там батюшка читал молитвы. Раньше я не мог в церкви долго находиться. На меня что-то давило и как будто выталкивало наружу. А тогда это ощущение пропало. И с той поры всегда чувствую себя там легко и умиротворенно.
- Пост соблюдаете?
- Стараюсь, но иногда забываю. Идешь по улице, думаешь: "Курить не буду, лучше мороженое куплю". Откусишь, и вдруг вспоминаешь, что там молоко. А пить я совсем перестал. Когда-то и шампанское себе позволял, и водку, но уже полтора года - ни капли. И, знаете, не тянет. Примерно через год я понял, что запросто проживу без алкоголя. В жизни полно других радостей.
- Но от курения пока не воздерживаетесь?
- С этим сложнее. В бытность игроком мало курил. А начал работать тренером - и в день почти по пачке улетало. Время от времени бросаю, но долго продержаться без сигарет пока не удается. Но надежды навсегда с ними расстаться не теряю.
- Когда плохое настроение, что вам может его поднять?
- Упование на Господа Бога и молитва. Правда, если утром просыпаюсь в плохом расположении духа, сразу бегу на кухню, завариваю кофе и выкуриваю сигарету. Потом начинаю себя за это ругать. Почему не сообразил, что сначала надо почитать молитву и успокоиться? Видите, я еще достаточно грешен.
УЖЕ ДЕДУШКА
- Сколько лет вашим детям?
- Насте, дочери от первого брака, 20. Она замужем и недавно родила девочку. Так что я уже полгода дедушка (смеется). А сыну Денису - 15. Занимается дзюдо.
- Вам знакома проблема отцов и детей?
- Конечно. Мой житейский опыт порой не может возобладать над их эмоциями. Увы, у современной молодежи идет деградация культуры. Словарный запас становится, как у людоедки Эллочки. Русский - великий и красивый язык, а как наши подростки разговаривают? На жаргоне и сленге! Хотя чему удивляться, если матом у нас уже едва ли не в открытую ругаются в прессе и на телевидении...
- Что-нибудь мешает вам назвать себя счастливым?
- Нет. Я действительно счастливый человек. И своей нынешней жизнью вполне доволен.
...Мы расстались. На прощание Черенков подарил мне свою новую книгу "Мастер и мяч" и написал на обороте: "Александру Кружкову - успехов, удач и всего самого-самого доброго!" "Спасибо", - ответил я и почему-то смутился, не найдя, что еще сказать. Но мысленно пожелал ему того же.
Александр КРУЖКОВ