Газета Спорт-Экспресс № 152 (2645) от 7 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

8 июля 2001

8 июля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Президент "Алании" Сергей Такоев молод - ему 37 лет. Но несмотря на это, он не только возглавляет клуб, но и занимает высокую государственную должность - вице-премьер Республики Северная Осетия-Алания. И началась беседа с ним журналистов отдела футбола "СЭ" со вполне логичного вопроса: как Такоев, отвечающий в правительстве за социальный блок, успевает заниматься делами клуба?

Сергей ТАКОЕВ:
"НАДЕЕМСЯ НА БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ МЕСТО В КОНЦЕ ДЕСЯТКИ"

О ПОЛУТОРА МИЛЛИОНАХ ДОЛЛАРОВ И ВОДОЧНЫХ ЗАВОДАХ

- Раньше, когда я занимал по большому счету символическую должность почетного президента "Алании", времени было, конечно, побольше, - говорит Такоев. - Формально ответственность за команду несли другие люди, и я вполне мог позволить себе сконцентрироваться на всем спектре социальных вопросов - выплате пенсий, здравоохранении, культуре и т.д. Но в начале этого года пришлось вплотную заняться делами клуба. Мало кого устраивали старые методы ведения хозяйства в "Алании", и президент республики Александр Дзасохов попросил или, если угодно, приказал мне стать президентом клуба. А потом выяснилось: футбол - нечто вроде наркотика. Что им надо либо заниматься круглосуточно, либо не заниматься вообще. Теперь катастрофически не хватает времени.

- Что вы подразумеваете под "старыми методами"?

- Они были весьма незатейливы: команда жила на деньги из бюджета республики. Это, видимо, расхолаживало менеджеров "Алании": раз есть какие-то средства, нет необходимости искать спонсоров, разрабатывать рекламные концепции и т.п. Зачем? Ведь и так все хорошо. При этом у команды образовался устойчивый имидж паразита. Трудно ведь объяснить, ради чего тратятся огромные средства, тогда как жители республики месяцами не получали зарплаты и пенсии. Надо было менять форму собственности у "Алании", создавать структуры, которые зарабатывали бы реальные деньги для клуба. В общем, делать все, чтобы команда не зависела ни от бюджета республики, ни от того, насколько благосклонно относится к футболу тот или иной член правительства.

- Провинциальная команда высшего дивизиона может обойтись без государственной поддержки?

- В России с ее специфическими реалиями - нет. Поэтому в бюджете Северной Осетии заложена сумма расходов на "Аланию" - 1,8 миллиона долларов, или примерно 53 миллиона рублей.

- Сумма, по меркам высшего дивизиона, явно недостаточная.

- Да. При этом мы считаем эти деньги, скажем так, малоприкосновенным запасом и тратим их только в экстренных ситуациях. Другой вопрос, что государственная помощь может иметь разные формы. Это необязательно прямое бюджетное финансирование - такую форму поддержки я считаю неэтичной по отношению к жителям республики. Есть другой вариант. Задача менеджмента "Алании" - придумать, как заработать деньги для клуба. Правительство республики, в свою очередь, готово оказать поддержку всем коммерческим проектам, которые способствуют благосостоянию команды. Отмечу, что 55 процентов акций АО "ФК Алания" принадлежат сегодня республике. Остальные акции достанутся инвесторам.

- Говорят, в середине 90-х бюджет "Алании" формировался проще: каждый из владельцев многочисленных водочных заводов был обязан "отстегивать" часть прибыли в клубную кассу.

- Это неправда. Возможно, к сожалению.

- Сегодня у клуба есть задолженности перед игроками?

- Да. Но речь идет о небольших суммах, которые будут выплачены в ближайшее время.

- А какой доход дает выручка от продажи билетов?

- Символический. Благодаря ему мы обычно с трудом окупаем даже орграсходы по проведению матча. Интересный момент: во время домашних игр "Алании" наш 38-тысячник забит до отказа, но при этом удается продать не более 6 тысяч билетов. Откуда, спрашивается, на стадионе появляются зайцы? Не так давно мы проводили анкетирование среди болельщиков и среди прочих задали такой вот вопрос: каким образом вы попадаете на стадион? Предложили несколько вариантов ответа: по билету, по абонементу, по служебному удостоверению или другим путем. С подавляющим перевесом победил последний ответ. Тут срабатывает наш кавказский менталитет: контролеры считают невозможным брать деньги с многочисленных родственников, друзей, знакомых, которые в итоге проникают на стадион бесплатно. Но мы придумали, как решить эту проблему: теперь билеты продает фирма, получающая процент от реализации. Пройдет время, и болельщики "Алании" привыкнут покупать билеты на стадион.

О ЦСКА, ЯНОВСКОМ-МЛАДШЕМ И МАНДРЫКИНЕ

- Кто отвечает в "Алании" за селекцию?

- Главный тренер команды. Он определяет, какая из позиций нуждается в усилении, предлагает кандидатуры конкретных футболистов. Мы, в свою очередь, взвешиваем свои финансовые возможности и принимаем решение о покупке или продаже того или иного игрока. Так было при Александре Аверьянове и остается при Александре Яновском.

- Значит, Яновский дал согласие на переход в ЦСКА вратаря Вениамина Мандрыкина?

- Таким было решение самого Мандрыкина. Хотя мы были бы не против продлить с ним контракт.

- По условиям соглашения с ЦСКА Мандрыкин должен доиграть в "Алании" до конца сезона?

- Надеюсь, мы сумеем договориться об этом с президентом ЦСКА Евгением Гинером.

- Кому принадлежит сейчас воспитанник владикавказского "Автодора" Спартак Гогниев?

- Точно не "Алании". Два года назад тренерский штаб нашей команды во главе с Владимиром Гуцаевым просматривал Гогниева, но, к сожалению, счел его малоперспективным. Как выяснилось, они тогда ошиблись.

- А почему не удалось вернуть в "Аланию" Игоря Яновского?

- Причина та же, что в случае с Мандрыкиным: сегодня нам трудно конкурировать в финансовом отношении с такой богатой командой, как ЦСКА. У армейцев другие, нежели у большинства команд, возможности, а суммы, которые они предлагают, поражают воображение наших футболистов. Жаль, что мы теряем игроков, которые могли бы принести реальную пользу "Алании". Остается радоваться только тому, что в российском чемпионате появился клуб, оперирующий серьезными финансами. Симпатично и желание владельцев ЦСКА работать по европейским образцам. Хотя первым по этому пути пошел "Зенит" и его многоуважаемый президент Виталий Мутко.

О ТЕРЕХИНЕ И ИМИДЖЕ "АЛАНИИ"

- Насколько активной будет команда на трансферном рынке в период дозаявочной кампании?

- Более чем активной. "СЭ" уже рассказывал, что мы подписали контракт с четырьмя игроками "Автодора". Скоро заявим форварда сборной Словакии Янчулу. Будут и другие приобретения. Возможно, в клубе появится несколько словацких футболистов и один бразилец. Конкретных фамилий назвать не могу, но скажу, что в ближайшее время мы приобретем самого дорогого игрока в истории клуба.

- Этот игрок выступает в российском чемпионате?

- Нет, за рубежом.

- Трудно уговорить классного футболиста выступать за провинциальную команду?

- Нелегко.

- В вашем случае играет свою роль и географический фактор - близость к Чечне.

- Да. Мы не случайно считаемся одной из самых спокойных и гостеприимных республик в России, но убедить в этом футболистов очень непросто. Могу привести конкретный пример: Олег Терехин в межсезонье вполне мог оказаться в "Алании". Обо всем вроде бы договорились, но тут раздается звонок. "Извините, Сергей Керменович, - говорит Терехин. - Жена категорически против переезда во Владикавказ".

- В межсезонье много говорили о том, что "Алания" намерена приобрести легендарного защитника сборной Германии и "Боруссии" Юргена Колера. Переговоры с ним действительно имели место или это была своего рода "пиаровская" акция?

- Колер не просто мог, а должен был стать игроком "Алании". Мы провели предварительные переговоры с агентами футболиста, в ходе которых выяснилось: он нам вполне по карману. Я очень хотел приобрести Колера, помимо всего прочего, он мог бы стать кем-то вроде дядьки-наставника для молодых игроков "Алании". Кроме того, покупка чемпиона мира-90 позитивно сказалась бы на имидже российского первенства. В общем, цель оправдывала средства. Оставалось решить вопрос на уровне руководства "Алании", но тут-то и возникли проблемы. На клубном собрании, в ходе которого решался вопрос о приобретении игрока, я неожиданно остался в меньшинстве. Пока суть да дело, Колер подписал новый контракт с "Боруссией". Я извлек из этой истории важный урок: во всем, что касается футбола, надо действовать решительнее.

ОБ АВЕРЬЯНОВЕ, ГАЗЗАЕВЕ И ЯНОВСКОМ-СТАРШЕМ

- У вас в межсезонье не было опасений, что "Алания" провалит старт сезона?

- Нет. Наоборот - мы рассчитывали, что с самого начала сумеем закрепиться в верхней части таблицы.

- Потому и расстались с Аверьяновым?

- Мы расстались по-доброму. Аверьянов и сам понимал: его уход придаст команде дополнительный импульс. "Игроки в хорошем состоянии как с технико-тактической, так и с физической точек зрения, - говорил он. - Возможно, психологический барьер, появившийся после стартовых поражений, исчезнет с моим уходом". Согласитесь, это слова мужественного и искреннего человека. Очень приятно, что, несмотря на случившееся, мы с Аверьяновым остались друзьями. Наш бывший тренер даже позвонил посоветоваться, когда получил предложение от "Факела".

- В тот критический для "Алании" момент не возникало желания вернуть Валерия Газзаева?

- Возникало. Газзаев - максималист, своим менталитетом полностью соответствующий духу "Алании". Переоценить его заслуги перед командой невозможно: все, чего мы достигли в середине 90-х, связано с именем Валерия Георгиевича. Мы не хотели, чтобы он уходил в "Динамо" в 99-м - тогда президент республики лично уговаривал его остаться. И когда минувшей весной Газзаев ушел из "Динамо", он сразу получил предложение возглавить "Аланию". Увы, выяснилось, что РФС и его президент Вячеслав Колосков сыграли, что называется, "на опережение", пригласив Газзаева на пост наставника молодежной сборной. И тут, как мне кажется, сработал психологический фактор: после 13 лет работы в условиях нервотрепки высшего дивизиона Газзаеву необходима была творческая пауза. С другой стороны, ему трудно было прожить без футбола. В этом отношении предложение Колоскова выглядело идеальным. И еще: Газзаев отнесся к работе со сборной, которая на тот момент находилась в крайне непростой ситуации, как к вызову. Но, оставшись в Москве, Валерий Георгиевич не теряет контакт с "Аланией": консультирует Яновского, с которым знаком много лет, общается с игроками.

- Яновский как тренер - временная фигура для "Алании"?

- Нет. В конце сезона мы намерены предложить Яновскому подписать новый контракт с "Аланией". Стучу по дереву, но, похоже, мы сделали правильный выбор, вверив ему бразды правления в критической для "Алании" ситуации.

- Какая задача стоит сейчас перед Яновским?

- Отвечу словами Гинера: мы не ставим турнирных задач, но намерены выигрывать в каждом матче. Предпосылки к этому есть: все специалисты признают, что "Алания" сегодня - одна из самых симпатичных по игре команд. Между прочим, в анкете мы поинтересовались у болельщиков, какое место "Алании" в этом сезоне их устроит. Оказалось, большинство будет довольно, если команда завершит чемпионат на 8 - 10-м местах и будет при этом демонстрировать качественный футбол. Но мы надеемся, что "Алания"-2001 способна на большее.

- Говорят, вы собирались пригласить на роль консультанта знаменитого словацкого тренера Йозефа Венглоша.

- Это правда. Мы разговаривали с Венглошем в Москве в день матча Россия - Югославия. Но дело в том, что этот известнейший в футбольном мире специалист донельзя загружен работой в УЕФА, а план его командировок расписан чуть ли не до конца года. Договорились вернуться к этому вопросу после окончания сезона.

- Каким видите будущее "Алании"?

- В последнее время уделяем огромное внимание развитию детско-юношеского футбола: помогаем спортшколам, намерены открыть региональный футбольный интернат. Надеемся со временем сделать из "Алании" клуб серьезного европейского уровня. А ставку будем делать на местных игроков, которых усилят несколько звезд из России и зарубежа.

Никита КИМ