Газета Спорт-Экспресс № 150 (2643) от 5 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
БОКС |
23 июня, победив испанца Хавьера Кастильехо, Оскар Де Ла Хойя стал третьим в истории боксером, завоевавшим чемпионские титулы в пяти весовых категориях. Многие, правда, считают, что один из титулов Де Ла Хойи - липовый, и он не может встать в один ряд с великими Шугаром Рэем Леонардом и Томасом Хернсом. Но присмотримся повнимательнее: а у них-то все было чисто?
Шугар Де Ла ХОЙЯ |
ТИТУЛЫ ДЯДИ ТОМА
У Томаса Хернса ситуация в принципе очень похожа на ту, что сложилась у Де Ла Хойи, хотя и не совсем. Из титулов Оскара сомнение вызывает первый, завоеванный в 1994 году. Он дрался тогда с чемпионом мира по версии WBO в первом легком весе датчанином Джимми Бредалом, которого нокаутировал в 10-м раунде. Ни титул WBO, ни сам Бредал не пользовались тогда никаким почтением. Достаточно сказать, что датчанин получил за этот бой всего 50 тысяч долларов, в то время как Де Ла Хойя - миллион. Возможно, Золотой Мальчик мог тогда победить и чемпионов по более престижным версиям, однако решил не рисковать и встретиться с Бредалом. Когда Де Ла Хойю спросили, почему он при его таланте дерется за второстепенный титул с третьесортным боксером, Оскар ответил, что всякий титул есть титул.
Томас Хернс в 1988 году тоже завоевал титул по версии WBO в первом полутяжелом весе, победив малоизвестного Джеймса Кинчена. Собственно, с Хернса WBO и начинала свое существование. Эта организация тогда только появилась, и для повышения авторитета ей срочно нужен был какой-то герой в качестве чемпиона. Хернс с его послужным списком подходил для этой роли идеально. К тому моменту он побывал чемпионом в полусреднем, первом среднем, среднем и полутяжелом весах, перепрыгнув через первый полутяжелый. Свежеиспеченная WBO дала ему возможность восполнить этот пробел, однако желаемых дивидендов чемпионство Хернса ей не принесло. Более весомый титул в первом полутяжелом Томас так и не завоевал. Зато еще раз стал чемпионом в полутяжелом, в результате чего у него получился самый фантастический послужной список в истории. Правда, той славы, которую он заслуживал, Хернсу это не принесло. До статуса общенациональной суперзвезды ему было почти так же далеко, как в ту пору, когда в Детройте мальчишкой он начинал заниматься боксом. Хернс так и остался только боксером - каким угодно великим, но всего лишь боксером. В отличие от своего великого современника - Шугара Рэя Леонарда.
САХАРНАЯ ВЕРШИНА НАД ЗОЛОТОЙ ДОЛИНОЙ
Когда в 1992 году в олимпийской Барселоне взошла золотая звезда Оскара Де Ла Хойи, было уже ясно, чей путь в боксе, шоу-бизнесе и массовой культуре он попытается повторить.
Все пути для Золотого Мальчика проложил Сладкий Мальчик - Рэй Леонард. Собственно, в английском прозвище Шугар (Sugar) не имеет того скабрезного оттенка, что в русском "сладкий", когда речь идет о мужчине. До Леонарда так звали двух видных персонажей американской массовой культуры - реального и кинематографического. Реальным был самый, возможно, великий боксер в истории Шугар Рэй Робинсон, который с 1946 по 1960 год шесть раз владел чемпионскими титулами - один раз в полусреднем весе и пять в среднем. Ну а кинематографическим - конечно, героиня Мэрилин Монро из фильма "В джазе только девушки". В русском переводе ее звали Душечка, в оригинале - Sugar. Где-то между ними и примостился Рэй Леонард.
Робинсон профессионально бил степ и, покинув ринг, даже попытался зарабатывать этим себе на жизнь, но не вышло. Шоумен он был в целом неплохой, как на сцене, так и на ринге, но, видимо, не угадал жанр, а может, не хватило внешности или артистизма. У Рэя Леонарда и того, и другого было в избытке. Само прозвище в стиле "унисекс" говорит, разумеется, не о нетрадиционной сексуальной ориентации - с этим и у Робинсона, и у Леонарда все было донельзя традиционно, - а о том месте, которое один попытался занять в массовой культуре, а другой занял.
Профессиональный ринг дал множество самых колоритных типажей, но один всегда был в дефиците - как, впрочем, и в жизни. Это добрый, обаятельный и улыбчивый парень, не агрессивный, но при этом прекрасно умеющий за себя постоять. Короче говоря, что-то вроде героя Леонардо Ди Каприо из "Титаника". Рэй Леонард играл этот типаж в жизни более 10 лет.
Нельзя сказать, что Леонард просто лицемер и манипулятор общественным мнением. Судя по всему, он действительно хороший парень, но еще и артист, сыгравший некий архитип Хорошего Парня, от которого в равной степени без ума как женщины, так и самые нормальные мужчины.
Лет двадцать назад я постоянно ходил в Библиотеку иностранной литературы читать журнал Sports Illustrated, единственный в то время доступный источник информации о профессиональном боксе, не считая польского журнала "Бокс". И просто диву давался, какими словами и в каком тоне американские авторы писали о Рэе Леонарде. Честное слово, так говорят о любимой девушке, а не о любимом боксере. Для всех остальных боксеров был один стиль, а для Леонарда - другой. Какое-то всеобщее тотальное обожание, до которого Де Ла Хойя так никогда и не поднялся и уже не поднимется.
Леонард стал одной из самых значительных фигур Америки конца 70-х - 80-х и талантливо стриг купоны со своей популярности. Так, за свой матч с Томасом Хернсом в 1981 году, выигранный техническим нокаутом в 14-м раунде, Шугар Рэй получил более 11 миллионов долларов - гонорар, о котором тогдашние тяжеловесы могли только мечтать, и то без особой надежды.
Однако, говоря о Леонарде, нельзя забывать о том, что он был действительно выдающимся боксером. И, в отличие от Де Ла Хойи, не искал легких путей. В 1979 году, то есть через три года после победы на монреальской Олимпиаде, он уже дрался с одним из самых выдающихся чемпионов в истории Уилфредо Бенитесом за принадлежавший тому чемпионский титул в полусреднем весе по версии WBC. Большинство противников не смогли в Бенитеса даже попасть, а Леонард нокаутировал его в 15-м раунде.
Полгода спустя гениальный мальчишка, каким был тогда Леонард, проиграл великому уличному бойцу и великому боксеру панамцу Роберто Дюрану, однако всего через пять месяцев снова вышел на ринг против него же. Только теперь Дюрану противостоял уже настоящий мужик. Мужик дал бой мужику, да такой, что Дюран в истерическом приступе, вызванном собственной беспомощностью, в 8-м раунде неожиданно капитулировал, сказав при этом ставшие в Америке крылатыми и понятными без перевода слова: "No mas" ("Хватит").
Между делом Леонард в 1981 году "сбегал" в первый средний вес и, победив далеко не последнего боксера Аюба Каллуле, завоевал чемпионский титул по версии WBA, а затем вернулся в полусредний, благо повод для этого был. Леонарду по-прежнему принадлежал чемпионский титул в этом весе по версии WBC, а Томасу Хернсу - по версии WBA. Лучшей пары было не сыскать, и 16 октября 1981 года бой состоялся. Как он закончился, вы уже знаете.
Потом Рэй несколько раз уходил с ринга и возвращался, пока наконец 6 апреля 1987 года не встретился с Марвином Хэглером. Много лет Хэглер был абсолютным чемпионом в среднем весе, но непосредственно перед боем из-за каких-то разногласий WBA лишила его титула. Тем не менее Марвин сохранял пояс по не менее престижной версии WBC, а кроме того, по общему и абсолютно справедливому мнению считался одним из самых выдающихся средневесов в истории. В 1985 году он за три раунда расправился с Томасом Хернсом, с которым сам Леонард провозился четырнадцать.
Перед боем Леонард, не выходивший перед тем на ринг три года, казалось, сам себя убеждал в том, что у него есть шансы на победу. Поклонники бокса по-прежнему его обожали, но ставили в основном на Хэглера - и ошиблись. В одном из самых красивых и упорных боев в истории бокса Леонард победил по очкам.
В карьере Оскара Де Ла Хойи не было ни Бенитеса, ни Дюрана, ни Хернса. Не уверен, что он бы справился хотя бы с одним из них, но со всеми тремя, уверен, не справился бы. А против Хэглера Золотой Мальчик просто никогда бы не вышел. Впрочем, упрекать его за это не стоит - Оскар все-таки потоньше Леонарда в кости и недостаточно силен физически, чтобы драться с таким монстром, как Хэглер.
Пожалуй, здесь Леонарду стоило остановиться, но он не мог, так как давно стал наркоманом собственной славы, которая, кстати, постепенно блекла. Леонард слишком долго находился под лучами софитов, которые постепенно высветили и некоторые его не самые симпатичные черты, прежде всего самовлюбленность, граничащую с нарциссизмом, и крайнее жлобство. Кроме того, появилось много желающих разъяснить массам, как Леонард манипулирует их мнением, и еще больше желающих их послушать. И здесь Леонард напоследок провернул свою самую гениальную манипуляцию с общественным мнением, высший PR-пилотаж, в результате которого и стал первым в истории чемпионом в пяти весовых категориях.
К 1988 году WBC, вслед за IBF и WBA, ввел новую весовую категорию - первый полутяжелый вес (до 168 фунтов, или 76,2 кг). То, что произошло дальше, с трудом поддается объяснению, но за всем этим просматривается какая-то хитрая махинация Леонарда.
Чемпионом мира в полутяжелом весе (до 175 фунтов, или 79,4 кг) по версии WBC был тогда довольно заурядный боксер Донни Лалонде. Почему-то руководство WBC решило провести бой за свой титул в новой, первой полутяжелой, весовой категории между ним и Рэем Леонардом. Но ведь Лалонде оставался чемпионом и в полутяжелом весе. Вот и замечательно это будет бой за чемпионский титул сразу в двух весовых категориях! А как быть с весом? Очень просто - Лалонде сбросит вес до 168 фунтов, а Леонард немножко наберет.
7 ноября 1988 года измочаленный сгонкой веса Лалонде вышел против Леонарда. Он все равно был физически намного сильнее и даже сумел послать соперника в нокдаун, но в 9-м раунде гениальный Рэй его нокаутировал и стал, таким образом, чемпионом сразу в двух весовых категориях, в одной из которых даже никогда не выступал. Золотому Мальчику такое и не снилось!
Конец карьеры Леонарда был все же грустным - как многие и до него, и после, он слишком задержался на ринге, пока наконец в 1991 году не покинул его после проигрыша Терри Норрису. Но, как оказалось, не навсегда.
НА ЗОЛОТЫХ ЛЫЖАХ ПО САХАРНОЙ ЛЫЖНЕ
Оскар Де Ла Хойя не мог не понимать, что лучше Леонарда ничего не придумает. Он и не стал этого делать. После ухода Рэя образовался вакуум, который Оскар поспешил заполнить. Это Плохих Парней всегда навалом, а Хорошие вечно в дефиците. Однако Золотой Мальчик начал с того, чем Леонард закончил, - с манипуляций.
К 1999 году, то есть за первые шесть лет своей профессиональной карьеры, Де Ла Хойя завоевал титулы в трех (а с учетом WBO в четырех) весовых категориях, ни разу при этом по-настоящему не рискнув. Схема была простая, никакого жульничества, просто известная ловкость. Обилие организаций, каждая из которых объявляет своих чемпионов, оставляет большой простор для маневра. Многие из этих чемпионов - дутые, их вывели на вершину с помощью разных манипуляций, другие состарились, и здесь требуется просто в нужный момент оказаться в нужном месте. Так Де Ла Хойя и делал. Пожалуй, только в бою за свой первый настоящий титул, в легком весе по версии IBF с Рафаэлем Руэласом 6 мая 1995 года, он хоть сколько-то рисковал. Но боксер он все-таки выдающийся, потому и выиграл - нокаутом во втором раунде.
Второй титул, в первом полусреднем весе по версии WBC, Золотой Мальчик отобрал у великой мексиканской легенды - Хулио Сесара Чавеса. Правда, от легенды на тот момент осталось одно предание. К тому же сыграло роль и то, что в течение первых шести лет карьеры Оскар фактически никогда не выступал в своей весовой категории. Благодаря очень здоровому организму он проводил такие игры со своим весом, которых большинство боксеров позволить себе не может.
Например, лимит первого полусреднего веса составляет 140 фунтов (63,5 кг). Взвешивание проводится за сутки до боя. Так вот, разница в весе у Оскара на момент взвешивания и на момент начала боя составляла порой до 5 - 6 кг, и это было не раз зафиксировано документально. Ничего нечестного в этом нет, и так поступают все, кто может, но, разумеется, такая игра с весом давала Оскару очень ощутимое преимущество. Так против Чавеса, который при росте 170 см на момент боя весил килограммов 65, вышел боксер, чей вес составил 69 килограммов при росте 180 см, да к тому же намного более молодой и быстрый.
Следующий титул Де Ла Хойя завоевал 12 апреля 1997 года после того, как победил по очкам чемпиона мира по версии WBC Пирнелла Уитакера. Впрочем, о том, победил ли, спорят по сей день. Бой был равный, но судьи отдали победу Золотому Мальчику.
Водить публику за нос можно только до поры до времени, и Де Ла Хойя как настоящий артист вовремя это понял. С 1999 года он стал встречаться с боксерами, представлявшими для него реальную угрозу, и здесь, как и следовало ожидать, все сложилось далеко не так просто. У очень сильного нигерийца Айка Квортея он хоть с грехом пополам, но выиграл, а вот Феликсу Тринидаду, чемпиону мира в полусреднем весе по версии IBF, проиграл, причем по собственной дури. Уверенно лидируя после восьми раундов, Оскар решил побегать от противника и показать, что тот не сможет его ударить. Так и вышло, но разозлившиеся на Де Ла Хойю судьи отдали победу Тринидаду. От матча-реванша тот уклонился.
Этот бой пытались разрекламировать как противостояние новых Леонарда и Хернса. Однако очень скоро стало ясно, что Тринидад далеко не Хернс, а Де Ла Хойя далеко не Леонард. Тем не менее машина, когда-то пущенная Рэем, разогналась, и за достаточно бесцветное выступление Де Ла Хойя получил больше 20 миллионов.
Тогда он решил вспомнить былое и побить кого-нибудь маленького. Потяжелевший бывший чемпион в легком весе Шейн Мосли казался подходящей жертвой, но неожиданно победил Золотого Мальчика его же оружием - скоростью. И вот тогда настал черед чемпиона мира в первом среднем весе по версии WBC Кастильехо. Испанец был побит, а Золотой Мальчик получил не то четвертый, не то пятый титул и вроде бы хоть в чем-то сравнялся с Леонардом, чьей довольно бледной копией его можно назвать.
Жизнь полна грустной иронии: был момент, когда оригинал начал завидовать копии. Наверное, не столько деньгам, сколько славе. В 1997 году Леонард, которому уже перевалило за сорок, неожиданно вернулся на ринг, чтобы провести бой с известным боксером Эктором Камачо. Конечно, Рэй проиграл. Он и не мог не проиграть. После боя один из друзей спросил его: "Почему ты это сделал?" "Потому что я идиот", - ответил самый умный человек, который когда-либо выходил на ринг.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ