Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2
ВЕЛО ОТ "СЭ" |
Павел ТОНКОВ
НАДОЕЛИ СКАНДАЛЫ!
Удивительная все-таки личность - победитель гонки "Джиро д'Италия" 1996 года и второй призер итальянского тура 1997 года Павел Тонков. Нельзя сказать, что он не любит общаться с прессой, вовсе нет. Скорее наоборот. Тонков с удовольствием соглашается на интервью, назначает время и затем... исчезает. Иногда навечно. И это не мое персональное мнение. Так говорят мои итальянские коллеги, а уж они прекрасно изучили Павла Тонкова за несколько лет.
Почему так происходит? Мой приятель из миланской La Gazzetta dello Sport Пьер Бергонци однажды сказал: "Евгений Берзин, победитель "Джиро"-94, говорит, не останавливаясь, и иногда быстрее итальянцев, даже в том случае, если ему абсолютно нечего сказать. Тонков же хочет сказать очень многое, но чаще всего молчит".
Нечто подобное произошло и на этот раз. Мы с Павлом договорились об интервью, а затем я несколько дней разыскивал его при помощи многочисленных телефонов!
- Тренировки, домашние дела, - попытался оправдаться один из сильнейших российских шоссейников-профи. - Так что вас интересует?
- В какой вы сейчас форме?
- Я доволен, удалось добиться того, чего хотел. Недавно во Франции закончилась гонка высшей категории "Критериум Дофине Либере". Я занял второе место и проиграл в общем зачете победителю - Кристофу Моро из "Фестины" - всего-то секунду
- Какой старт в нынешнем сезоне вы считаете главным?
- Главного старта в этом году не предвидится.
- ?!
- Основным стартом сезона для меня и моей команды "Меркьюри" был "Тур де Франс". Но, хотя наша велоконюшня находится в первом дивизионе и объективно имеет полное право стартовать во Франции, организаторы нас в "Тур" не поставили. Зато пригласили для участия в гонке несколько второсортных французских команд. Считаю, что с точки зрения развития велоспорта нынешняя "Большая петля" окажется если не шагом назад, то маршем на месте - точно.
- Значит, в июле у вас три недели свободного времени. Чем их займете?
- Буду отдыхать!
- Где?
- После чемпионата страны в Москве, где выйду на старт групповой гонки, поеду на пять дней в Самару. С приятелями. Соскучился по ребятам, не видел их с прошлого года, как раз с чемпионата России-2000.
- Жену с собой возьмете?
- Хотел бы. Она очень хочет побывать в Москве. Но пять дней маловато будет. Так что мы как-нибудь попозже приедем как минимум на месяц. Тогда можно будет спокойно познакомиться с городом. В этом году мы с женой поедем на неделю, может быть, на десять дней на один из испанских курортов. Возможно, к нам присоединится моя мама. Она собиралась приехать погостить.
- А как насчет соревнований? Сезон-то не в июле заканчивается...
- Честно говоря, жаль, что у меня "Тура" не будет - только форму набирать начал, как говорится, педаль пошла. После чемпионата России начну готовиться к испанской "Вуэльте".
- А как же чемпионат мира?
- Вначале надо отобраться на чемпионате России в Крылатском, так ведь?
- Да.
- Вот видите. А дальше - посмотрим. Сезон у велосипедистов длинный, и всегда очень сложно удержать форму на протяжении нескольких месяцев.
- В этом сезоне в вашем расписании не было "Джиро" - гонки, с которой связано много приятных воспоминаний. Ностальгия не мучила?
- К сожалению, боссов моей нынешней велоконюшни не интересует итальянская многодневка. У каждого спонсора свои интересы. У "Меркьюри" на первом месте "Тур". Потом "Вуэльта". Так что еще до начала сезона было ясно, что ни меня, ни моих партнеров в Италии не будет. А жаль. Мне хотелось бы еще разок проехать "Джиро". Но уговаривать начальство бессмысленно. "Меркьюри", к примеру, надо рекламировать "Форд", а "Форд" - один из спонсоров "Тур де Франс", поэтому французская многодневка интересна. Ау "Джиро" свои машины - "Фиат", к примеру.
- Как вы отреагировали на допинговый скандал, разразившийся на итальянской многодневке?
- Считаю, что от этого мировой велоспорт только страдает. И происходящее к борьбе с допингом не имеет никакого отношения. Просто появилась кучка молодых, очень амбициозных адвокатов, которые таким способом хотят набить себе цену, хотят перевернуть с ног на голову все представления о мире спорта. Слышал, что нечто подобное они попытались сотворить и с футболом, но там им развернуться не дали. В футболе ведь крутятся такие деньги, что велосипедистам и не снились. В общем, в футболе эти адвокаты-выскочки получили, как говорится, по ушам. И решили, что надо выбрать спорт попроще. Конечно, допинг есть во всех видах спорта, но в велоспорте скандалов со стимуляторами больше всего. И решили эти адвокаты пойти войной на велосипедистов.
Да, среди нас есть - и немало - "грязных" гонщиков, но большинство принимают не стимуляторы, а специальные восстанавливающие витамины, расслабляющие средства, препараты, снимающие боль. Именно эти медикаменты может найти полиция при обысках, подобных итальянскому, их применять не запрещено, но это никого не интересует! Поэтому следом за полицией появляются журналисты - и обливают грязью весь пелотон. Для них - минутное дело. А мы потом годами вынуждены отмываться от грязи. Поставить бы вас на наше место!
- Хотите сказать, что во всем пресса виновата?
- А разве среди журналистов мало желающих погреть руки на горячем, особенно когда речь идет о допинге? Честно говоря, я в Россию ездил бы гораздо чаще, чем раз в год, но некоторые журналисты делают из меня какое-то чудовище. Вот де Тонков жрет без перерыва допинг, а потом "Джиро" выигрывает! Да если бы я ел все, о чем пишут, давно бы и на велосипед сесть не смог. Некоторые мои приятели спрашивают: "А правда, Паша, ты на одних шприцах живешь?" Печально это. Печально и противно.
Александр ЛЮБИМОВ