Газета Спорт-Экспресс № 136 (2629) от 19 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

19 июня 2001

19 июня 2001 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО ОТ МОШКАРЫ

Волна футбольного бума катится вниз по Волге - эстафету у Самары и Саратова приняла Астрахань. Выступающий в первом дивизионе "Волгарь-Газпром" занимает второе после самарских "Крылышек" место в стране по посещаемости, собирая в среднем по 27 тысяч зрителей.

Чертыхаясь, покидаю Москву: ранним утром выехал из безоблачной Рязани в ситцевой рубашке, а в столице попал под дождь. По дороге в Домодедово глохнет маршрутное такси. 15-минутные попытки водителя завестись заканчиваются неудачей, а до рейса на Астрахань - меньше получаса. С двумя такими же горемыками скидываемся по полтиннику и ловим машину. Очаровательная попутчица звонит по мобильному и сообщает еще одну радостную весть: в Астрахани тоже дождь. А ведь вчера обещали "плюс 30"...

В аэропорту - тщательный досмотр. Узнав, что я из "СЭ", охранник перестает смотреть на меня, как на контрабандиста, но доверия, чувствую, все равно не внушаю. "Наркотики, оружие никто передать не просил?" - "Нет". - "Точно?" - "Точно". - "Проходи". Тем временем в зале отлета появляются инспектора и судьи. Нижегородца Масляева, назначенного на матч "Волгарь-Газпром" - "Спартак" главным, среди них нет: в последний момент отстранили. Вроде бы за игру "Амкар" - "Кубань". Долматов, помнится, рвал и метал, назвав оба пенальти в свои ворота липовыми.

Самолет трясет. Сосед, листая "Совершенно секретно", вдруг пристально вглядывается в портрет Артема Боровика. Становится жутковато. Напряжение снимает лишь сообщение бортпроводницы о том, что в Краснодаре отличная погода и температура 29 градусов.

БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ И ДОЛИНА НИЩИХ

В Астрахани жарко и душно. Многочисленные кафе на берегу Волги переполнены, народ гуляет. Перебивая друг друга, поют "Руки вверх", Стинг и уже изрядно подвыпивший диск-жокей, пытающийся наложить композицию Николаева на собственные стихи. "Вот где весь народ, оказывается! - улыбается генеральный директор "Волгаря-Газпрома" Юрий Маков. - А то езжу по городу и удивляюсь, куда люди исчезли. В этом году я на набережной всего второй раз. Дела, что поделаешь".

В июне в Астрахани небезопасно: одолевает мошкара. Тучи зловредных насекомых, размножающихся в воде и живущих сутки, буквально осадили город. Поэтому многие в это время года из него уезжают. Бороться с мушкой бесполезно: лет 15 назад ее потравили, но она снова появилась. Мелкоячеистые сетки в магазинах товары первой необходимости. Мучиться, благо, осталось недолго - мушка отомрет, как только Волга войдет в берега. А вечерами свирепствуют комары. Тренировавший в свое время "Волгарь" Элвер Юлгушов изнывал от кровопийц. "У него все тело волдырями покрывалось. Ох и настрадался!" - качает головой Маков.

Город узеньких улочек и двух портов известен не только черной икрой, но и самым длинным в Европе мостом. Его протяженность - 3 км 600 м. Правда, в Книгу рекордов Гиннесса он не занесен, поскольку опирается на остров посреди Волги. А сразу за мостом - Долина Нищих. Так здесь называют фешенебельный район многоэтажных усадеб и новостроек. Есть еще Санта-Барбара, где проживают газпромовские работники, и Белый Лебедь - тюрьма особо строгого режима.

Вообще же город икры в роскоши не купается. Средняя зарплата горожан - 2500 рублей, чуть больше стоимости килограмма волжского деликатеса. "У нас здесь не Клондайк, деньги с неба не падают, - говорит Маков. - Футболисты не бедствуют, но для высшего дивизиона нужны более мощные вливания. В этом году перед командой стоит задача занять место в десятке, желательно шестое-седьмое. Но в перспективе, если удастся реализовать все задуманное, на "вышку" непременно замахнемся".

ОТ ВРАТАРЯ ДО ГЕНДИРЕКТОРА

У большинства футбольных болельщиков Астрахань ассоциируется с именем Рината Дасаева. Вратаря, признанного 13 лет назад лучшим в Европе, здесь чтят и помнят. Но не менее популярен в Астрахани другой экс-голкипер - Юрий Маков. К своему стыду, расспрашивая гендиректора "Волгаря-Газпрома" о Дасаеве, я и не знал, что именно от моего собеседника четверть века назад унаследовал перчатки будущий страж ворот московского "Спартака" и сборной СССР.

- Не могу сказать, что в юношах Ринат очень выделялся, хотя задатки, чтобы вырасти в классного кипера, у него, безусловно, были, - вспоминает Маков. - Дебютировал в "Волгаре" он, кстати, отчасти случайно. Перед игрой в Грозном я получил травму, и перед тренерами возникла дилемма: кого ставить в "раму". А накануне наши резервисты приехали с турнира в Новороссийске, где Ринат, по отзывам, напускал "бабочек". Тем не менее ему решили дать шанс. Приезжаю через несколько дней в Пятигорск, а тренеры с порога: "Ты знаешь, какие чудеса творил Ринат в Грозном? Все тащил!" Правда, на последних минутах он сломался и выбыл до конца сезона. Но на следующий год Дасаев уже стал основным вратарем - я из-за травмы практически завершил карьеру.

- Когда Дасаева пригласил "Спартак", отговаривали? - спрашиваю Макова.

- Что вы! Наоборот, советовал цепляться за этот шанс двумя руками. Меня ведь в свое время тоже многие клубы звали: "Днепр", "Торпедо", тот же "Спартак". А в Одессе даже ключи от квартиры получил, но в последний момент передумал, о чем впоследствии жалел. У меня жена в наш медицинский институт, считавшийся в ту пору престижным, поступила, а ехать на чужбину одному не хотелось. А сейчас думаю: ставила бы она в Одессе золотые коронки, я бы за "Черноморец" играл, и жили бы припеваючи. (Смеется.)

Маков - хозяйственник. Хотя утверждает, что должность директора ему в свое время навязали: дескать, когда работал начальником команды, чувствовал себя больше на своем месте. "Волгарь" как раз вышел в первую лигу, когда бывший вратарь получил новое назначение. "Тяжело ли было в первый год? Очень. Думал, что вылетим", - признается.

СОСНОВАЯ РОЩА

Маков везет меня на базу "Волгаря", расположенную в дачном поселке за чертой города. Из магнитолы, настроенной на волну местного радио, приятный женский голос заказывает песню в честь команды Корнея Шперлинга.

Двухэтажный профилакторий в 20 метрах от Волги (при разливе вода и вовсе подступает к крыльцу) уютен и комфортабелен. Столовая, бассейн, сауна, методическая комната. Но руководителям клуба этого мало: вот-вот закипит строительство третьего этажа.

По узенькому деревянному мостику, задевая ветки деревьев, следуем к причалу. К перилам привязаны веревки от "телевизоров" и сетей. "Ну, браконьеры!" - с улыбкой бросает Маков в адрес своих игроков, проверяя снасти. Рыбы в них нет.

Тренировочное поле подчеркнуто ухожено. Но только на одной половине, где впору проводить еврокубки. "Был договор с одной фирмой, специализирующейся на укладке газонов, но она все тянула и тянула. Ничего, будем засевать сами", - отмахиваясь от назойливой мошкары, говорит гендиректор. Возле поля - молоденькие сосенки. Сажали всей командой. "Я уж не доживу до тех времен, когда роща взойдет, зато внуки этой красотой любоваться будут", - не без гордости замечает Маков. Пробовали еще посадить елочки, но прижилась только одна. Климат.

Едем на другую базу, где тренируются юноши "Волгаря" и выступающего во втором дивизионе "Судостроителя". Раньше она принадлежала "Астратексу", тоже игравшему в чемпионате России, но затем у фирмы начались проблемы, команда распалась, и спортсооружение оказалось бесхозным. На территории - два поля. Пустуют они редко. Одно из них называют "рисовым". Его присыпают стружками и какими-то удобрениями, чтобы можно было играть зимой. Зима в Астрахани, впрочем, понятие относительное. В этом году, например, снега не было.

"Судостроитель", де-факто фарм-клуб "Волгаря", почти целиком состоит из местной молодежи. "Без своих кадров не выжить, - полагает Маков. - Покупать игроков накладно, деньги нужны немалые. А как их заработать? Вырастить, к примеру, трех Дасаевых. Одного оставить в команде, а двух продать. А на вырученные средства провести точечную селекцию, взять футболистов необходимого амплуа".

ДАСАЕВ, БРАТ ДАСАЕВА

Поблизости от ДЮСШ - обшарпанный пятиэтажный дом, в котором жил один из лучших отечественных голкиперов XX века. Сейчас в бывшей квартире Дасаевых другие жильцы. На счастье корреспондента "СЭ", брат Рината, Рафик Дасаев завсегдатай матчей "Волгаря-Газпрома" - предложение побеседовать воспринял с воодушевлением.

- А ведь знаете, сегодня (13 июня. - Прим. С.И.) у Рината день рождения, - напомнил он. - 44 стукнуло. Я уже позвонил, поздравил.

- Брат часто бывает в Астрахани?

- Раз в год. У него в Москве работа, да и за ветеранов "Спартака" регулярно выступает. Для Рината футбол - образ жизни, он без него не может. Но общаемся регулярно. Не забывает он и друзей детства.

- Хотелось бы из первоисточника узнать историю, связанную с "вызволением" Рината из Испании. Слухов на этот счет ходило немало.

- Завершив карьеру в Севилье, брат не хотел возвращаться на родину. Считал, что в России его забыли, что здесь он никому не нужен. Возможно, у него была депрессия. Ринат ведь по натуре человек замкнутый, его тяжело вытащить на разговор. Но мы с троюродным братом поехали в Севилью и все-таки убедили его вернуться.

- Вы на шесть лет старше Рината, и его футбольное становление проходило на ваших глазах. Увлекся футболом он, видимо, с вашей подачи?

- Да, я играл и в баскетбол, и футбол. К сожалению, из-за операции мои выступления ограничились первенством области. Как верно подметил Константин Иванович Бесков, Ринат вышел из двора. Я играл - и его подтягивал. Как относились к нашему увлечению в семье? Мать, конечно, не поощряла. Но отец защищал. Он и привел Рината в "Волгарь" в 17-летнем возрасте.

- А как домочадцы отнеслись к приглашению Рината в "Спартак"?

- Лично я отговаривал. Во-первых, в "Спартаке" был в фаворе голкипер сборной Прохоров. Во-вторых, считал, что Ринату надо еще пару лет поиграть дома, опыта набраться. Мать тоже была против. Но отец и сам Ринат настояли: надо ехать. Такого же мнения придерживался и тренер "Волгаря" Новиков, который впоследствии стал помощником Бескова. Как говорится, все что ни делается - к лучшему.

- Сами-то чем занимаетесь?

- Строительством автомобильных дорог. Работаю в государственной фирме, заместитель начальника участка.

- В Астрахани сейчас футбольный бум. Было когда-нибудь такое?

- В 67-м, когда "Волгарь" играл в переходном турнире, тоже царил ажиотаж. Входные ворота сносили, трибуны ломали. Стадион, правда, поменьше вмещал. Нынешний интерес к футболу связываю не только с успешным выступлением команды, но и с высокой организацией работы с болельщиками. Я же ходил, хожу и буду ходить на "Волгарь" независимо от того, как он выступает. Это любовь на всю жизнь.

После этих слов Рафик Дасаев, такой же поджарый и сухопарый, как и его великий брат, поторопился на трибуны, на прощание попросив передать привет всем знакомым журналистам "СЭ" и лично Леониду Трахтенбергу. Что и делаю.

КАК В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ

На стадион приезжаю за три часа до игры. У касс уже многолюдно. Футбол в Астрахани, как верно подмечает Шперлинг, - явление социальное. "Скоро, вот увидите, люди будут лишний билетик спрашивать", - утверждает наставник волжан. Контингент на трибунах разношерстный. В ложе почетных гостей не хватает стульев - и это в отсутствие губернатора Анатолия Гужвина. Глава области пропускает домашние матчи "Волгаря" только из-за очень неотложных дел, а сейчас он в командировке в Германии.

Цены на билеты - от рубля до двадцати. Для пенсионеров, ветеранов войны, студентов и школьников установлены льготы. К первому свистку арбитра на трибунах тысяч 18. Армия безбилетников ждет перерыва, когда входные ворота распахнутся для всех желающих (в итоге аудитория составит 28 тысяч). Самому стадиону, кстати, уже больше полвека. Газон ни разу не меняли с хрущевских времен, но состояние весьма приличное. "Какие-то красные сорняки пошли, - ощупывает Маков пучок травы. - Никак вытравить не можем". Из радиорубки звучит марш Лиги чемпионов, почему-то сменяющийся заводной хоккейной песней "Великолепная пятерка и вратарь".

Программки раньше печатали на восьми страницах, теперь - на шестнадцати. Чем не показатель ажиотажа? Вокруг стадиона - сеть торговых точек, шашлыки, вобла и пиво идут на ура. Сотрудничать с "Волгарем-Газпромом" желающих все больше. При мне в кабинет Макова заходит предприниматель: хочет организовать продажу безалкогольной продукции.

Болельщики поначалу ведут себя сдержанно, но после гола Александра Кротова начинается форменное безумие. Из фанатского сектора в воздух взмывает пиратский флаг с перекрещенными костями и бумажные ленты. Трибуны запускают волну, которая опоясывает стадион не менее десятка раз. Вскакивают даже чиновники в строгих костюмах. "Тут и безногий побежит", - думаю про себя.

"Народ сегодня болел так, что всю мошкару разогнал", - восхищается торсидой автор третьего гола Валерий Шушляков, которого после матча вылавливаю по мобильному телефону. Вживую пообщаться не успел: сначала диктовал отчет в номер, а потом не отпускали из VIP-ложи. Там в честь победы ручьем лилась фирменная 40-градусная под названием "Волгарь-Газпром". Рекомендую, кстати.

Сергей ИЛЬЕВ

Астрахань - Рязань