Газета Спорт-Экспресс № 131 (2624) от 13 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3
Алексей УРМАНОВ
НУ НЕ НРАВИТСЯ МНЕ АМЕРИКА!
"То, что российский фигурист Алексей Урманов стал чемпионом Игр, выяснилось в тот самый момент, когда на табло зажглась его вторая оценка. И можно было не ждать, как закончит выступление чемпион США Скотт Дэвис".
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС",22 февраля 1994 года.
В дни, когда дома играет "Зенит", кажется, что весь Петербург стекается к стадиону "Петровский". Так было и на этот раз. В противоположном направлении - с Васильевского острова в сторону Дворцовой площади - двигались единицы, и в их числе пара спортивного вида молодых людей. Одного из них, несмотря на экстравагантную внешность, могли узнать лишь специалисты - это был экс-чемпион Франции по фигурному катанию Лоран Тобель. А вот то, что в его спутнике никто из болельщиков не признал олимпийского чемпиона Лиллехаммера Алексея Урманова, слегка удивило. И это при том, что недавно весь Питер был заклеен рекламными плакатами, с которых Алексей приглашал на программу "Ледовых звезд очарованье". Так и получилось, что первый вопрос в нашей беседе прозвучал как-то сам собой:
- Алексей, а вас вообще часто узнают на улицах Петербурга?
- Очень редко.
- Что ж, в таком случае организованное вами шоу - хороший способ напомнить о себе. На Западе представления с участием действующих звезд как любительского, так и профессионального фигурного катания чрезвычайно популярны, в России же довольно редки. Как возникла эта идея?
- В первый раз мысль сделать что-то подобное посетила меня еще года полтора назад. Но ни во что конкретное тогда не материализовалась. Сейчас же мы постарались подойти к этому вопросу серьезнее - над реализацией проекта работали три с половиной месяца.
ЗВЕЗДЫ - НАРОД ЗАНЯТОЙ
- И как восприняли эту идею те, кому вы предлагали принять участие в представлении? Ведь позади у всех напряженный сезон.
- На самом деле сейчас подобные гастрольные туры проходят по всему миру. Большинство из тех, кто выступал в Петербурге, - чемпионы мира среди профессионалов Елена Леонова с Андреем Хвалько, Ирина Лобачева с Ильёй Авербухом, Лоран Тобель, акробаты - до этого выступали в немецком туре, поэтому вопросов с их приездом в Петербург не возникло. Только швейцарская фигуристка Люсинда Ру, дав предварительное согласие, в последний момент отказалась - у нее возникли проблемы со здоровьем.
- А отказы были?
- Да, но по той же самой причине - из-за занятости в других проектах. Так, Ирина Слуцкая как раз в эти дни заканчивала выступление в Type Коллинза в Америке и не успевала приехать, Мария Бутырская каталась в Канаде...
- Больше всего вопросов возникло из-за отсутствия Евгения Плющенко. Ведь его участие наверняка позволило бы собрать гораздо больше зрителей.
- Увы, причина та же: он оказался занят.
- Зато благодаря вашему шоу российские зрители смогли познакомиться с чемпионами мира среди профессионалов в парном катании Еленой Леоновой и Андреем Хвалько. Ведь на любительском льду они вместе не выступали, а потому в нашей стране (которую, между прочим, представляют) почти никому не известны.
- Их история действительно уникальна. Лена выступала в шоу у Татьяны Анатольевны Тарасовой, и пришел момент, когда ей надо было искать нового партнера. Андрей к тому времени уже вообще не катался примерно год и работал в какой-то другой области. Но когда они встали в пару, то сразу почувствовали, что подходят друг другу. Потом стало получаться все лучше и лучше, с отдельными номерами их начали приглашать в заокеанские шоу... А когда в Америке увидели, что они действительно катаются очень хорошо, поступило приглашение на чемпионат мира среди профессионалов. Так они и поднялись на вершину. Объяснение только одно - они действительно работяги. Лену и Андрея можно назвать стопроцентными профессионалами во всех смыслах слова.
ПРИ ТЕАТРАЛЬНОМ ОСВЕЩЕНИИ
- В прошлом году вы и сами дебютировали в соревнованиях фигуристов-профессионалов. Как быстро удалось адаптироваться к новым правилам и требованиям?
- Отличий, конечно, множество. Одно из главных - количество участников. В любительских чемпионатах мира в последние годы стартует по 40 - 45 участников, в профессиональных же - четыре-пять, максимум шесть. Сама система проведения соревнований напоминает шоу - все происходит в один вечер. Можно сравнить это с показательными выступлениями - разрешается использовать музыку с голосом, предметы реквизита, произвольная программа выполняется не при обычном освещении, а при театральном - в лучах... Но с оценками. И судейство тоже абсолютно другое - пять судей вместо девяти, десятибалльная система вместо шестибалльной, существуют ограничения по количеству элементов. Но сказать, что это другой вид спорта, все же нельзя. И адаптироваться мне удалось довольно быстро.
- Существует ли отличие во взаимоотношениях между участниками соревнований? Все-таки у профессионалов, наверное, нет такой жесткой конкуренции, каждый все давно уже доказал и сознает, что все вы находитесь "в одной лодке".
- Я, честно говоря, особой войны между спортсменами и на любительских соревнованиях не видел. Накал страстей - да. Он в любительских турнирах намного выше. А в профессионалах люди гораздо проще ко всему относятся. В том числе и к тому, занять ли второе или третье место. Все понимают, что каждый из четырех-пяти участников реально достоин выиграть, а первое место всего одно. Но по большому счету и на любительских соревнованиях разница между серебром и бронзой не так уж велика. Спортсмена в принципе должно интересовать только одно место - первое.
ЗА БУМАЖКУ В ТЮРЬМУ? БРЕД!
- Второй сезон на профессиональном льду для вас чем-то отличался от первого?
- Кроме спортивного результата, который оказался хуже, чем годом ранее, принципиальное отличие в том, что на сей раз было гораздо меньше выступлений. Значит, стало меньше работы. Наверное, это связано еще и с тем, что я отказался переехать в США. Хотя мне и говорили, что, живя в Америке, я буду больше задействован в выступлениях. Но я не хочу уезжать туда. Во всяком случае, сейчас.
- Не хотите переезжать в США или покидать Россию?
- Мне просто не нравится в Америке. Да, какие-то вещи там проще. Да, в том, что касается профессии, у меня было бы больше возможностей. Но не нравится, и все. Человек привыкает ко всему. Мы привыкли к этой жизни и не замечаем многих вещей, которые шокируют людей, приезжающих в Россию. Даже тех, кто просто надолго покидал ее. Но меня точно так же шокируют какие-то вещи, которые происходят в Америке. Вот только что услышал, что теперь в некоторых штатах могут отдать под суд и даже посадить в тюрьму за то, что ты кинул бумажку на улице или ехал в автомобиле, не пристегнувшись ремнем безопасности. На мой взгляд, это уже даже не перебор, а просто бред... Из-за разницы менталитетов мы с американцами очень во многом не понимаем друг друга. Здесь я чувствую себя гораздо комфортнее.
МЕЧТАЛ О БРОНЗЕ - СТАЛ ЧЕМПИОНОМ
- Питерское шоу началось с фрагмента вашей произвольной программы 1999 года - последней, с которой вы выступали в любительских соревнованиях. Значит ли это, что именно она - ваша любимая? Или все-таки другая - та, что принесла золотую олимпийскую медаль в Лиллехаммере?
- Они все разные. Каждую программу по-своему переживаешь, каждая по-своему любима. Конечно, лиллехаммерская вызывает особые чувства, но между этими двумя программами прошло целых пять лет. Вырос уровень, какие-то вещи я стал гораздо профессиональнее делать с точки зрения артистизма...
- И раз мы уж затронули эту тему... Алексей, ваша победа на Олимпиаде стала одной из самых громких сенсаций Игр. А сами вы хоть в глубине души надеялись тогда на золото?
- Нет, конечно. Как можно было всерьез рассчитывать на победу, если как раз в тот год специально для участия в Олимпийских играх вернулись многие профессионалы, в том числе Витя Петренко. Так что борьба ожидалась серьезная. Конечно, всегда что-то планируешь. И я накануне Игр думал: попаду в тройку - это будет суперрезультат!
- Эта победа многое изменила в жизни? В смысле отношения к вам власть имущих, в бытовых вопросах?
- Многое. Но это вообще-то довольно сложный вопрос, ведь в любом случае перемены происходят с нами постоянно: каждый год, каждый сезон. И четко определить роль той золотой медали сейчас уже трудно. С точки зрения бытовой, конечно, город помог - дал квартиру, выделил премиальные... Но, мне кажется, проблема гораздо глубже. Отношение к людям, сделавшим для страны что-то важное в спорте, - показатель уровня патриотизма в обществе, а он в России пока очень низок.
- Довольны ли вы тем, как сложилась карьера в любительском спорте? Или есть повод пожалеть о чем-то несвершенном - например, о том, что так и не удалось стать чемпионом мира?
- Конечно, здорово было бы выиграть все турниры на свете. Но это в любом случае невозможно. Как ни старайся, а все равно выяснится, что ты не выигрывал, например, чемпионат города. Или двора. Или школы. У каждого своя судьба. Мне, например, действительно фатально не везло с чемпионатами мира - то перегорал, то уставал к концу сезона. В 1997-м казалось - все, должен выиграть. Ведь был в отличной форме... И - травма! А вот Элвису Стойко не везет с Олимпийскими играми. То его обыгрывает Алексей Урманов, то Илья Кулик, а великий канадец остается "вечно вторым". И похоже, его мечте так и не суждено сбыться. Нет, я считаю, что у меня нет оснований жаловаться на судьбу.
ГВОЗДЕМ ПО ЛЬДУ
- Заняться тренерской деятельностью давно решили?
- Где-то в конце любительской карьеры начал думать: что и как буду делать в жизни дальше. И хотя это и нельзя сравнивать с тренерской работой, начал что-то подсказывать молодым фигуристам. Показалось, что мои советы приносили им пользу.
- А каковы первые впечатления уже от полноценной тренерской работы?
- Мне интересно. Каждый день приносит какие-то открытия. Смотришь на происходящее не глазами спортсмена, а под совершенно иным углом. Уже столкнулся с некоторыми моментами, которые показали, что я пока не полностью готов к этой работе. Например, нужно настроить ученика перед выступлением. Одно дело, когда настраиваешься сам, и совсем другое, когда твоих слов ждут дети. Ты для них авторитет. И как найти те самые слова, которые в критический момент помогут им? Это настоящее искусство. Оно может прийти только с опытом.
- Помогает в первых шагах на новом поприще многолетний опыт работы с таким тренером, как Алексей Мишин?
- Безусловно. Алексей Николаевич ведь не только великий тренер, но еще и педагог, профессор. Он очень много работал над теорией фигурного катания, раскладывая буквально по полочкам технику прыжков. Сейчас все наработки, которые применял Мишин в нашей совместной деятельности, я могу использовать, тренируя своих учеников. Получилось, что совсем необязательно было сидеть на лекциях и писать конспекты. Те же самые вещи я узнавал на льду, причем все теоретические догадки сразу проверялись на практике. Иногда бывало, что Мишин брал в руки ключ или гвоздь и начинал прямо по льду рисовать - какие линии, куда надо поехать... Сейчас я часто ловлю себя на мысли, что некоторые вещи, о которых мы лет десять назад с ним говорили и которые я, казалось, давно забыл, сами собой всплывают из подкорки.
- Алексей, последний вопрос традиционен: планы на будущее. Планируете ли в следующем сезоне продолжать выступления на профессиональном льду?
- Если пригласят - конечно. За лето собираюсь подготовить новые программы. А основные планы - развивать уже начатое. Тренировать детей. Постараться ближе к осени снова организовать что-нибудь подобное тому представлению, которое прошло в Петербурге. Если сейчас по горячим следам оценивать первый опыт, то главный результат в том, что зрителям шоу понравилось. А то, что не удалось собрать в "Юбилейном" полные трибуны, указывает на ошибки, которые мы допустили при организации. Впредь постараемся их не повторять.
Владимир ЮРИНОВ |
Санкт-Петербург |