Газета Спорт-Экспресс № 128 (2621) от 8 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1. ЛЮКСЕМБУРГ - РОССИЯ - 1:2 |
Стенька РАЗИН НА ФРАНЦУЗСКОМ
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Люксембурга |
НАШИ В ГОРОДЕ
Произнести дежурную фразу о том, что в последние дни столица Люксембурга жила большим футболом, было бы явным преувеличением. Прогуливаясь в среду по городу, не увидел ни одного плаката или объявления, связанного с предстоящей игрой. За столиками многочисленных кафе под кронами платанов люди пили соки, колу или что-то покрепче, слушали сольные выступления уличных музыкантов, просто болтали. Болельщиков с флагами и барабанами, разогревающихся перед матчами здравицами в честь любимых команд, я так и не увидел. Неужели подданным Великого Герцогства не до футбола?
На какой-то момент отлегло от сердца, когда часа за полтора до начала матча шагал к стадиону. На прилегающих улицах наконец-то увидел долгожданное оживление в форме автомобильных пробок. Впрочем, радость моя оказалась преждевременной: просто был час пик, и люди ехали с работы, даже не замедляя ход у арены имени Жози Бартеля. "Что можно ожидать от этих люксембуржцев, если даже стадион, где проводятся чуть ли не все матчи в стране, они назвали не в честь футболиста, а именем легкоатлета - своего единственного олимпийского чемпиона, выигравшего золото в забеге на 1500 метров еще в Хельсинки в далеком 1952 году", - с трудом сдерживая накипавший благородный гнев футбольного болельщика, рассуждал я.
К счастью, рядом оказались соотечественники. По мере приближения к стадиону русская речь слышалась все чаще и громче. Возле одной из касс, у которой стояли лишь два человека, настроение вообще поднялось: услышал монолог некоего русскоязычного болельщика, громко обращавшегося к своему другу по мобильному телефону: "Старик, я сделал тебе два билета". "Сделать" никакого труда на самом деле не представляло: за стеклянными окошечками касс были четко видны высоченные стопки нераскупленных билетов.
Вскоре стало совершенно очевидно, что болельщики сборной Люксембурга в домашнем матче своей команды будут в явном меньшинстве: народ шел на стадион в основном с флагами России, Казахстана, Армении, полотнищами "Спартака", "Зенита", "Динамо"... У служебного входа увидел знакомое лицо актера театра имени Маяковского Александра Фатюшина. Когда спросил, какими судьбами он здесь оказался, сразу понял, что задал некорректный вопрос. "Да я практически всегда езжу с нашей сборной! - в сердцах кинул артист. - Был и во Франции, и в Андорре, и в Швейцарии... Меня уже почти всерьез считают талисманом сборной России, и в Люксембург я прилетел в одном самолете с командой. Меня тут часто спрашивают, кто победит... Нахожу этот вопрос бестактным. Помню, летели на отборочный матч чемпионата Европы во Францию. Никто не верил в нашу победу, а я сказал, что мы выиграем. Тогда надо мной смеялись, но Россия французов одолела - 3:2. Кстати, во всех выездных матчах, на которых я был, сборная всегда выигрывала. Вот только что прибыл с игры "молодежки". Результат, надеюсь, знаете?"
ФОТОГРАФЫ ВЗДЫХАЛИ: "МАЙН ГОТТ"...
Оптимизма нашим болельщикам перед игрой было не занимать. Когда я перед началом матча в стае фотокорреспондентов направился к воротам люксембуржцев, с трибун явственно услышал: "Выбор правильный: голы будут здесь!" И первый тайм в общем подтвердил ожидания болельщиков. Впрочем, при том преимуществе, которым до перерыва владели россияне, они обязаны были забивать больше, чем один гол. Но, возможно, уж больно уверовали в свое превосходство и особенно под конец тайма действовали чересчур вальяжно, с явно сквозящим чувством собственной непогрешимости.
В перерыве, проходя мимо знакомого сотрудника российского посольства в Люксембурге, поделился с ним своими опасениями:
- Один гол - маловато. Любая случайность, и не оберешься неприятностей.
- Что вы? - расплылся в улыбке дипломат. - Минут через пятнадцать люксембуржцы устанут, и их можно будет брать голыми руками.
Увы, прогноз не подтвердился: начало второго тайма чуть было не привело россиян к катастрофе. А сразу же после того, как счет сравнялся, всех на стадионе охватили эмоции. Тренер хозяев Поль Филип, бегая у бровки, так орал, что порой перекрывал рокот трибун. Один из люксембургских болельщиков, переполняемый счастьем, вдруг, похоже, неожиданно даже для себя самого, во все горло запел песню о... Стеньке Разине, правда, на французском. Проснулись даже те, кто управлял стадионным табло. До перерыва, когда хозяева проигрывали, зрителям постоянно демонстрировали рекламы мебели, отелей, разнообразных фирм, держа в неведении опоздавших, какой, собственно, счет. После того же, как люксембуржцы забили, на табло были немедленно высвечены две гордые единицы. Своей команде помогали даже местные фотографы. После неточных ударов россиян они строго кричали на мальчишек, чтобы те не спешили возвращать мяч футболистам.
В эти трудные мгновения не дремали и наши фаны. Сразу после того, как счет сравнялся, с трибун кто-то пронзительно крикнул: "Вперед, ребята! Осталось всего двадцать минут!" Я посмотрел на часы: шла 48-я минута матча...
"Россия! На полную катушку!", "Карпин, миленький, ну забей, пожалуйста!", "Дави бусурманов!" - доносилось с трибун. А футболисты и без этих призывов понимали: надо что-то предпринимать. Вот только получалось это, к сожалению, у них не слишком ловко. Примитивные навесы, пасы наверняка в ноги ближайшего партнера, всеобщая нервозность, обиды и взаимные упреки, спешка - все это, мягко говоря, не радовало глаз. Люксембуржцы же, которые якобы должны были притомиться, уставать и не думали. Но, спасибо Семаку. После его гола у местных фотографов вырвалось тягостное "Майн Готт!", а россияне, дорожа мячом, довели все-таки дело до победы. Правда, назвать ее убедительной было никак нельзя: последние минуты встречи проходили под неодобрительный свист трибун.
КОЛОСКОВ И БОЛЕЛЬЩИКИ
Когда все расходились, успел поговорить с некоторыми нашими фанами. Вот мнение болельщика в спартаковской футболке, на которой была написана фамилия "Мелешин": "Меня зовут Влад Кашпаров. Я - москвич, приехал на матч из Парижа, мои друзья - из Амстердама. Игра, в общем, ничего... Сегодня хоть молодые 10:0 "вдули". Старые, конечно, могли бы и лучше сыграть". Возле нас постепенно собиралась толпа, каждый в которой явно хотел высказаться. "Мы всегда ожидаем от команды большего, чем она, к сожалению, показывает, - вклинился в разговор еще один болельщик. - Меня зовут Артур Баликоев. Специально прилетел на матч из Москвы. Постараюсь побывать и на других выездных играх". Потом слово взял парень с зенитовским шарфиком на шее. "Я - Саша Павлов, представитель организации "Бельгийские фаны "Зенита". Приехал с друзьями из Антверпена. Болели за Игонина, который сегодня, увы, не выступал. Вообще, каждое утро в Бельгии начинаем с чтения в Интернете "СПОРТ-ЭКСПРЕСС".
В разгар беседы увидел проходящего мимо Вячеслава Колоскова. Извинившись перед ребятами, подошел к руководителю российского футбола.
- Команда показала, думаю, свою лучшую игру из всех матчей цикла, - сказал Колосков. - Хоть у сборной и были более убедительные победы, но сегодня она действительно продемонстрировала игру, достойную участника финального турнира чемпионата мира. Действия в первом тайме, да и во втором, исключая некоторую неразбериху после пропущенного гола, говорят о том, что у команды очень большой потенциал.
- У вас не сложилось впечатление, что понравившуюся вам игру сборная показала с соперником, класс которого на несколько порядков ниже?
- Так оно и есть. Но футбол - это футбол. Вы же видели, как недавно голландцы с превеликим трудом одолели эстонцев. Помню, как мы мучились, например, с Андоррой. Когда не забиваешь, по закону любой спортивной игры, забивают тебе... Думаю, мы сегодня располагаем командой, у которой есть будущее. Вы видели, как прекрасно сыграл вышедший на замену молодой Попов, как усилил игру Семак...
- Вас не смущает возраст Онопко и Никифорова?
- Для защитников немаловажное значение имеет опыт. Надо учесть и то, что за плечами у ребят в нынешнем сезоне огромные физические и психологические нагрузки. Думаю, когда команда будет, дай Бог, целенаправленно готовиться к финальному турниру, о возрасте забудется, а останутся опыт и мастерство.
В ходе интервью я поглядывал и на болельщиков российской сборной, которые тоже внимательно слушали высказывания Колоскова. Видно было, что далеко не все они разделяли оптимизм руководителя нашего футбола. Один из болельщиков того же "Зенита", приехавший на матч из германского Франкфурта, например, вздыхал: "Как жить дальше? С такой игрой рассчитывать в матчах с более серьезными командами не на что. На поле-то были по существу все наши сильнейшие... Ну, может быть, за исключением питерца Панова".
Одним из последних покидал стадион артист Фатюшин. Увидев меня, он произнес: "Что сказать? Чем слабее соперник, тем мы хуже играем. В Париже, Белграде выигрываем, а здесь мучаемся. Может быть, дело в настрое? А еще у меня возникают шахматные ассоциации: порой опытному игроку очень трудно сражаться с делающим непредсказуемые ходы новичком"...