Газета Спорт-Экспресс № 115 (2608) от 24 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ФУТБОЛ |
ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
БОМЖИ КАН И ШОЛЛЬ
Футбольной Россией секрет успехов "Баварии" до сих пор по большому счету не раскрыт. Как команда, играющая в незрелищный и незамысловатый футбол, умудрилась одной левой нокаутировать грандов Европы - МЮ и "Реал"? Честно говоря, до недавних пор ответа не находил и я. Но стоило попасть в Германию, как секрет "Баварии" был мне открыт самой немецкой жизнью.
... Франкфурт. Аэропорт. Утро. Под звуки заунывного гимна Германии бригада "СЭ" ступает на немецкую землю. Приехали писать о хоккее, но первые ассоциации футбольные. На выходе из вокзала сотни... Оливеров Канов и десятки Мехметов Шоллей с кружками пива в руках дружно обсуждают недавнюю победу "Баварии" над "Реалом". В стороне не остаются и сидящие на асфальте бомжи. Правда, здесь пропорция другая - один Кан на десять Шоллей, плюс кое-где латиноамериканцы - Элберы. Каждый - в окружении чистокровных немецких овчарок. На их ошейниках специальным устройством (цена - 25 долларов за штуку) закреплены таблички (качество - как в Москве у парадных подъездов крупнейших банков): "Я в нужде. Спасибо". Впрочем, ни овчарки, ни попрошайки отнюдь не в нужде: в Германии каждому бомжу помимо бесплатной еды власти ежедневно выдают по восемь марок (4 доллара) на карманные расходы.
Основательное отношение к жизни, интернационализм - эти черты характерны в Германии и для добропорядочных граждан, и для бомжей. И для немецкого футбола тоже.
Франкфурт. Железнодорожный вокзал. Полдень. Побывав на немецком дне, поднимаемся к расположенной на высоте пятиэтажного дома платформе. Легенды о немецкой пунктуальности подтверждаются: наш сверхскоростной (220 км/ч) поезд стартует точно по расписанию - секунда в секунду! Тут же появляется очередной Кан (контролер), которому для оригинальности присваиваем имя двойника вратаря Штефана Эффенберга. Нордическоарийский типаж, столь хорошо знакомый любому российскому зрителю по фильму "Семнадцать мгновений весны", минут десять с плохо скрываемым удовольствием шинкует наши билеты.
Пунктуальность, точное выполнение закона (установки начальника), умение получать от работы удовольствие - еще одна важнейшая черта немецкого общества. И, естественно, футбола.
Ганновер. Вокзал. День. Шолле-каново-элберный пейзаж разбавляет темнокожий таксист. При произнесении первой части словосочетания "айс хокки" теплолюбивый Самуэль Куффур белеет от испуга и клянется, что в хоккей в Германии не играют, а стадиона "Прессаг Арена" в Ганновере не существует. Впрочем, после трех часов блужданий в одной из пригородных деревень Ганновера хоккейную арену мы все-таки находим.
Умение не перегружать себя ненужной информацией, здоровый консерватизм тоже характерная черта народа - и футбола - Германии.
Ганновер. "Прессаг Арена". Вечер. На двух электричках и одном трамвае за три часа добираемся до стадиона. Процесс аккредитации организует ни на секунду не умолкающий немец из Боснии (Хасан Салихамиджич, значит), который в целях экономии времени и фотопленки аккредитует нас параллельно с игроками сборной Канады.
Рационализм и расчетливость - еще одна характерная черта немецких граждан и футболистов.
Ганновер. "Прессаг Арена". Поздний вечер. Торжественное открытие чемпионата. Мы счастливы - после 10 часов наконец-то добрались до своего рабочего места на журналистской трибуне. Вместе с под руки выведенным на лед певцом из Франции (по-моему, у моего коллеги Рабинера слух лучше, чем у этого Бишенте Лизаразу) и переполненным стадионом восторженно ревем услышанный еще утром и теперь кажущийся очень даже симпатичным гимн "Да здравствует многонациональная Германия". И, вспоминая прожитый день, из последних сил затягиваем: и "Бавария" тоже...
В общем, съездив в Германию на хоккей, вернулся я оттуда фанатом... немецкого футбола. И в ночь со среды на четверг буду болеть за "Баварию".