Газета Спорт-Экспресс № 112 (2605) от 21 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

21 мая 2001

21 мая 2001 | Футбол - Германия

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ГЕРМАНИИ. 34-й тур

ФУТБОЛЬНЫЙ БОГ - ВСЕ-ТАКИ БАВАРЕЦ!

Ефим ШАИНСКИЙ

"Тот, кто был свидетелем всех невероятных событий последнего тура бундеслиги, может теперь с уверенностью утверждать: в мире нет ничего прекраснее футбола", - такими патетическими словами завершил рассказ о перипетиях заключительного дня чемпионата Германии в специальном обозрении телекомментатор канала Premiere. И действительно, такие выкрутасы, какие выделывал в субботу футбольный мяч на стадионах Гамбурга и Гельзенкирхена, наверняка не придумал бы ни один обладающий пусть даже самым богатым воображением драматург.

Казалось, что после триллера 33-го тура, в котором в течение шести (!) секунд добавленного времени "Шальке" пропустил гол в Штутгарте, а "Бавария" провела мяч в ворота "Кайзерслаутерна" и таким образом перед самым финишем первенства оторвалась от гельзенкирхенцев на три очка, ничего более душещипательного придумать уже невозможно. Но фантазия футбольного мяча поистине безгранична...

Вот диспозиция перед 34-м, заключительным туром. "Шальке" становился чемпионом, если на своем стадионе обыгрывал "Унтерхахинг", а "Бавария" на выезде проигрывала "Гамбургу". Мюнхенцев, чтобы в третий раз подряд получить почетный приз, устраивала даже ничья. Не буду подробно останавливаться на событиях в Гельзенкирхене, где "Шальке", проигрывая по ходу матча "Унтерхахингу" 0:2 и 2:3, с огромным трудом все-таки сумел добиться победы - 5:3. Самое интересное произошло в Гамбурге, где еще на 89-й минуте на табло высвечивались вполне подходящие для баварцев два нуля. Однако за несколько секунд до конца 90-й (!) минуты хозяева поля проводят в ворота Кана гол! На лицах мюнхенцев то же выражение, что и после трагического финала Лиги чемпионов 1999 года с "МЮ", когда престижный трофей уплыл от них перед самым финальным свистком. На стадионе в Гельзенкирхене, где матч к тому времени уже закончился, а события в Гамбурге показывают на табло, превратившемся в огромный телеэкран, на поле выносят помост для чествования чемпионов. Все тут целуются, обнимаются, обливаются счастливыми слезами.

Но в Гамбурге идет добавленное судьей время. И через 3 минуты 57 секунд после окончания 90-й минуты "Бавария" все-таки сравнивает счет! Спустя несколько мгновений раздается финальный свисток, который приводит к такому взрыву эмоций, какого бундеслига еще не знала. Баварцы в Гамбурге и их поклонники по всей стране душат друг друга в объятиях, принимают пивной душ и рыдают от счастья. В Гельзенкирхене, где высыпавшие на поле болельщики окружили теперь уже никому не нужный дощатый помост, все тоже рыдают. От горя. "Шальке" был чемпионом лишь чуть более четырех минут...

Итак, остросюжетный сериал под названием "Бундеслига" вновь получил всегерманский "Оскар". Надо же, судьба чемпионата, стартовавшего 11 августа 2000 года, была решена лишь 19 мая 2001 года за несколько мгновений до финального свистка самого последнего матча! За событиями заключительной серии футбольной драмы, затаив дыхание, следила вся страна. Федеральный канцлер Германии Герхард Шредер, находившийся в субботу на трибуне "Вестфаленштадиона" в Дортмунде (он - член ФК "Боруссия") тоже не мог, разумеется, остаться равнодушным: "Я желал победы "Шальке". Но все снова увидели, как чудовищно профессиональны баварцы". А вот что выпалил сразу после финала знаменитый в прошлом форвард сборной Германии и "Шальке" Клаус Фишер: "Футбольный бог ужасен - он баварец".

ЧУДО СВЕРШИЛОСЬ ЗА НЕСКОЛЬКО СЕКУНД
ДО ФИНАЛЬНОГО СВИСТКА

ГАМБУРГ - БАВАРИЯ - 1:1

Ефим ШАИНСКИЙ

из Гамбурга

Перед финалом бундеслиги в лагере "Баварии" ощущалось некоторое напряжение. Заранее было известно, что в главном матче первенства, в котором проигрыш мюнхенцев означал потерю ими чемпионского титула, не смогут сыграть травмированный Йеремис и перебравший в предыдущих поединках желтых карточек Салихамиджич. Ознакомлены все были и с настораживающей статистикой: оказывается в истории бундеслиги в последнем туре первенств преследователи четырежды сбрасывали с трона лидеров. Однажды, кстати, пострадали на самом финише и мюнхенцы. В 1971 году, проиграв в заключительный день на выезде "Дуйсбургу" (0:2), баварцы уступили чемпионский трофей менхенгладбахской "Боруссии", одолевшей во Франкфурте "Айнтрахт" - 4:1. "Мы находимся в сантиметре от цели и расслабляться не намерены, - говорил накануне поединка в Гамбурге капитан мюнхенцев Штефан Эффенберг. - Ребята помнят, что успело произойти за шесть секунд в предыдущем туре и, конечно, не забыли прошлогоднюю историю с "Байером", лишившимся титула в последнем матче". Как всегда эмоционален был голкипер Оливер Кан, за спиной которого баварцы в последнее время чувствуют себя, словно за каменной стеной (статистики подсчитали, что своему вратарю мюнхенцы в нынешнем чемпионате обязаны как минимум 15 очками): "Стадион будет против нас. Вся Германия будет против нас. Ничего прекраснее быть не может!"

Пламенные призывы к победе звучали и с верхних "этажей" мюнхенского клуба. Однако руководители "Баварии" решили не ограничиваться лишь моральными стимулами и объявили о приведении в действие еще и материального рычага: за несколько дней до матча в Гамбурге появилась информация, что в случае выигрыша чемпионата Германии каждый из игроков получит дополнительную премию в 230 тысяч марок. Заодно было сообщено, что еще по 400 тысяч марок поступит на счета футболистов, если они обыграют в ближайшую среду в финале Лиги чемпионов "Валенсию".

В Гамбурге же накануне поединка говорили главным образом о чести своих игроков. Очки футболистам в матче с "Баварией" были абсолютно не нужны. Но все игроки этого северогерманского клуба знали, что за их ногами в субботу будет следить вся страна. Может ли представиться еще более подходящий случай, чтобы реабилитировать себя за неудачный сезон? Особенно горел желанием отличиться лучший снайпер "Гамбурга" босниец Барбарес, который перед последним туром вместе с датчанином из "Шальке" Сандом лидировал в споре бомбардиров и, разумеется, никак не хотел в нем уступать. "Мы сделаем все, чтобы побить "Баварию", - обещал и тренер "Гамбурга" Пагельсдорф. - Я знаю, что очень многие в Германии будут рады, если мы победим".

Игра началась с некоторым опозданием. Сперва местные фаны забросали штрафную площадь Кана кожурой от бананов, а потом подорвали какое-то взрывное устройство, после чего на поле опустился густой туман. Когда дым рассеялся, стало заметно, что класс у "Баварии" выше, а у футболистов "Гамбурга" трясутся коленки. В течение первых пятнадцати минут гости выглядели уверенно, и Янкер с Элбером дважды были близки к тому, чтобы открыть счет. Первая угроза у ворот гостей возникла только на 18-й минуте, когда Кан перевел мяч на угловой после удара головой Барбареса. Постепенно хозяева приходят в себя, и на 22-й минуте лидер атак "Гамбурга" вновь, на этот раз ногой, опасно бьет по воротам Кана, но голкипер мюнхенцев опять начеку.

С не меньшим напряжением, чем за борьбой на поле, все следили и за событиями в Гельзенкирхене. В середине тайма "Фолькспаркштадион" взорвался после того, как диктор объявил, что "Унтерхахинг" выигрывает у "Шальке" - 2:0. Это сообщение явно повлияло на баварцев, которые до конца первой половины встречи, по существу, ничего не предпринимали, чтобы изменить ход встречи. Лишь на 43-й минуте Янкер мог вывести свою команду вперед, но, выйдя один на один с голкипером Шобером, не сумел его переиграть. А вскоре приходит сообщение, что после первого тайма счет в Гельзенкирхене становится 2:2.

После перерыва напряжение в Гамбурге возрастает. Все могло быть решено уже на 61-й минуте: воспользовавшись прострелом Лизаразу с правого фланга, Янкер посылает мяч в сетку хозяев, но Доктор Безжалостный, как называют в Германии судью Мерка, взятие ворот не засчитывает, полагая, что Отбойный Молоток мюнхенцев забивал из положения "вне игры". Видеоповтор этого эпизода показал, что офсайда не было... Матч по-прежнему проходит не слишком интересно: на поле много борьбы, но мало вразумительных действий. Баварцы явно продолжают прислушиваться к сообщениям из Гельзенкирхена, где "Шальке" в конце концов кладет "Унтерхахинг" на лопатки - 5:3. Последние минуты мюнхенцы играют осторожно, если не сказать, боязливо. Гости не помышляют об атаке, а, сосредоточив все силы в обороне, отбиваются от не слишком продуманных наскоков "Гамбурга" и явно ждут финального свистка.

И тут грянул гром! После фланговой передачи с левого фланга все тот же Барбарес выигрывает воздух у Андерссона и головой с близкого расстояния посылает мяч в сетку. Идет 90-я минута... Убитые горем баварцы, уже не веря в счастливый исход дела, по инерции бросаются отыгрываться. Когда заканчивается уже четвертая минута добавленного судьей времени, защитник хозяев Уйфалуши, который полностью выключил из игры в этом матче Элбера, в борьбе с Паулу Сержиу делает пас ногой в штрафную площадь своему голкиперу Шоберу. Вратарь, который еще в начале сезона числился в заявке "Шальке", неожиданно ловит мяч руками. Доктор Безжалостный тут же назначает штрафной в метрах десяти от ворот "Гамбурга". На помощь своим нападающим прибегает даже Кан, но Эффенберг зовет к мячу шведа Андерссона. Защитник бьет наудачу, и мяч, просвистев в частоколе ног, врезается в сетку. Через несколько секунд звучит финальный свисток. Кан с бешеными глазами тут же мчится к угловому флажку, вырывает его из земли, ложится спиной на газон и, размахивая стягом, орет во всю глотку..

"Бавария" в семнадцатый раз в истории становится чемпионом страны. Вот некоторые голоса в счастливом хоре мюнхенцев. Президент "Баварии" Франц Беккенбауэр: "Это просто чудо, что мы стали чемпионами". Карстен Янкер: "Ничего подобного переживать мне еще не приходилось". Оливер Кан: "Каждая игра в последние 4-5 недель проходила для нас на лезвии бритвы, и каждый раз наша команда проявляла потрясающую волю". Менеджер "Баварии" Ули Хенесс: "После того как счет стал 0:1, я думал, что все потеряно. Невероятно! Сюжет для комнаты ужаса!" Тренер триумфаторов Оттмар Хитцфельд: "Это был чемпионат последней минуты".

Лидер "Гамбурга" Сергей Барбарес, который в итоге добыл бомбардирский титул на пару с Сандом, лишь вздыхал: "Мы играли не для "Шальке", а для себя". Не поверить в эти слова было невозможно: после окончания матча фаны "Гамбурга" горевали не меньше, чем безутешные болельщики "Шальке".