Газета Спорт-Экспресс № 101 (2594) от 7 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ |
ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -
ДВИГАТЕЛЬ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
Георгий КУДИНОВ |
из Милана |
В пятницу, 4 мая, в кальчо произошла революция. Не люблю громких слов, но сейчас их не избежать. Думаю, что решение Федерального суда Италии об отмене каких бы то ни было лимитов на легионеров из стран, не входящих в Европейский союз, станет таким же судьбоносным для европейского футбола, как и "дело Босмана". Итальянские клубы добились того, чего хотели: теперь любой из них может заявлять и выпускать на поле сколько угодно игроков из Южной Америки, Африки или Восточной Европы. Рано или поздно примеру Италии последуют Испания с Францией, и тогда все ведущие первенства, кроме Англии, превратятся в единый трансферный рынок, который будет снимать сливки с остального мира.
Как и предполагала наша газета, рассказывая о "деле Еконга", оно неизбежно должно было привести к революции. Вкратце напомню его суть. Никому не ведомый нигериец Икпе Принс Еконг, купленный командой "Реджана" из серии С1, вдруг подал в суд, опротестовывая существующие положения о том, что количество легионеров в Италии строго лимитировано, а в низших сериях и вовсе равно нулю. Заявив, что человеку, законно получившему вид на жительство, а следовательно, имеющему равные с итальянцами права на труд, не могут отказать в желании делать свою работу и на футбольном поле, нигериец выиграл дело. По ходу процесса стало ясно, что за загадочным нигерийцем стоит "Милан", один из китов кальчо. И это позволило сделать вывод: грядут большие перемены.
Еще одним звонком к тому, что гранды готовят массированную атаку на мешающий им пункт 7 статьи 40 футбольного закона, стало признание "европейцем" украинца Андрея Шевченко. Очень вовремя возникло и разрослось дело о фальшивых паспортах, которое превратилось в скандал национального значения. Злосчастный пункт футбольных правил превратился стараниями клубов и прессы в неизбежное зло, которое необходимо победить. А когда недавно "Милан", "Лацио", "Интер", "Удинезе", "Сампдория", "Виченца" и 25 игроков этих команд (включая Каху Каладзе) обратились в Федеральный суд с требованием привести футбольный закон в соответствие гражданскому, то отпали и последние сомнения: отмена квоты стала лишь вопросом времени.
Не у всех в Италии решение Федерального суда вызвало положительные эмоции, но это уже не имеет значения. Президенты, спортивные директора, тренеры клубов, футбольные агенты получили неограниченные возможности в подборе новых кадров. Раздаются, правда, обеспокоенные голоса тех, кто боится за деградацию молодежного футбола в стране, но процесс не остановить. Семь десятков легионеров серии А в один вечер превратились в настоящих европейцев. Хотя нынешний чемпионат в самом разгаре и завершится лишь через месяц с небольшим, новая кампания по подбору игроков идет полным ходом, и я не удивлюсь, если уже осенью число тех, кого до пятницы называли "экстракомунитари", перевалит за сотню.
Прочитав эти строки, кто-то наверняка подумал: какое отношение к России имеет решение суда? Уверен, что как раз-то к нам - самое непосредственное. Одним из основных (хотя он и не был главным) препонов для отъезда российских футболистов в ведущие чемпионаты всегда была пресловутая квота на легионеров. Теперь в Италии ее нет. Скоро не станет в Испании и Франции. И если в Италии нашим игрокам традиционно трудно себя проявить, поэтому не стоит ожидать массового отъезда на Апеннины, то вот две другие страны вполне могут всерьез приняться за наш рынок. Лучшие российские игроки и их клубы станут предметом внимательного изучения со стороны западных селекционеров.
Хорошо или плохо то, что теперь лучшие игроки будут чаще уезжать от нас, пусть каждый сам решает для себя. Я же вижу в итальянской футбольной революции положительные для нас моменты. Если сегодня на серьезном прицеле у селекционеров ведущих первенств, пожалуй, лишь три-четыре игрока из России (Титов, Нигматуллин, Гусев, возможно, Семак), то теперь получают хороший шанс "засветиться" перед западными специалистами и многие другие. Представители клубов из ведущих первенств и их доверенные лица самим ходом футбольной истории обязаны теперь расширять спектр территориальной деятельности. В то же время наши клубы получат возможность грамотно использовать деньги с продажи игроков и вкладывать их в новые таланты и инфраструктуру.
При этом не думаю, что болельщикам стоит убиваться по поводу отъезда тех, кого они считают лучшими игроками. На место сегодняшних лидеров придут другие. Не думаю, что игра Титова образца 2001 года позволяет считать его незаменимым в том же "Спартаке", где замену находят всем. Не уверен, что прошлогодний настрой уехать из России Нигматуллина или готовность уйти из "Динамо" Гусева куда-то испарились. Если Титов, Нигматуллин, Гусев найдут себе достойные варианты, а их клубы получат приличные отступные, то чем это повредит российскому чемпионату? Останься Титов в "Спартаке", его ждут Самара или Китай. Нигматуллину, при всем уважении к "Локомотиву", не приходится мечтать о большем, нежели второе место в чемпионате России и ранний вылет на стадии Лиги чемпионов. Гусеву с нынешним "Динамо" вообще, по-моему, рассчитывать не на что. Уйдут одни - придут другие, и ничего смертельного в этом не вижу.
Пусть не сразу, не сегодня, но российский чемпионат может извлечь выгоду из ситуации, которая складывается в футбольной Европе. Если не повторять непростительных ошибок великого хоккейного ЦСКА, то нашим клубам и отдельным игрокам вполне по силам получить немалые дивиденды. Так что итальянскую футбольную революцию вовсе не стоит рассматривать, как внутреннее дело страны, где любят есть макароны и пиццу. Если наши клубы с умом и расторопностью наладят связи с западными коллегами, как это сделало киевское "Динамо", которое вслед за Шевченко и Каладзе может трудоустроить в "Милан" еще и Белькевича, то выгода от этого будет всему нашему клубному футболу, который наконец-то начнут уважать в Европе.