Газета Спорт-Экспресс № 73 (2566) от 2 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 3-й тур |
СПАРТАК - ЦСКА - 1:0 |
ЧУМА ЕСТЬ, ПИРА НЕТ
Игорь РАБИНЕР |
из Лужников |
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФУТБОЛА В КРЕСЛОПАД
"Пир во время чумы" - так и тянет охарактеризовать субботние события в Лужниках этим красивым шаблоном. Центральный матч тура (а по мнению новичка ЦСКА Юриса Лайзанса - всего первого круга), встреча самых непримиримых соперников в стране прошла под аккомпанемент тысяч летающих над стадионом кресел и кровавых фанатских драк по всему городу.
Но шаблон этот в нашем случае далек от истины. Чума была: и предматчевое побоище 500 человек на "Китай-городе" с 11 фанатами, увезенными в реанимацию, и 660 задержанных, и лужи крови в метро и у стадиона, и поезд, остановленный на 15 минут из-за драки на станции метро "Университет", и коллективные избиения омоновцами ни в чем не повинных людей. А вот пир не состоялся. Старательно выполненная работа (прав Олег Романцев: "Обе команды выложились без остатка") с тождественным результату преимуществом "Спартака" - но не более того. Матч без искры божьей - такие стираются из памяти пару недель спустя. Совсем не 5:4 в "Олимпийском" в 90-м году и не 1:4 на "Динамо" в 98-м.
И дело тут не только в безобразном поле - хотя и в нем, конечно, тоже. Дело, мне кажется, в той самой атмосфере ужаса, которая витала над полем все 90 минут. Ни один из игроков после матча не произнес штампованной фразы: мол, ничего не видел, не слышал и целиком сосредоточился на игре. Для того, чтобы в субботу в Лужниках думать только о футболе, самый завзятый профессионал должен был стать "идеальным мужем" из бородатого анекдота - слепоглухонемым капитаном дальнего плавания. Игроки не могли не видеть: на то, что они делают, большинству людей с двух расположенных за воротами трибун глубоко наплевать. Откуда в такой обстановке взяться вдохновению?
"Увидев происходящее, я ужаснулся", - признался капитан "Спартака" Егор Титов. Удручен был и капитан ЦСКА Евгений Варламов, и оба главных тренера. Романцев сказал: "Я не знаю, что еще можно сделать, чтобы утихомирить страсти. Фанаты уже и в футбол между собой играли. Были они в пятницу и на великолепной встрече ветеранов двух клубов. Но не обратить внимание на происходящее на трибунах было невозможно. Все это крайне неприятно". А Садырин порекомендовал использовать опыт Чехии: кресла сделать металлическими и намертво приваривать их к основанию трибуны.
Боюсь, и это не поможет. Дело зашло слишком далеко. Призывы к разуму и милосердию вызывают у хулиганов только циничный гогот. Едва диктор Валентин Валентинов, интеллигентно называвший их "дорогими друзьями", произносил очередную успокоительную тираду, как креслопад демонстративно усиливался. А особенно бурным он стал после того, как диктор напомнил хулиганам: расплачиваться за ущерб будут их любимые клубы...
Руководство стадиона, которое будет вынуждено компенсировать убытки пополам со "Спартаком", внесло в происходящее свою долю абсурда. Не знаю уж, кто пригласил выступить в перерыве безвестную рок-группу, но в припеве ее "невинной" фанатской песенки дословно прозвучало: "Всем мы репы разобьем!"
ТАЙНЫ МЕЖКЛУБНОЙ ДИПЛОМАТИИ
И все же - о футболе. Несмотря на то, что его окружало, порассуждать есть о чем: и о ранее не свойственных для Садырина и Романцева комплиментах в адрес принципиального соперника, и о возрождении Баранова, и об известных только арбитру изменениях в правилах...
После матча Садырин по традиции ругал на чем свет стоит судью - Бутенко. Правда, памятных мотивов об "искусственном чемпионе" не было - наоборот, тренер подчеркивал: "Спартак" тут ни при чем". Потом добавлял: "Не надо забывать, с кем мы играли. Противостоять связке такого класса, как Титов - Булатов, мало кто сможет". И, наконец, заявлял: "В наш клуб пришли солидные люди, которые готовы сделать все для создания хорошей команды. И она будет - дайте только время. Тот же "Спартак" не один год создавался".
На протяжении многих лет Садырин слыл одним из самых жестких критиков "Спартака". Скажем, в начале 94-го, когда группа игроков красно-белых отказалась играть за сборную, ее тогдашний главный тренер не стеснялся в выражениях в адрес Романцева. А приняв "Зенит", произнес фразу, которую помнят все: "Моя цель - выйти в высшую лигу и обыграть "Спартак".
И вдруг - такие комплименты, особенно заметные на фоне недовольства судейством. Чем же их объяснить? И чем объяснить подчеркнутую дипломатию Романцева, прокомментировавшего матч так: "На мой субъективный взгляд, "Спартак" был чуть ближе к победе. Но у тренера ЦСКА может быть иное мнение, и он тоже будет по-своему прав" (кстати, и бескомпромиссный в оценках Титов сказал: "Игра была равной, но удача была на нашей стороне")?
Такие дружелюбные фразы бывших яростных оппонентов на ровном месте не возникают. Как нам удалось выяснить, во время Кубка Содружества руководители "Спартака" решили выразить свое сочувствие попавшему в беду Садырину. С помощью знаменитого армейского врача Олега Белаковского они узнали телефон главного тренера ЦСКА в больничной палате, и по поручению Романцева пресс-атташе красно-белых Александр Львов позвонил Садырину, передал привет и пожелание скорейшего выздоровления от спартаковского коллеги.
Связано ли с этим приятным фактом потепления отношений между наставниками "Спартака" и ЦСКА, можно только догадываться. Но почему бы и нет?
ЗАГАДКА БАРАНОВА
Героем матча стал Василий Баранов. Не только потому, что красивым ударом после розыгрыша штрафного забил победный мяч. Если эффективнее всех на поле был Булатов, то в активности с Барановым не мог сравниться никто. Его оппоненту Корнаухову, едва залечившему травму, можно было только посочувствовать. Обводка, прострелы, даже тонкие передачи - все вдруг прорезалось у белорусского полузащитника! Вспомнить хотя бы, как он в концовке первого тайма искусным пасом вывел один на один с вратарем Титова. Быть бы голу, если бы не метнувшийся в ноги спартаковскому капитану Перхун.
Романцев, оценивая игру Баранова, проявил сдержанность. "Сегодня Баранов играл так, как я от него требую, - сказал он. - Если он играет на более низком уровне, я его наказываю".
Сам футболист с прессой давно не общается, и этот день не стал исключением. Но, как гласит рекламный слоган, лучше экономно говорить, чем дорого молчать, - иначе журналистам приходится оперировать не фактами, а слухами. Почему Баранов уехал из сборной Белоруссии до матча с норвежцами? Действительно ли он говорил Эдуарду Малофееву, что "Спартак" выставил его на трансфер и ему нужно срочно трудоустраиваться? Всерьез ли думал Романцев о таком шаге - и рассматривалась ли игра против ЦСКА как последний шанс для футболиста?
Баранов - живое подтверждение тезиса о загадочности славянской души. Мы знаем, что он способен обыгрывать трех соперников и забивать - как в своем первом матче за "Спартак" против "Локомотива" летом 98-го. Мы знаем, что он способен отдавать хитроумные пасы высшей марки - как Титову в домашнем матче с "Баварией". Мы знаем, что он способен бить по воротам так, как в субботу во встрече с ЦСКА.
Но мы видели и такие матчи, как в Лондоне против "Арсенала", когда его игра вызывала смех сквозь слезы. И это - скорее правило, чем исключение. Почему же игрок с такими данными, у которого и здоровья хватит на троих, и игровое чутье, оказывается, есть, просыпается только в двух случаях: когда ему нужно произвести впечатление и когда над его карьерой нависает туча? Романцев бьется над этой загадкой уже четвертый сезон. В терпении ему не откажешь. И если тренер смог-таки сделать относительно неплохого футболиста из Робсона, то и на Баранове крест ставить нельзя. Правда, матч с ЦСКА еще ни о чем не говорит. Завтра хавбек снова может впасть в спячку и оказаться под угрозой выставления на трансфер...
О ДВУХ ДЕБЮТАХ И ОДНОМ КРЕДИТЕ ДОВЕРИЯ
В перерыве Романцев заменил Жафара Ирисметова на Александра Ширко. Ширко, по свидетельству очевидцев, в пятничном матче дублеров был на поле худшим (в основе он, правда, сыграл активнее) - и это говорит о том, что спартаковские перспективы Ирисметова становятся все более туманными.
Узбекский нападающий с блеском проявил себя на сборе в Израиле и на Кубке Содружества. Консервативный Романцев, предпочитающий никогда не менять победный состав, предпочел его в матчах Лиги чемпионов Маркао, забившему до того четыре мяча. Но, боюсь, прав был Ирисметов, сказавший накануне домашней встречи с "Баварией", что она - быть может, решающая в его жизни.
Если бы при счете 0:1 он замкнул классный пас Титова - то, без сомнения, надолго бы забронировал себе место в составе "Спартака". Но голевой момент не был реализован, команда проиграла с крупным счетом - и Ирисметов расклеился. Он так пока и не забил ни одного гола в официальных матчах, а в игре с ЦСКА обнаружился на поле только трижды - когда на соотечественнике фолил защитник армейцев Файзиев.
Судя по замене на Ширко, кредит доверия Ирисметову подходит к концу. Если бы не выбыл на месяц (по словам Романцева) молодой Ловчев, он мог бы уже завершиться. О многом говорит и послематчевая фраза Титова: "Наши форварды в этом году не забили ни одного мяча. Это факт, который больше всего беспокоит".
Если уж речь зашла о новичках, нельзя не упомянуть о смелости Садырина. На спартаковскую "амбразуру" он бросил двух игроков, впервые надевших майки ЦСКА, - вратаря Перхуна и полузащитника Лайзанса. И вряд ли прогадал. Лайзанс на пару с еще одним новобранцем Кайновым до перерыва на равных противостоял звездам "Спартака" в центре поля - правда, потом молодые армейцы подустали и уступили инициативу. Но Лайзанс еще успел поучаствовать в прекрасной комбинации с Куликом и Семаком, которую Ковтун прервал грубым приемом у самой линии штрафной. Вратарь же не столь виноват в пропущенном голе, как могло показаться с первого взгляда. После удара Баранова мяч пролетел между ногами у стоявшего в "стенке" Савельева - и среагировать на неожиданно вылетевшее из-за спин собственных игроков ядро было крайне сложно. В остальном же Перхун был безупречен.
Да и вообще игра армейцев не оставила ощущения безнадежности. ЦСКА, как и во времена Долматова, вполне уверенно действовал в обороне в линию - центральные защитники Варламов и Файзиев были безукоризненны. Голы же - дело времени, тем более что мы еще не видели Попова. Талантливые новички - Лайзанс, Кайнов, Перхун, тот же Попов - должны стать в коллективе своими в течение первого круга. Наконец, в отличие от предсезонных сборов постоянно находится с командой Садырин. Так что в отличие от "Алании" или "Ростсельмаша" пребывание ЦСКА в подвале таблицы кажется мне явлением временным. Вот только как высоко смогут забраться армейцы, давшие на старте соперникам фору?..
СУДЕЙСТВО: МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
И, наконец, о судействе Бутенко. Уверен, что Садырин, остыв и спокойно просмотрев видеозапись, забудет о своих послематчевых резких оценках. Скажем, с трибуны действительно показалось, что в первом тайме Титов в своей штрафной толкнул локтем в спину Савельева. Но камера, расположенная за воротами, четко показала, что толчка не было, а армеец подставился почти так же, как Камольцев под Цвейбу в матче "Торпедо" - "Динамо". Кстати, Титов после первого тайма долго допытывался у Бутенко, почему тот не показал Савельеву желтую карточку за симуляцию - и получил ответ, что арбитр не хотел накалять страсти.
Не было пенальти и в обоих эпизодах второго тайма, когда Семак оказывался на траве после единоборств с Ковтуном. Сначала форвард армейцев врывался в штрафную слева - и спартаковец, пусть и прыгнув сзади, сыграл четко в мяч. И, наконец, когда Семак был готов выйти на рандеву с Филимоновым уже справа, Ковтун руками свалил его у линии штрафной. Но не за ней.
Вопрос в другом: должен ли был Бутенко удалять Ковтуна за фол "последней надежды"? По словам Варламова, после матча он спросил об этом рефери. И тот ответил, что, согласно последним изменениям в правилах, за фол "последней надежды" больше не удаляют!
Такое заявление судьи (если оно на самом деле было) тем более удивительно, что в пятницу, во время матча спартаковских и армейских дублеров, арбитр Изотов удалил игрока ЦСКА Ковалева как раз за... фол "последней надежды". Вот вам и загадка: либо Изотов отстал от жизни, либо Бутенко решил отделаться от игроков первым пришедшим в голову объяснением. А скорее всего, Варламов неправильно понял судью - истинная причина красно-желтой "рокировки" состояла в том, что Ковтуна успевал подстраховать Митрески. После просмотра видеозаписи такое объяснение кажется наиболее правдоподобным.
Но даже если бы Бутенко удалил Ковтуна, штрафной бы в пенальти не превратился. А замечательный шанс сравнять счет, исполняя штрафной, Варламов упустил. Шанс этот оказался для армейцев последним.