Газета Спорт-Экспресс № 70 (2563) от 29 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

30 марта 2001

30 марта 2001 | Хоккей

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

РУССКИЙ СПИД

Извечные русские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" на языке современного российского спорта и звучат примерно так: на кого делать ставку в национальных сборных - на "своих" или на легионеров? Вопрос этот становится актуальным после того, как футбольная сборная, скромно выступая в отборочных матчах чемпионата мира-2002, удостоилась сравнений с хоккейной "дыр-тим" образца Санкт-Петербурга-2000.

По-моему же, столь популярное ныне деление на сытых легионеров и голодных аборигенов бессмысленно. Все лучшие российские мастера рано или поздно (обычно рано) отправляются в Европу или Америку и становятся легионерами. И получается, что легионерство - не вопрос патриотизма или квалификации, а вопрос времени.

Самая большая беда российского спорта, уверен, не в том, что он постепенно становится сырьевым придатком Запада. А в том, что в нем не налажен процесс воспроизводства личностей.

Между тем система координат западного спорта, в которой по одной оси отложена полная свобода, а по другой - сильнейшая конкуренция, рассчитана именно на личностей. А 90 процентов наших обезличенных легионеров, привыкнув дома к работе с тренером-надзирателем и вырвавшись на волю, на Западе, увы, обречены. Обречены, во-первых, потому, что не могут себя заставить работать через не могу. А во-вторых, потому, что при контракте, к примеру, на 500 тысяч долларов никогда не будут мечтать о его повышении.

Почему же мы столь нежизнеспособны?

Вероятно, виной всему болезнь, которую можно назвать синдромом приобретенного индивидуум о-дефицита, или просто СПИД. Особенно характерен этот синдром для футболистов. Сначала мы потеряли поколение переходного советско-российского периода - Добровольского, Кирьякова, Колыванова и К°, - которое многие называли самым талантливым за последнюю четверть века. Чуть позже его примеру последовал первый российский призыв. Кто вспомнит сегодня Радимова, самого, пожалуй, способного российского футболиста второй половины 90-х? Или другого армейского самородка, "двойника" Кирьякова, - Файзулина, затерявшегося на просторах Португалии?

Не успел остыть след Радимова и других, как по их пути пошли совсем юные таланты - Демченко, Бут, Мичков и многие другие.

Наши легионеры "держат марку" и в НХЛ. Здесь перед началом каждого сезона можно без риска спрогнозировать личный результат едва ли не любого русского хоккеиста. Для этого нужно навести только одну справку - узнать, когда у легионера истекает срок контракта. Если будущим летом, то можно смело предсказывать отгадку еще одной русской загадки. Исключения (например, Буре, который, будьте уверены, несмотря ни на что, свои 50 шайб за сезон обязательно настреляет) можно пересчитать по пальцам одной руки.

Небольшое лирическое отступление. Целый год не мог себе объяснить, почему штамп "кошмар", проставленный на питерском хоккейном чемпионате мира звездно-непутевой сборной России, лично у меня понимания не вызывал. И только недавно догадался: а ведь питерский-то кошмар был обыденно-российским! Проще говоря, ежедневным кошмаром нашей жизни.

И еще одна параллель между хоккеем и футболом.

10 лет назад Буре и Каменский увезли с собой за океан великолепный советский хоккей. А когда год назад привезли воспоминания о нем обратно, оказались на 11-м месте в мире.

10 лет назад многочисленным футбольным легионерам увозить с собой в Европу было по большому счету нечего. Привозить, естественно, тоже. А потому в футболе хоккейной роскоши - предавать анафеме легионеров (читай, пенять на свое отражение в зеркале) - мы себе позволить не можем. Лучше просто помечтаем об 11-м месте на чемпионате мира-2002.