Газета Спорт-Экспресс № 57 (2550) от 14 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ХОККЕЙ |
КТО ЖЕ ВОЗГЛАВИТ СБОРНУЮ НА ОЛИМПИАДЕ? |
Как уже сообщал "СЭ", в воскресенье гостем отдела хоккея газеты был президент ФХР Александр Стеблин. Продолжавшийся более двух часов разговор в основном шел о проблемах, связанных со стартующим в феврале будущего года олимпийским хоккейным турниром.
Александр СТЕБЛИН
ВСЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО РЕШИТЬ
ИГРАТЬ БУДЕМ ФАКТИЧЕСКИ "С ЛИСТА"
- 22 марта должны быть названы 8 игроков нашей олимпийской сборной. Вы уже определились с кандидатами?
- По большому счету да. А вообще, честно говоря, я был против того, чтобы 22 марта объявлять треть олимпийского состава. Просто это бьет по моральному состоянию остальных хоккеистов. Российская сторона и ряд европейских федераций предлагали провести торжественную церемонию после окончания чемпионата мира в Германии. Но, в конце концов, мы были вынуждены уступить - из-за давления НХЛ и Ассоциации игроков, выступающих в этой лиге. Хотя до сих пор не могу понять, зачем нужна такая спешка. И у нас, и за океаном сезон продолжается, а этой заявкой мы внесем определенный дисбаланс в отношения между хоккеистами. Назовем 8 избранных, а другие, получается, будут находиться в подвешенном состоянии.
- Существует ли конкретный план подготовки нашей сборной к Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мне бы хотелось вернуться на 4 с половиной года назад. Перед Нагано-98 у нас практически вообще не было времени для подготовки к турниру. Работу по комплектованию команды мы с Владимиром Юрзиновым начали лишь в ноябре, а первых 12 игроков, включенных в состав, назвали в декабре. Получается, тот график мы сейчас опережаем на восемь месяцев.
Что же касается плана... Его детали обговорены в соглашении между НХЛ и ИИХФ, утверждено и олимпийское расписание. По большому счету на все про все у нас будет очень мало времени - после того как хоккеисты соберутся в Солт-Лейк-Сити, до их выхода на лед в первом матче основного турнира останется всего два дня. К этому могу добавить, что летний сбор кандидатов в национальную команду под руководством тренера запрещен. То есть фактически команды будут играть "с листа".
- Тем не менее генеральный менеджер сборной Канады Уэйн Гретцки недавно заявил, что сделает все возможное для того, чтобы такой сбор провести.
- Говорить можно все что угодно, но есть документ, закон, нарушать который никто не вправе. Другое дело, что у нас существуют некоторые варианты. К примеру, в августе пройдет традиционный розыгрыш Кубка "Спартака". Постараемся, чтобы в сборную "Звезд России" вошли все сильнейшие наши НХЛовцы. Удастся это сделать или нет - неизвестно, но стремиться к тому, чтобы все получилось, надо. Программа подготовки к Олимпиаде у нас есть, она простая, в ней все расписано по пунктам, осталось только ее выполнить.
- Кто будет нести ответственность за выступление нашей команды на Олимпиаде?
- Президент ФХР и тренерский штаб. Вспоминаю, как мы готовились к Играм-98. Все решения по тактике, по формированию команды принимал Юрзинов. Нередко мы с ним спорили, но всегда находили компромисс. Так, к примеру, незадолго до начала Игр у нас появилась вакансия форварда оборонительного плана. Юрзинов настаивал на кандидатуре Андрея Николишина, который только-только залечил тяжелую травму, а я предлагал включить в состав Алексея Морозова. Говорил, что очень уважаю Николишина, но он долгое время не имел игровой практики, и потому невозможно предположить, в какой Андрей находится форме. В конце концов, Юрзинов согласился с моими доводами.
Кстати, нам предлагали взять в Нагано врача и массажиста из НХЛ. Мы были категорически против.
- Почему?
- Да потому, что у наших ребят совсем другой менталитет. Даже прожив за океаном по 5-6 лет, они, когда собираются вместе, работают по-русски. Своих врачей и массажистов игроки знают очень хорошо, они с ними выросли, и брать специалистов со стороны, пусть даже высококлассных, в данной ситуации, полагаю, не стоило. В конечном итоге выяснилось, что мы не ошиблись - атмосфера в коллективе была прекрасная. Во многом из-за сильной и профессиональной команды обеспечения.
В НАГАНО ФЕДОРОВ ПРОСТО "ЗАДОХНУЛСЯ"
- Вы сказали, что Николишин не имел игровой практики. Тогда почему в состав был включен Сергей Федоров, который тоже долгое время не выходил на лед?
- Мы с Сергеем вели переговоры, он поначалу не соглашался, но, в конце концов, решил ехать в Нагано. Федоров попал в команду в последний момент, заменив получившего травму Алексея Ковалева.
- Федоров просто здорово начал турнир. Но существует мнение, что после того, как ему предложили многомиллионный контракт, попросту бросил играть в хоккей.
- Абсолютно не согласен с подобной формулировкой. На мой взгляд, Юрзинов очень часто выпускал Сергея на площадку на начальном этапе Федоров выходил на лед практически через смену и в итоге просто "задохнулся". Времени на восстановление у него, по сути, не было.
- Насколько нам известно, Федоров пока не дал согласия на поездку в Солт-Лейк-Сити.
- Ничего конкретного по этому поводу сказать не могу. До нашей с Сергеем личной встречи - никаких комментариев.
- А какова ситуация с голкипером Николаем Хабибулиным, в свое время отказавшимся от участия в Нагано-98?
- Через агента Николая нам стало известно, что он хотел бы играть за российскую сборную. Но опять же нужно встретиться.
- Возможно ли появление в команде Александра Могильного и Сергея Зубова, которые тоже не принимали участия в последнем олимпийском турнире?
- Что касается Могильного, то, скорее всего, нет. Он еще перед Играми в Нагано честно сказал, что уже давно живет в Америке и при слове "Россия" сердце у него не екает, а занимать чье-то место ему не хочется. У Зубова же другая проблема - психологического характера. Хотя категорического отказа я от него не слышал.
НАМ С ФЕТИСОВЫМ ДЕЛИТЬ НЕЧЕГО
- У вас с Фетисовым большие разногласия?
- Я бы так не сказал - все проблемы можно решить. Но не могу, к примеру, согласиться с такой постановкой вопроса: вы, мол, назначьте меня генеральным менеджером и предоставьте все полномочия по комплектованию команды. Мы с Фетисовым хотим договориться обо всем заранее - как говорят, "на берегу". Во время недавней встречи в Нью-Йорке Слава сказал примерно следующее: мол, вы назначаете меня генеральным менеджером, подписываете со мной контракт, и всю ответственность я беру на себя. Спрашиваю: "И как ты себе это представляешь?" - "А вот у нас в "Нью-Джерси" Лу Ламорелло за все отвечает - и нет проблем". Пришлось напомнить Вячеславу, что сборная США, генеральным менеджером которой был Ламорелло, в Нагано заняла 8-е место. А мы стали серебряными призерами.
Вообще считаю, что у нас есть хоккеисты, приглашение которых в сборную обсуждать не надо в принципе. Это звезды, их не более десятка. И именно под них следует компоновать звенья. Вот этот процесс уже творческий. У генерального менеджера - свой взгляд, у главного тренера - свой. И они должны обсуждать все вопросы. А отдавать приоритет одному из них, полагаю, неправильно.
Кстати, знаю, что недавно Фетисов прислал письмо Президенту Российской Федерации, в котором выразил озабоченность результатами, показанными национальной и молодежной сборными на последних мировых первенствах, подчеркнул, что ему небезразлично, кто станет президентом ФХР и его помощниками, что готов принять участие в подготовке сборной России к Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити. Для меня, признаться, это письмо стало откровением. Потому что во время нашей с Вячеславом встречи в Нью-Йорке ни о каком письме речь не шла.
- И после этого вы не боитесь оказаться с Фетисовым в одной команде?
- Нет, не боюсь. Думаю, мы сумеем прийти к взаимопониманию, потому как делить нам, по большому счету, нечего.
ЯКУШЕВ И БИЛЯЛЕТДИНОВ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СТАТЬ
КОПИЕЙ ДУЭТА ЧЕРНЫШЕВ - ТАРАСОВ
- Планируете ли вы пригласить в тренерский штаб Зинэтулу Билялетдинова и Владислава Третьяка?
- Признаться, мне очень жаль, что Россия потеряла - по крайней мере на сегодняшний день - такого хорошего специалиста, как Билялетдинов. Сейчас по его поводу не могу сказать ни "да", ни "нет", но все же не исключаю, что он появится в нашей команде. Как и Третьяк. Вот только ничего гарантировать нельзя, все зависит от многих факторов. Вспомните, как провалилась футбольная сборная на чемпионате мира-82 в Испании, когда ее возглавляли три прекрасных специалиста, три мэтра - Константин Бесков, Валерий Лобановский и Нодар Ахалкаци...
- Кандидатуру Юрзинова в качестве одного из тренеров нашей сборной не рассматриваете?
- Мы с ним часто встречаемся, но пока на эту тему не беседовали. Думаю, такой разговор состоится в самое ближайшее время. Юрзинов очень хочет помочь российскому хоккею, поделиться с молодыми коллегами своими знаниями и опытом. В отличие от Виктора Тихонова, который все держит в себе. Я ему уже три года предлагаю должность первого вице-президента ФХР. Говорю: "Виктор Васильевич, давайте вместе восстановим Высшую школу тренеров. Научите молодежь тому, что умеете, расскажите то, что знаете. Ведь вы же в хоккее - идол, вам сегодня не нужно выводить команду на игру, это уже не ваше". Но пока понимания со стороны Тихонова не нашел.
- Весной прошлого года наша сборная с треском провалилась на чемпионате мира в Санкт-Петербурге. Не жалеете, что пригласили в нее так много НХЛовцев?
- Перебор, конечно, был. Но приехали действительно классные игроки, которые искренне хотели помочь российской команде выступить достойно. Не получилось. Считаю, в этом есть моя вина.
После победы нашей сборной в розыгрыше Кубка "Балтики" я пригласил к себе Якушева и Билялетдинова и сказал: "Помните тренерский тандем Аркадий Чернышев - Анатолий Тарасов? Главным считался Чернышев, но фактически всю основную работу выполнял Тарасов. Вы готовы к такому?" Подразумевалось, что основная тяжесть при подготовке команды ляжет на Билялетдинова, а Якушев станет управлять коллективом, используя тот факт, что он - личность, непререкаемый авторитет. "Согласны?" - спрашиваю. Согласились. Но в итоге не справились. Жаль.