Газета Спорт-Экспресс № 50 (2543) от 3 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

4 марта 2001

4 марта 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

Полвека назад футболисты были одной из немногих категорий советских граждан, которым удавалось регулярно путешествовать по свету. В том числе по таким местам, где они были чуть ли не единственными посланцами своей страны.

ФУТБОЛ ДЛЯ КОРОЛЕЙ И ПРЕЗИДЕНТОВ

Поделиться воспоминаниями о зарубежных футбольных турне 50-х согласился форвард московского "Локомотива" Виктор СОКОЛОВ - главный снайпер в истории как своего клуба, так и международных матчей советских команд. Но сначала о нем самом.

Футболистом Соколов был уникальным. Великий тренер Борис Аркадьев откопал его в заводской лосиноостровской команде. На фоне технарей Виктора Ворошилова, Юрия Ковалева, Валентина Бубукина выглядел он нескладехой, но забивал больше всех благодаря неуемному темпераменту, скорости и не очень поставленному, но невероятному по силе удару. А еще - полной непредсказуемости. Однажды Бубукин с Ворошиловым чуть ли не с кулаками на Соколова набросились после того, как он... забил гол в ворота "Зенита". Втроем они вышли на вратаря, у владевшего мячом Соколова была худшая позиция, и оба ждали от него паса. А он с острейшего угла пробил сам - и попал! Партнеры бросились к нему: "Ты что, с ума сошел?" А он в ответ: "Но я же забил", - и трусцой к центру.

О его, с позволения сказать, технике ходили легенды. "Рвется Виктор к воротам по центру, я подстраиваюсь немного спереди, получаю пространство для удара, ожидаю паса на выход, и он его дает, - рассказывал Ворошилов. - Но какой! Если бы на его месте был Бубукин, мяч точно лег бы мне под ногу, а от бутсы Соколова он коряво ударился о мою пятку и отскочил назад. Не успел я высказаться по этому поводу, как мяч от ноги Соколова пушечным ядром просвистел у меня над ухом и влетел в "девятку". Я по его адресу все-таки съязвил: "Ну ты классно в стеночку играешь".

Зная о своих слабостях, Соколов напирал в игре на неожиданность и силу удара, регулярно заставая врасплох вратарей. И еще, предвосхитив современных форвардов, коршуном кидался на соперников в их же штрафной, нередко выцарапывал мяч, пинал в сторону ворот - и бежал получать поздравления. Быть бы ему в Клубе Григория Федотова. Да поздновато, в 23 года, заиграл он за команду мастеров, а сошел из-за травмы, наоборот, рано, в 31 год. За первую сборную СССР так и не сыграл, хотя в олимпийской отметился.

Зато болельщики Соколова любили. Однажды рабочий депо "Москва-Сортировочная", впервые выехав за рубеж в составе советской делегации, на все скудные суточные купил в подарок обожаемому форварду фирменные бутсы. Они оказались маловаты, но Соколов так растрогался, что выставил их у себя дома на видном месте как сувенир.

В то время успех в любом международном матче рассматривался в верхах как вклад в престиж страны. Перед выездами за рубеж футболистов "накачивали" в партийных инстанциях. Несмотря на хрущевскую оттепель, еще не выветрилось из памяти расформирование лучшей команды страны ЦДСА после неудачи сборной СССР на Олимпиаде-52 в Хельсинки. За границу поэтому до поры до времени выпускали только столичные "Динамо", ЦДСА, "Спартак". "Локомотив", успешно "сняв пробу" на полях Юго-Восточной Азии в 1955-м, 8 стал спецом по слаборазвитым в футбольном отношении странам, первооткрывателем Индонезии, Бирмы, Исландии, Канады, Японии, Ганы, Мали, Гвинеи, Ливии. После чего ему доверили даже советский клубный дебют на стадионах ФРГ.

Во время зарубежных гастролей "Локомотива" Виктор Соколов вел записи. Наиболее любопытные фрагменты предлагаются вниманию читателей "СЭ".

ДЕБЮТ

Июль 1955 года. "Локомотив" проводит свой второй международный матч, спустя 18 лет после первого, проигранного знаменитым баскам в 1937 году, - 1:5. На том же московском стадионе "Динамо" легко обыгрываем ливанский клуб "Аль-Мирзаа" - 12:0. Забиваю шесть мячей.

ВЗВЕЙТЕСЬ, СОКОЛЫ, ОРЛАМИ

Осень 1955 года. По итогам чемпионата страны "Локомотив" замыкает первую пятерку. В качестве поощрения нас посылают в турне по Индонезии, Бирме и Индии. В элитном ателье на Ленинском проспекте всем сшили одинаковые габардиновые макинтоши, которые в тропическую жару оказались нам совершенно ни к чему.

Первая пересадка - в Стокгольме. Обычно меня тошнит при взлете и посадке. А здесь как с гуся вода. Ребята радуются: "Наш Сокол-то в порядке!" Подходит Аркадьев: "Какой он Сокол, он теперь у нас Орел". С тех пор и прилипло ко мне новое прозвище.

У ПРЕЗИДЕНТА СУКАРНО

6 ноября - первый матч с чемпионом Индонезии клубом "Персиджа" и победа - 5:0. На игре присутствует президент Индонезии Сукарно, приглашает нас на прием в свой дворец, в рабочий кабинет, на полках - книги Маркса, Ленина.

Забиваю последний, девятый гол сборной Медана и вижу, как стоящий за воротами фотокорреспондент подпрыгивает от радости и что есть силы шмякает оземь свой аппарат. Оказалось, он проставил в тотализаторе счет 9:0 и выиграл огромную сумму.

Перед матчем в Сурабайе в гостинице нам подкинули листовки якобы от местных коммунистов с просьбой сыграть вничью, чтобы помочь им выиграть на тотализаторе. Мы конечно, посмеялись, но когда в первом тайме долго не могли открыть счет, забеспокоились не на шутку. Потом все же забили четыре "сухих" мяча, не дав подзаработать "коммунистам". Во время матча Бубукин со штрафного угодил мячом в голову одного из игроков, стоявших в "стенке", и того на "скорой" увезли в больницу. Этот эпизод мгновенно сделал Бубукина любимцем местной публики. Она легко усвоила его фамилию, поскольку на местном наречии есть слово бубук, означающее - пыль.

Когда при счете 2:0 в нашу пользу в заключительном матче против сборной страны соперники забили ответный гол, сотни людей радостно выбежали на поле, бегали, кувыркались, минут 15 не давая нам начать с центра. Выиграли - 3:1.

ПАДЕНИЕ СО СЦЕНЫ

В Индии нас встречали по местным обычаям: каждому надели на шею венок, вручили по букету цветов, а на лбу нарисовали точку.

Перед первым матчем с клубом "Мохан Баган" на поле нас приветствовал король Непала Махендра, находившийся в Калькутте с визитом. Выиграли - 5:0.

Во втором матче победили сборную Западной Бенгалии - 2:0. На приеме у вице-президента штата познакомились с выступавшими там американскими ватерполистами. Едва обе команды поднялись на сцену, как она рухнула.

УЖИН С ХРУЩЕВЫМ

Бирма. В аэропорту Рангуна встречаем наших артистов, прилетевших с Никитой Хрущевым и Николаем Булганиным. На следующий день вместе с президентом Бирмы У Ну наши руководители вышли на поле приветствовать команды. Булганин попросил: "Вы уж много им не забивайте". Хрущев перебил его: "Не слушайте, забивайте, сколько влезет". Выиграли -7:1.

После матча - ужин в президентском дворце. Во время ужина Хрущев возмущается: "Чем нас кормят, столько перца, что невозможно есть!"

На следующий день - экскурсия. У буддийского храма огромных размеров каменный человеческий фаллос. Не найдя места при фотографировании в общей группе, полез на него, но соскользнул, свалился под общий смех на землю. Обсуждается состав на матч со сборной Бирмы. "Орла выпускать нельзя, - с серьезным видом рассуждают мои товарищи, - он же вчера с х...а ссыпался". Выиграли - 10:0.

КАНАДСКАЯ ЗОЛУШКА И РУССКИЙ ПРИНЦ

Июль 1956 года. "Локомотиву" поручено представлять советский футбол в Исландии и Канаде, где еще не было ни одной нашей спортивной делегации.

Монреаль. Едва спустились с трапа, как услышали родную речь. Местный фотокорреспондент попросил: "Русские мальчики, сделайте улыбку для канадских девушек". Прямо в аэропорту - прививка от оспы. А на следующий день заголовок в одной из канадских газет: "Красным сделали большой укол".

Первый удар перед игрой со сборной провинции Квебек делает Мисс Канада-56, и у нее с ноги слетает туфелька. Виталий Артемьев мгновенно подскакивает к девушке и под аплодисменты публики возвращает туфельку на место. Выиграли - 9:0. Во время матча на трибунах эмигранты разбрасывали антисоветские листовки, вратарю Вадиму Кублицкому по-русски кричали: "Пропусти, не то убьем!" Газета, издававшаяся "Лигой освобождения Украины", написала: "Нет места среди честных людей Канады представителям криминального режима". Другая газета угрожала: "Под видом спортсменов к нам приехали агенты красной Москвы. Им нужно выдать обратные билеты. Вслед за ними прилетят атомные бомбардировщики".

Но в целом принимают тепло, многие бывшие соотечественники берут у нас автографы, расспрашивают, рассказывают о своей жизни. В Виннипеге выигрываем - 10:0. Одна из виннипегских газет пишет: "Впервые на нашем стадионе прозвучал гимн Советского Союза, и мы надеемся, не в последний раз".

Перед матчем со сборной провинции Британская Колумбия ее тренер заявляет: "Медовый месяц "Локомотива" закончится в Ванкувере. Счет будет 0:0". Выиграли - 5:2, я сделал хет-трик. После каждого нашего гола по радио - отрывок из гимна Советского Союза.

На приеме у мэра Ванкувера - тосты в честь королевы Елизаветы и короля... Клима Ворошилова (в то время председателя Президиума Верховного Совета СССР). За столом я оказался рядом с канадцем, у которого ампутирована рука. Заметив, что он не может разрезать бифштекс, помог ему. На следующий день одна из газет писала: "Вопреки утверждениям мистера Даллеса (госсекретаря США) русские человечны". И поставила меня в пример канадцам, которые и не подумали прийти на помощь инвалиду.

В заключение обыграли сборную Канады - 2:1. Одна из газет провожала нас так: "Хотите вы того или нет, но спорт пробивает серьезную брешь в железном занавесе".

КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Январь 1957 года. По приглашению министра путей сообщения Китая летим для предсезонной подготовки в Пекин. Путь занимает 32 часа.

В первом матче обыграли команду пекинского "Локомотива" - 6:0. Она потом сопровождала нас в поездке по стране, проводя совместные тренировки.

Все команды против нас стеной встают в оборону, стараясь пусть и не забить, но как можно меньше пропустить. Команду 1-го Министерства машиностроения обыграли - 2:0. В Ханьчжоу опять выиграли у пекинского "Локомотива" - 3:1. Зрители заполнили не только трибуны, но и всю беговую дорожку. После перерыва их долго пришлось уговаривать покинуть поле.

В Ухане ходили слушать китайскую оперу. Не понравилась. Напоследок обыграли сборную КНР - 3:1.

И ОЛИМПИЙЦЫ НЕ ПОМОГЛИ

Июль 1957 года. Швеция. На матч с нами сборная "Юргордена" и "Норчепинга", имея в составе знаменитого футболиста-хоккеиста Тумбу Юханссона, вызвала еще и подкрепление из "Милана" олимпийских чемпионов Нордаля и Лидхольма. Выигрываем - 2:1.

В Гетеборге после часа игры - нулевая ничья. "Обкрадываю" вратаря, разыгрывающего мяч с защитником, обвожу обоих, бью в пустые ворота и бегу к центру. Но мяч ударяется в штангу и выскакивает в поле. Прячу глаза от укоризненных взглядов партнеров. Минут через пять бью из-за штрафной что есть силы - точно под перекладину. Выигрываем - 1:0.

УДАЛЕНИЕ В ПЕРЕРЫВЕ

Май 1958 года. Турция. В аэропорту строгий таможенный досмотр. Подарки для турецких спортсменов и руководителей разрешают пронести лишь после вмешательства администрации клуба "Гюнеш". Обыграли его - 3:2 при весьма необъективном судействе.

В матче с "Бешикташем" скандал. В конце первого тайма в моей бутсе выскакивает гвоздь. Выхожу за линию поля, подкладываю под ногу бинт и, возвратившись с разрешения арбитра в игру, забиваю гол. После перерыва судья не разрешает мне продолжить игру за самовольный уход с поля. Второй тайм задерживается на 15 минут. Вмешивается наш посол Рыжов. Турки заменяют судью, а "Локомотив" меня Зауром Калоевым. Проигрываем - 1:2. На следующий день газета "Улус" писала: "Судья Гекай нарушил здоровую обстановку на поле, заставил москвичей нервничать и совершил большую ошибку, не допустив Соколова к игре".

В матче с "Фенербахче" (3:2) игрок хозяев поля Ширзат отвесил пощечину Геннадию Забелину, решившему поднять турка после столкновения. На трибуне болельщики избили английского тренера Эрика Джонса, возмущавшегося грубостью турок и аплодировавшего "Локомотиву".

ДОБРОПОРЯДОЧНЫЕ БЮРГЕРЫ

Ноябрь 1958 года. Победное турне по ФРГ, выигрываем 3:1 у "Аллемании", 5:1 у "Вупперталя", 1:0 у "Конкордии" (Гамбург) и "Вердера" (Бремен). Газета "Гамбургер Абендбляйб" выставляет нас за добропорядочных бюргеров: "Советские футболисты любят хорошо покушать, уминают тройные порции. Отсюда, видимо, и вытекает их фантастическая мощь на поле. Игроки не пьют и почти не курят. Они исчезают в своих комнатах в девять вечера, увлекаются книгами, хотя и бросают любопытные, а то и боязливые взгляды в сторону Риппербан (местная улица красных фонарей. - Прим. B.C.) . Много времени проводят в музеях".

СОВЕТСКАЯ ПОМОЩЬ

Ноябрь 1959 года. Болгария. Софийский "Локомотив" оказывает нам достойное сопротивление - 1:1. Иван Моргунов забил гол в свои ворота, и за ужином соперники шутили, что на себе почувствовали теперь советскую помощь. Домой болгары отправили нас в отдельном вагоне с целым купе фруктов, окороков, сыра и других продуктов. Всю дорогу до Москвы ныряли туда.

В ПРИСУТСТВИИ АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ

Ноябрь 1961 года. Гана. Купаемся в океане. Бориса Абрамова и Вячеслава Марушко отливом понесло в пучину. Спасли их местные жители, имевшие для такого случая веревку. В Кумаси с "Ашанти-Котоко" (1:1) играем ужасным мячом. Даем свой, но как только он улетает за ворота, его прокалывают.

На матче со сборной Ганы (2:1), начавшемся в 9 утра, присутствуют президент страны Кваме Нкрума и английская королева Елизавета.

Бамако (Мали). Обхохотались на матче местных команд. Пропустив гол, вратари становились на колени и плакали. Один игрок сделал рывок метров на 40, устал, вышел за боковую линию, пару минут отдохнул и опять включился в игру. Другой вдруг остановился посреди поля и на глазах у всех... пописал в траву. Перед матчем со сборной Мали (3:2) нас вышел приветствовать президент страны Модибо Кейта в сопровождении советского посла.

Конакри (Гвинея). При счете 3:3 судья, помогавший весь матч сборной Гвинеи, ни с того ни с сего назначает пенальти в наши ворота. Венгерский тренер гвинейцев Закариаш дает указание: "Не забивать!" И пенальтист тихонько катит мяч в руки нашему вратарю. Аплодируем гвинейцам и их тренеру.

Многое еще можно было бы привести из записок Виктора Соколова - жаль, на все газетной площади не хватит. У кого-то они вызовут улыбку, но колорит того времени, когда футбол еще не стал серьезной индустрией, вы, надеюсь, с помощью лучшего бомбардира "Локомотива" всех времен почувствовали.

Павел АЛЕШИН