Газета Спорт-Экспресс № 44 (2537) от 24 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье |
НОВИЧОК "ДИНАМО" |
После отъезда Яхимовича и Штанюка за границу в "Динамо" остро встал вопрос о последнем защитнике. Приглашение в клуб опытнейшего Ахрика Цвейбы, по всей вероятности, поможет его решить.
Ахрик ЦВЕЙБА
Я ПОСЕДЕЛ ЕЩЕ В ШКОЛЕ
- Как вы оказались в "Динамо"?
- Честно признаюсь, предложение поиграть за московский клуб стало для меня большой неожиданностью. В мои планы этот переход не входил. Тренировался последнее время вместе с "Аланией", ездил с командой на сборы, поддерживал форму для того, чтобы через некоторое время уехать в Китай. При этом Аверьянов сказал, что если в Азии ничего не получится, то он ждет моего возвращения во Владикавказ. Шло время, переговоры с китайской стороной затянулись. И тут неожиданно позвонил Газзаев и предложил приехать в офис динамовского клуба.
- Сразу согласились?
- Сначала имел беседу с Валерием Георгиевичем. Узнал, в каком качестве он видит меня в составе "Динамо". После разговора подписал контракт с клубом на один год. Наконец-то буду играть в городе, где второй год живет моя семья. Сыну в школу надо идти, дочери пять лет, племянник живет в моей семье. Мужской присмотр за детьми не помешает.
- Аверьянов не обиделся?
- Я очень уважаю его - и как тренера, и как человека, признателен ему за поддержку и внимание. Когда объяснил Александру Николаевичу ситуацию, он с пониманием отнесся к моему решению.
- Возможность играть в столице - главная причина вашего перехода?
- За свою профессиональную карьеру я столько наездился. Хочется больше времени проводить дома, в семье. А еще я давно не играл в команде, которая борется за самые высокие места в чемпионате. Все-таки возраст у меня уже, по футбольным меркам, зрелый, вряд ли представится еще раз такая возможность.
ВМЕСТЕ С ГАЗЗАЕВЫМ МЫ ВЫСТУПАЛИ ЕЩЕ В ТБИЛИССКОМ "ДИНАМО"
- Не боитесь, что из состава команды будете вытеснены молодыми партнерами?
- Сезон покажет. Здоровая конкуренция ни одному клубу не мешала. Пока себя ветераном не ощущаю, хоть и поседел очень рано. Имею за плечами богатый опыт, всегда профессионально относился к работе. Конечно, выдержать нагрузки, предложенные молодым футболистам, мне будет сложно, но если грамотно построить подготовку, на игре это не скажется. Надеюсь, что найду с Валерием Георгиевичем общий язык по этому вопросу. Ведь знаю его очень давно. Еще в 86-м познакомились в тбилисском "Динамо", где он был игроком основного состава, а я - дублирующего. Потом работал под его руководством во Владикавказе.
- Кстати, Газзаев изменился с тбилисских времен?
- Мне трудно судить. Все-таки я был тогда совсем молодым футболистом, а он - зрелым мастером. Мы мало общались. Думаю, Валерий Георгиевич стал мудрее. Каждый человек с возрастом меняется.
- И вы изменились?
- Безусловно. О многом по-другому начал думать. Молодость есть молодость. Без ошибок в этом возрасте не обойтись. В свое время мне сильно помогла заграница, особенно в вопросах профессионального отношения к делу. В Японии, например, первые полгода было очень тяжело. Делай что хочешь, лишь бы на пользу пошло. Сначала не все получалось. Долго анализировал, разбирался, в чем причина. Постепенно адаптировался. Стал сам контролировать свое состояние, следить за питанием, режимом. Теперь мне этот опыт помогает.
- Значит, то, что вы не прошли с "Динамо" большую часть подготовки к сезону, не должно сказаться на вашем состоянии?
- Я готов играть. К тому же до начала чемпионата еще есть две недели на то, чтобы набрать хорошую форму.
- Интересно, в Москве вас узнают на улице?
- Столица - большой город, кто зимой меня здесь узнает? Разве что в каком-нибудь спортивном клубе. На улице, бывало, даже документы проверяли. Я понимаю, человек с Кавказа вызывает интерес у правоохранительных органов. Обычно сразу говорю, что футболист, так что проблем нет, тем более значительную часть свободного времени предпочитаю проводить с семьей.
Я полюбил этот город так же, как Киев. Часто вспоминаю Осаку, где родилась моя дочка, а сын ходил в местный садик и научился немного говорить по-японски. О любом городе, где играл, есть что хорошее вспомнить.
ПОСЛЕ "УРАЛАНА" ГОТОВ ПОДПИСАТЬ ЛЮБОЙ КОНТРАКТ НЕ ГЛЯДЯ
- И об Элисте? Вы как-то признались, что самым неудачным сезоном в карьере считаете 97-й год, когда "Алания" вместо того, чтобы бороться за чемпионство, оказалась на 10-м месте. Сегодня, наверное, думаете по-другому?
- Во Владикавказе с начала сезона меня стали преследовать травмы, из-за которых я вынужден был пропустить много матчей. Обидно было, что ничем не могу помочь клубу. В карьере футболиста такое бывает. Прошлый сезон получился просто катастрофическим. Не в плане собственной игры, а из-за результата, показанного "Ураланом". Страшно неприятный осадок остается на душе, когда вылетаешь в первый дивизион и ничего не можешь поделать.
- Как вы думаете, для чего нужно было хоронить команду в прошлом году, чтобы воскрешать на следующий?
- Честное слово, сам не могу понять. Ясно одно - прежде всего это произошло из-за дилетантского отношения к футболу в Элисте. Профессионал никогда не разрушит команду. Зачем надо было менять Аверьянова, который провел с "Ураланом" большую качественную работу. Мое личное мнение: с ним поступили очень некрасиво. Если специалист не устраивает, а профессия тренера неблагодарная, то найдите прежде, чем увольнять, достойную замену. В Элисте же шарахались от одного тренера к другому непонятно зачем. Позвали Дергача, потом Ирхина, но работать им не дали. Причем с Ирхиным-то команда начала набирать очки. Потом приезжает Буняк с группой югославских футболистов, большинство из которых явно не соответствовало уровню высшего дивизиона. Не могу сказать, что Буняк - неквалифицированный специалист. Тренировочный процесс он вел грамотно. Но невозможно же добиться результата, не зная ни положения дел в команде, ни возможностей футболистов.
- С вами рассчитались в Элисте?
- Пока нет. Прошлой зимой обещали выплатить "подъемные" в два этапа: в мае и сентябре. Однако процесс затянулся. Летом написал вместе с группой игроков заявление об уходе. Президент клуба Николай Шовгуров и Буняк уговорили остаться, пообещав выплатить до конца сезона всю причитающуюся мне сумму.
- Надеетесь ее получить?
- Есть же правила, которые необходимо соблюдать. Ни в одном клубе, где я играл, не было такой ситуации. На каком основании я должен отказываться от заработанных денег?! Есть же слово мужика, контракт, наконец. После "Уралана" я любой готов подписать не читая, потому что уверен: нигде со мной не поступят, как с шестнадцатилетним мальчишкой. Сам связался с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Тот пообещал разобраться. Правда, сейчас в Элисте абсолютно новая команда, нужно платить новичкам, тем более, что "Уралан" хотят видеть в высшем дивизионе.
ПОКА УЧУ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ СВОЕГО СЫНА
- А на что может рассчитывать в новом сезоне "Динамо"?
- Пока мне трудно судить. У "Динамо" хороший тренер, много перспективных молодых футболистов, которым уже в этом сезоне по плечу решение больших задач. Перспективы у команды хорошие.
- О тренерской карьере не думаете?
- Необязательно всем становиться тренерами. Пока я учу играть в футбол только своего сына. Возможно, со временем поступлю в ВШТ, но прежде надо понять, нужно ли это мне. Быть может, сначала стоит поработать у кого-нибудь вторым, набраться опыта. Если пойму, что не мое, - в футболе есть другие профессии. Правда, пока о них не думаю. На ближайший год я футболист "Динамо".
Федор УСПЕНСКИЙ