Газета Спорт-Экспресс № 39 (2532) от 19 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 7

19 февраля 2001

19 февраля 2001 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

"ГУНДЕРСЕН", КАК БОЛЬШОЕ СВИНСТВО

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Лахти

Гонка преследования, она же гонка Гундерсена - самое интересное, что может быть в лыжах. Это факт. Как и то, что спортсменам "Гундерсен" всегда представлялся мероприятием, мягко говоря, несправедливым. Даже в те недавние времена, когда за первый из двух забегов вручали отдельную награду. Убивая время между соревнованиями двоеборцев в пятницу, я было попыталась порасспрашивать как знакомых лыжников, так и просто первых попавшихся зрителей, что им известно о личности человека, доставившего столько головной боли уже нескольким поколениям спортсменов. Разрозненная информация складывалась почти в легенду. Мол, был такой воин, то ли шведский, то ли норвежский. А может, датчанин. Но очень любил кого-то там преследовать. Видимо, во время военных походов. То ли в позапрошлом веке, то ли в начале прошлого. Хотя не исключено, что Гундерсен - герой эпоса. Мифическая, в общем, фигура. Но преследовать любил конкретно. Когда же стал стареньким, то взял и придумал это для других.

Войдя во вкус, я продолжила расспросы в пресс-центре. И была озадачена уже по-настоящему, выяснив, что ни один из знакомых коллег-журналистов не знает о Гундерсене почти ничего. Даже его имени.

Помощь пришла в виде засушенного немецкого старичка с пронзительным взглядом книжного червя.

- Вы интересуетесь Гундерсеном? Пишите. Гундер Гундерсен, норвежец. Занимался двоеборьем, на чемпионате мира-54 был вторым, на чемпионате-58 здесь же, в Лахти, занял третье место. Потом возглавлял оргкомитет Кубков мира. В программе мировых чемпионатов гонка Гундерсена впервые проводилась в Зеефельде в 85-м. А вот когда именно он ее придумал, я, извините, не спросил. Запамятовал.

- Не спросили у кого?

- У него, у Гундерсена. Если желаете, могу дать номер мобильного телефона...

Особенно бурный характер дискуссии по поводу гонки преследования носили два года назад на чемпионате мира в австрийском Рамзау. Тогда в день второго женского старта повалил столь чудовищный снег, что организаторы всерьез озадачились: не изменить ли регламент, запустив лидеров в самом конце гонки, когда трасса станет более утоптанной и приемлемой для бега. Решение так и не было принято, в результате чего фаворитки выдохлись, барахтаясь в снежных завалах, а победила итальянка Стефания Бельмондо, стартовавшая с 40-секундным отставанием.

Мужская часть лыжников вспоминала и то, как в Рамзау лет за пять до чемпионата первую из двух гонок выиграл олимпийский чемпион Вегард Ульванг. А на следующий день повалил снег. И норвежец, имевший перед стартом солидный запас времени, угробил его, утонув в заносах. По чистому, растоптанному склону его обошли все кому не лень.

Там же, в Рамзау, имел место довольно жесткий разговор нашей выдающейся гонщицы Елены Вяльбе с генеральным секретарем Международной федерации лыжных гонок Бентом Бенсоном. "Неужели лидеры не заслужили хотя бы того, чтобы их не гробили? - горячилась Вяльбе. - Зачем вообще тогда существует "красная" группа?"

Когда я поинтересовалась мнением Елены о возможном объединении двух гонок и, соответственно, медалей в одну, она безапелляционно отрезала: "Это будет просто огромным свинством по отношению к спортсменам!"

И вот свершилось. Объединение произошло. Классическая и коньковая дистанции стали одинаковыми (5+5 км у женщин, 10+10 у мужчин). И бегут гонку преследования теперь в один день с 3-часовым перерывом между стартами.

Маленький реверанс перед спортсменами, впрочем, имеет место. "Красную" группу иногда запускают на лыжню первой, чтобы сильнейшие могли хоть немного отдохнуть перед вторым сражением, если по каким-то причинам (количество участников или расписание стартов) пауза получается небольшой.

Но парадокс: все лыжники, с которыми довелось поговорить на тему "Гундерсена", склонялись к тому, что 3 часа перерыва вовсе не оптимальное время для отдыха. И не поешь толком, и не поспишь. Бегом в гостиницу, чтобы переодеться, и сразу обратно. Болтаться же возле стадиона в ожидании старта - тем более глупо.

Сокращение коньковой дистанции тоже вызвало нарекания. Ведь шансы отыграться, будь ты самым выдающимся "конькобежцем", тоже уменьшились. Во всяком случае, результаты гонок преследования, которые в этом сезоне проводились по новой схеме в ходе Кубка мира, наглядно доказали: не сложилось в "классике" - дальше можно не бежать. Особенно ярко это может проявиться в женской гонке. Тактика-то на "пятерке" у всех одна: рвануть со старта очертя голову и мчаться, пока хватит сил. Ну а не позволить сопернице, даже более сильной, выскочить из-за спины в "коньке" - дело техники. Пусть и расходятся подобные действия с принципами fair play. На пьедестале не принципы на шею надевают.

Поспорить, конечно, можно. Достаточно вспомнить, как расправлялась со всеми в Рамзау та же Бельмондо. К отметке 1,7 км она, не особенно напрягаясь, уже была не восьмой, а четвертой, так проехала еще 3 км, а после половины дистанции в течение 3 минут не только вышла в лидеры, но и убежала на 15 секунд вперед.

Впрочем, та Стефания была на два года моложе...