Газета Спорт-Экспресс № 29 (2522) от 7 февраля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

8 февраля 2001

8 февраля 2001 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ-2000/01

СТОППЕРЫ ВНЕ ИГРЫ

ПРОГОРАЮЩИЙ ТЕАТР Чириако СФОРЦЫ

Ефим ШАИНСКИЙ

из Мюнхена

Когда швейцарец итальянского происхождения Чириако Сфорца надевает свой любимый - темно-серый в полоску - костюм, друзья, улыбаясь, называют его мафиози. Впрочем, в каждой шутке есть доля правды. В какой бы команде ни выступал Сфорца, вокруг него неизменно начинаются склоки, суета, выяснение отношений.

Скандальный ореол сопровождал Сфорцу в "Кайзерслаутерне", где он играл в 1993-1995-м и 1997-2000 годах, и во время его первого пришествия в "Баварию" (1995-1996), и в миланском "Интере" (1996-1997). Не случайно же, выпроваживая в 1996 году швейцарца из "Баварии", вице-президент клуба Карл-Хайнц Румменигге назвал его вслед "вонючим сапогом".

После отъезда многолетнего вожака мюнхенцев Лотара Маттеуса в США наставник нынешней "Баварии" Оттмар Хитцфельд решил поручить вакантный пост либеро именно Сфорце, которого пригласил из "Кайзерслаутерна". Хитцфельд, конечно, знал о трудном характере Сфорцы, ведь тот в начале девяностых выступал под его руководством еще в швейцарском "Грассхоппере". Приглашая своего бывшего подопечного в Мюнхен, тренер наверняка полагал, что с возрастом Чириако остепенился, стал серьезнее.

И сперва швейцарец действительно был тише воды и ниже травы - к его поведению ни у кого претензий не было. Правда, действия Сфорцы на поле далеко не у всех вызывали восторг. Многие считали его чересчур медлительным, обвиняли в том, что он недостаточно решителен в единоборствах. Но Хитцфельд стоял за швейцарца горой.

- Отсутствие спринтерских качеств Сфорца сполна компенсирует великолепным позиционным чутьем и огромным опытом, - утверждал тренер.

Сам же Чириако, когда ему говорили, что надо бы двигаться больше и быстрее, обычно отвечал:

- Главное - заставить бегать мяч.

В общем, под аккомпанемент вялых дискуссий о его действиях на позиции либеро Сфорца кое-как доиграл до конца первого круга бундеслиги. Более серьезные неприятности начались после зимней паузы. Сперва результаты медицинского тестирования показали, что физически Чириако готов хуже всех в команде. Потом Сфорца стал на каждом углу заявлять, что партнеры к нему придираются и чуть ли не хотят от него избавиться. Затем последовал злосчастный матч с "Бохумом" (3:2), в котором оборона "Баварии", возглавляемая швейцарцем, выглядела, мягко говоря, неубедительно. На 73-й минуте Сфорцу заменили, а на его позицию с места опорного хавбека отодвинулся Йеремис. На следующий день журнал Kicker поставил Чириако за матч довольно низкую оценку - 4,5 (высший балл - 1, низший - 6).

Тут же со стороны Чириако последовали новые жалобы о якобы враждебном к нему отношении многих одноклубников. Более того, Сфорца потребовал экстренного созыва собрания команды, на котором каждый мог бы открыто высказаться по его вопросу. В пятницу вечером после беседы Хитцфельда с капитаном команды Штефаном Эффенбергом было решено провести заседание в субботу утром перед матчем с "Вольфсбургом". Встреча состоялась в 10.30 в зале Kosmo отеля Ritz Carlton. Ее открыл Хитцфельд и, заявив, что игроки все должны выяснить сами, покинул зал. Затем слово взял Эффенберг:

- Каждый, кто что-то против Чириако имеет, должен встать и открыто все высказать.

Никто с места не поднялся. Затем говорил Сфорца:

- Все мы достаточно взрослые и благоразумные для того, чтобы вести дискуссию. Тот, у кого со мной проблемы, должен ко мне подойти и все сказать. Это можно сделать и в ближайшие дни.

Никто к швейцарцу пока так и не подошел...

Но самый серьезный удар получил Сфорца через несколько часов после экстренного собрания. "Бавария" без его помощи уверенно и непринужденно разобралась с крепким Вольфсбургом" - 3:1. При этом Йеремис, выступавший на позиции либеро, выглядел вполне прилично (оценка в Kicker - 3). Конечно, Сфорце было известно, что в мюнхенском клубе недолго терпят возмутителей спокойствия - тем более тех, кто не слишком убедительно выглядит на футбольном поле. Поэтому сразу же после матча швейцарец уже явно изменил тон.

- Я никогда не говорил о придирках ко мне, - рассуждал после финального свистка Чириако. - Мы все-таки не просто команда бундеслиги, а "Бавария". Я не вносил разлад, вовсе его не хочу. Единственное, к чему стремлюсь, так это к успеху команды. Рад, что ребята сегодня хорошо играли и победили.

В автобус, отъезжавший со стадиона, Сфорца вошел последним и каждому одноклубнику лично пожал руку...

Похоже, что звездный блеск вокруг швейцарца нынче явно потускнел. Во всяком случае, партнеры уже позволяют себе рассуждать о нем несколько свысока, порой даже чуть снисходительно, что, конечно, не может не задевать швейцарца.

- Сфорца - профессионал, - заявляет Элбер. - Все зависит только от него самого. Он должен в конце концов кое-что на поле показать. Никто ему не может помочь, кроме него самого.

- Мы не должны оставить Чириако одного под холодным дождем, - говорит Эффенберг. Но далее капитан заявляет уже совсем другое: - Весь этот театр вокруг Сфорцы нам может стоить чемпионского титула. Поэтому я буду внимательно наблюдать за тем, что происходит. Если увижу какие-то нелады, стукну кулаком по столу.

Как всегда коротко и ясно высказался Хитцфельд:

- Если Сфорца хочет играть, он должен прибавить на тренировках.

Не остался в стороне от дискуссии и менеджер Ули Хенесс:

- Мы должны все эти разговоры как можно быстрее прекращать. И не стоит откапывать какие-то факты пятилетней давности. В деле Сфорцы решать должно только то, как он играет. Если плохо, пусть сидит на скамейке. К враждебности это не имеет никакого отношения.