Газета Спорт-Экспресс № 21 (2514) от 29 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 5

29 января 2001

29 января 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ

ЭКС-КОРОЛЬ ВПЕРЕДИ, НО ПОГОНЯ - ВСЕГО В ШАГЕ

На 16-й странице этого номера "СЭ" читатель может узнать, как закончился турнир, а в данном отчете я расскажу об основных событиях 11-го и 12-го туров. После 11-го дуэт лидеров распался: экс-чемпион мира Гарри Каспаров, выиграв одну партию, а другую сведя вничью, обеспечил себе минимум дележ первого места, а Алексей Широв потерпел два поражения подряд и откатился на 4-7-е места.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

ШИРОВ НЕ СМОГ БЛАГОПОЛУЧНО
МИНОВАТЬ "ТУННЕЛЬ УЖАСА"

Каспаров предсказывал такую турнирную участь Широва, когда тот лидировал, выигрывая, по выражению Гарри, "сочно и размашисто" одну партию за другой у голландских шахматистов. Но даже такой большой скептик, как экс-чемпион мира, не ожидал, что Алексей будет столь плачевно проходить остальных игроков благодаря причудливому жребию - самых сильных: самого Каспарова, Вишванатана Ананда, Василия Иванчука, Владимира Крамника и Александра Морозевича. Этот строй, как образно сказал Гарри, оказался для вице-чемпиона мира ФИДЕ "туннелем ужаса". Неприятности для него начались после убийственного поражения от Каспарова. Потом Алексей не выиграл подавляющую позицию у Ананда, а в 11-ми 12-м турах вновь проиграл. Я пишу эти строки, еще не зная, как Широв выйдет из "туннеля", в конце которого его поджидал Морозевич.

Когда в партии 11-го тура против Иванчука Широв применил белыми еще не так давно самый актуальный вариант сицилианской защиты, я сидел рядом с двумя гроссмейстерами - Юрием Дохояном и Михаилом Бродским из Украины. И вот какой разговор у нас состоялся. Дохоян вполголоса заметил: "Этот вариант мы готовили еще в 95-м к матчу с Анандом. Тогда же были обнаружены и ход 10.hЗ, который сейчас сделал Иванчук, и ответ Широва - отступление коня на f6". В это время на мониторе были воспроизведены мгновенно сделанные ходы 11 .Сс4 Фb6, а после короткой рокировки на 12-м ходу Широв вдруг подозрительно задумался.

- А нельзя ли здесь черным полакомиться белой пешкой на е4? - спросил я Дохояна.

- Ни в коем случае! - воскликнул тренер Каспарова. - В ответ белые жертвуют коня на d6 и проводят матовую атаку.

- Надо же, сразу и не разглядишь.

- В это действительно трудно поверить, когда смотришь на позицию невооруженным глазом. А включишь компьютер - и начинаешь верить.

- Ну, компьютеры сейчас есть у всех, в том числе и у Широва.

- Но ведь в партии Юдит Полгар - Каспаров Гарри здесь сделал рокировку, и в примечаниях указывалась невозможность хода 13...К:е4, - уточнил Бродский.

Тем не менее Широв вдруг взял пешку на е4! Оба гроссмейстера были поражены.

- Пожертвует ли Иванчук на d6? - спросил я земляка Василия.

- Василий знает все, - уверенно сказал Бродский. - А если и не знает, то найдет лучше любого компьютера.

Действительно, подумав минут 15, Василий пожертвовал коня на d6 и, несмотря на упорнейшее сопротивление Широва, осознавшего свою грубейшую ошибку и через ход вернувшего фигуру, технично добился победы.

Секундант и тренер Широва гроссмейстер Михаил Рычагов был в трансе: "Ведь мы смотрели этот вариант за оба цвета! И Алексей отлично знает, что на 12-м ходу надо делать рокировку, после чего у черных не хуже".

В следующем туре Широв играл белыми с Крамником. Взаимоотношения этих двух замечательных шахматистов очень непростые. В детстве оба были слушателями знаменитой школы Ботвинника - Каспарова, в юности дружили, потом стали остро соперничать в турнирах, затем судьба свела их в матче за право сыграть с Каспаровым, победил Широв, но ему не только не выплатили вознаграждение за победу, но и лишили поединка с чемпионом. Сейчас Широв судится с испанскими организаторами, и "по делу проходят" и Крамник, и Каспаров. (Возможно, экс-чемпион мира даже и не подозревает, что, когда он приедет во второй декаде февраля на турнир в Линарес, ему придется отвечать на вопросы испанского правосудия.) Широв "поливал" Крамника в ряде скандальных интервью, тот в тех же изданиях четко и по существу опровергнул все измышления Широва.

- Я понимаю, что человек ущемлен материально, расстроен, раздосадован, но это не повод смешивать с грязью своих коллег, не имея на то никаких оснований! Своими дикими заявлениями о нашем "сговоре" с Каспаровым Широв наносит огромный ущерб шахматам! - говорил мне Крамник. - Ведь несведующие люди прочтут и могут подумать, что действительно в шахматах такое возможно. Между тем Широву, как и мне, не известен ни один факт договорной игры у шахматистов нашего уровня. Его утверждения по меньшей мере лживы, а по большому счету - крайне вредны и опасны!

Подаст ли руку Широву Крамник перед началом партии? Каспаров ведь не подал. Однако Крамник человек мягкий и отходчивый, и, идя на партию, он остановился на половинчатом решении: сам первым руку протягивать Широву не будет, а если Широв протянет ему руку, то Крамник ее пожмет. Широв протянул. Мне кажется, этот жест доброй воли гордого Широва - хороший поступок. И молчаливое признание своей неправоты. Крамник, конечно, мог унизить Широва и оставить его с протянутой рукой, но разве такая картина, наверняка попавшая бы во все издания, пошла бы на пользу имиджу шахмат и их лучших представителей?..

Крамник наказал Широва по-другому, переиграв его черными и лишний раз доказав, как до этого в Линаресе, что не случайно был выбран Каспаровым для сурового единоборства за шахматную корону.

СТРАННАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕКО ЛИШИЛА КРАМНИКА
ШАНСОВ БОРОТЬСЯ ЗА ПЕРВОЕ МЕСТО

А вот в странной истории, которая случилась с Крамником в 11-м туре, где он проявил благородство, Владимир наказал сам себя. Впрочем, скорее всего и в этом случае новый чемпион мира проявил прежде всего суперрациональность своего подхода к жизни вообще и к шахматной в частности. Дело в том, что накануне партии с Крамником у Петера Леко резко подскочила температура и он слег в постель. На недавнем чемпионате ФИДЕ в Индии Леко подхватил какую-то инфекцию, которую пока никак не могут победить врачи. Шел в этом турнире Петер так себе, а перед партией с Крамником заболел, о чем представитель венгерского гроссмейстера сообщил его сопернику. И Крамник решил проявить великодушие, согласившись разыграть символическую 15-ходовку с больным Леко, чтобы тот не получил "минус" за неявку. А на состоявшейся потом пресс-конференции представитель Леко, весьма смущаясь, предложил присудить Крамнику "приз справедливой игры". На что ему директор турнира возразил, что шахматы - не футбол. Этот случай широко обсуждался в кулуарах турнира, и все сошлись в одном: Леко и его менеджер поступили неспортивно. Тем более что на следующий день столь же стремительно поправившийся Петер разгромил белыми не кого-нибудь, а Морозевича, который до этого выиграл чуть ли не все партии черными...

Один из великих чемпионов, кажется, Алехин, сказал: "Шахматный мастер имеет не больше прав быть больным, чем полководец на поле битвы". Играли, будучи сильно нездоровыми, многие знаменитые гроссмейстеры, но никто и никогда не перекладывал свои проблемы на чужие плечи. Леко первым это сделал. И вряд ли он встретит понимание. Руку ему, конечно, будут подавать, так как его таинственный вирус, говорят, не передается через рукопожатие.

СИЦИЛИАНСКИЙ "ДРАКОН" ФЕДОРОВА
СЖЕГ "ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА" АДАМСА

Алексей Федоров, неисправимый романтик из Белоруссии, как мы уже говорили, черными постоянно играет вариант дракона в "сицилианке". Частенько его бьют в этом остром дебюте, но он не сдается, отыскивает все новые пути к инициативе. Трудно поверить, что четвертый шахматист мира Адамс не был в курсе последних разработок в данной области. Скорее, он хотел предъявить свои резоны, когда взял пожертвованную пешку и попал под страшнейшую атаку всех черных фигур. Федоров играл не только активно и точно, но и очень красиво. Его 22-й и 27-й ходы не только великолепны, но и целесообразны, так как форсированно ведут к победе. Зрители в Вейк-ан-Зее присудили Федорову приз за самую красивую партию тура, хотя изящны были и партия Иванчук - Широв, и партия Ананд - Пикет.

КАСПАРОВ МУЧАЕТ ГОЛЛАНДЦЕВ,
А АНАНД СОБИРАЕТ ИХ СКАЛЬПЫ

К причудам жеребьевки можно отнести и ту, что Ананд играет на следующий день с теми противниками, с кем накануне Каспаров. И вот какая занятная картина получается: против Каспарова, например, голландцы, что называется, стоят на смерть, а потом Ананд шутя снимает с них скальпы, так как они уже не могут оказать ему достойное сопротивление. Партия Тимман - Ананд по праву заслужила титул самой слабой на этом турнире. Но надо отдать должное индийцу: он проявил поразительную живучесть, устояв в абсолютно безнадежных позициях против и Леко, и Адамса, и Широва. А когда пришла пора собирать скальпы, он тут как тут! Перед последним туром оба чемпиона мира (по версиям "исторической" и ФИДЕ) играют белыми с голландцами. Пикет до этого устроил себе выходной, "отсушив" белыми с Иванчуком, а Люка ван Вели мучил черными Каспаров, но больше ничьей вымучить не смог. На пресс-конференции ван Вели спросили, счастлив ли он, сделав ничью с демоническим экс-чемпионом. Вели помолчал немного, оглядел пресс-центр и ответил:

- А вы бы не были счастливы, сделав первую в жизни ничью с Каспаровым?

11-й тур. Каспаров - Тимман - 1:0. Иванчук - Широв - 1:0. Ананд - Пикет - 1:0. Адамс - Федоров - 0:1. Ничьи: Крамник - Леко, Морозевич - Топалов и Тивяков - ван Вели. 12-й тур. Леко - Морозевич - 1:0. Адамс - Тивяков - 1:0. Широв - Крамник - 0:1. Тимман - Ананд - 0:1. Ничьи: ван Вели - Каспаров, Пикет - Иванчук и Федоров - Топалов.