Газета Спорт-Экспресс № 2 (2495) от 5 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
Виктор ПРОКОПЕНКО |
ГОД В "ШАХТЕРЕ" |
Пока большинство футболистов "Шахтера" проводили отпуска в жарких странах и на экзотических островах, главный тренер донецкой команды Виктор Прокопенко за рулем своего любимого джипа "Мерседес" отмерял километры по родным просторам. Съездил на несколько дней в Волгоград - к детям и внучке. Потом рванул под Ставрополь - в гости к Борису Стукалову с которым приятельствует со времен совместной работы в "Роторе". Заглянул на недельку в Одессу - тоже совсем не чужой ему город. Как сам говорит, отдыхал душой среди родных и близких людей.
Такой отдых был необходим, потому что 2000-й год в биографии Прокопенко получился очень тяжелым. На одну чашу весов судьба положила несомненное тренерское достижение - выход с "Шахтером" в Лигу чемпионов, а на другую - испытание семейным горем: в октябре в Волгограде от рук наемных убийц погиб муж дочери Прокопенко, отец его любимой внучки Вики.
- Когда я приехал на похороны в Волгоград, - вспоминает Виктор Евгеньевич, - следователь, который вел дело, сказал: "Не могу понять мотивов преступления: там и не пахнет большими деньгами. Это явно сделали не профессионалы, а какие-то отморозки". Следователь оказался прав: уже через неделю нашли всех - и заказчиков, и исполнителей. Только кому от этого легче? Поначалу я хотел детей из Волгограда забрать - стал бояться за их безопасность, но сын рассудил очень по-мужски, мне понравилось: "Знаешь, папа, я уже взрослый человек с собственной судьбой, а твоя профессия по самой своей природе особой "усидчивости" не предполагает - что же, так и буду, как хвостик, за тобой ездить повсюду?"
- Сколько лет сыну?
- Евгению 22-й год. Недавно окончил юридический институт в Волгограде, лейтенант милиции.
- К футболу он совсем безразличен?
- Пока был маленький, как и многие "футбольные" дети, целыми днями пропадал на базе и, как мне казалось, подавал надежды. Я строил иллюзии, что из Жени получится неплохой игрок. Однако с возрастом он стал терять интерес к футболу, и мне пришлось побороть родительский эгоизм: не стал его напрягать, впихивать в привычные для меня рамки.
ПОДАРОК СУДЬБЫ
- Скажите, в вашем желании, осуществленном чуть больше года назад, чего было больше: покинуть "Ротор" или прийти в "Шахтер"?
- Говорил уже неоднократно и могу повторить: нынешний "Шахтер" - это подарок судьбы для любого тренера. Но... Если бы даже я не получил такого подарка, все равно из "Ротора" скорее всего ушел бы.
- Почему?
- Состояние, которое тогда пережил, сложно передать словами. Депрессия? Не думаю, но в то же время присутствовало какое-то ужасное ощущение внутренней опустошенности. Подготовка к сезону-99 превратилась в пытку. Когда приходится футболистов палкой загонять на тренировку, это называется "приехали". И еще - в последний год моей работы в "Роторе" мы столкнулись с серьезной проблемой психологического порядка, о которой прежде даже не подозревали. Команда привыкла сражаться в российском чемпионате за призовые места. А когда турнирная ситуация для "Ротора" в корне изменилась и земля стала уходить из-под ног, мы вдруг сделали открытие: выяснилось, что бороться за медали значительно проще и комфортнее, чем из последних сил отстаивать место под солнцем. Честно скажу, ни я, ни футболисты к такому зигзагу судьбы оказались не готовы.
- Наверное, вы должны честно сказать и о другом: когда футболистам задерживают зарплату, тренеру сложно требовать от них полной самоотдачи. За "идею" сегодня уже никто не играет.
- Вы правы, но только отчасти. Задержки выплат случались в "Роторе" и раньше, в благополучные годы, однако Горюнов в конце концов всегда со всеми рассчитывался. Поэтому я не уставал повторять на предсезонных сборах: "Братцы, вам заплатят сполна, но вы же не каменщики, которые могут какое-то время побузить, а потом объявят аврал, станут работать в три смены и сдадут дом точно в срок. Вы - футболисты, которым не дано наверстать то, что будет упущено в предсезонной подготовке". Увы, меня уже никто не слышал. Отсюда я делаю вывод, что корень зла заключался не только в деньгах. Футболисты, уже достигшие с "Ротором" своего потолка, стали терять мотивацию - чемпионство оказалось для них недостижимой вершиной, а все прочее они уже проходили. Возможно, нужно было "стариков" как можно быстрее распродать и сделать ставку на голодную до футбола молодежь, но при этом пришлось бы снизить уровень стоявших перед командой турнирных задач.
- Во время нашей первой встречи в Донецке прошлой зимой вы говорили, что любому тренеру, который сменит вас в "Роторе", будет проще работать даже с теми игроками, которые там есть: дескать, сработает эффект новизны, который даст импульс к переменам в лучшую сторону. Похоже, что вы заблуждались.
- Да, к сожалению, заблуждался. Однако комментировать сложившуюся ныне в Волгограде ситуацию не буду: логику чужих поступков никому не дано постичь до конца.
ИСПЫТАНИЕ ЛИГОЙ ЧЕМПИОНОВ
- Как бы ни сложилась дальше судьба тренера Прокопенко, в историю "Шахтера" вы войдете как первый наставник, с которым команда пробилась в Лигу чемпионов. Насколько оправдались ваши умозрительные представления об этом турнире? С какими ощущениями вы начинали его и что чувствуете теперь, по прошествии времени?
- Из всех пережитых ощущений на первое место, наверное, правильно будет поставить обыкновенное любопытство. Далее - надежду и тревогу. Нет, наоборот, тревога все же превалировала над иными эмоциями. Опыта у футболистов не было никакого, зато желания сыграть не ниже своего привычного уровня у ребят оказалось хоть отбавляй. Перед первой игрой с "Лацио" в Донецке откровенно перегорели. Выходили на поле не то чтобы на "полусогнутых", но на цыпочках - это точно. Не стану утверждать, что мы потом до конца избавились от этого присущего дебютантам комплекса, однако подвижки в лучшую сторону все же были налицо. При любом исходе нам нужно было через ЭТО пройти. Теперь же, оглядываясь назад, прихожу к выводу, что по-настоящему провальными в шести матчах у нас получились лишь два тайма - все с тем же "Лацио", в Донецке и в Риме. В остальных играх, как говорится, были варианты.
- Что же помешало осуществиться лучшим из них?
- Причина совершенно банальная: в самый неподходящий момент возникли так называемые кадровые проблемы. За три недели до старта в Лиге чемпионов мы остались без атакующего полузащитника Пестрякова, который только сейчас восстанавливается после двойного перелома ноги. Потом опорный хавбек Ковалев вернулся из сборной страны с серьезной травмой, так и не позволившей ему восстановить прежние игровые кондиции. В лондонском матче с "Арсеналом" арбитр из Германии, видимо, не избежал соблазна поприжать "выскочек": при счете 2:0 в пользу "Шахтера" он совершенно не по делу удалил Попова. Который в итоге был вынужден пропустить следующий матч - со "Спартой" в Праге, где не было еще и травмированного Шевчука, и не успевшего вернуться из Сиднея нашего нигерийского олимпийца Окоронкво.
Главный урок Лиги чемпионов для меня как тренера заключается в осознании того, что обезопасить себя от различного рода случайностей, уйти от многих "нештатных" ситуаций можно только в том случае, если имеешь пусть не два - хотя бы полтора состава примерно равноценных по классу игроков.
ОРБУ - "ИГРОК ДЕСЯТИЛЕТИЯ",
КОТОРОЕ УЖЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ
- Вы говорите о полутора составах, но при этом отказались от услуг Орбу, которого одна газета даже назвала "игроком десятилетия" в "Шахтере"...
- Стоп, стоп! Если позволите, одно существенное уточнение: это не я отказался от его услуг, а сам Орбу попросил "вольную". То, что произошло между нами, сложно назвать конфликтом в серьезном понимании этого слова. Шел обычный матч чемпионата, играли мы плохо, и в перерыве я сказал двум футболистам, одним из которых был Орбу, что хочу их заменить. Что же тут, скажите, конфликтного? Один игрок стал безропотно расшнуровывать бутсы, а Орбу вдруг "понесло": вы, дескать, меня гноите, поэтому лучше выставьте на трансфер. Я отделался шуткой: мол, ну, что же, придется пойти человеку навстречу. При этом совершенно искренне полагал, что назавтра футболист успокоится, поймет, что погорячился, и мы обо всем забудем. Подобные ситуации случаются в футболе сплошь и рядом. Однако на следующий день Орбу заявил: "Хочу в другую команду!" Если у футболиста есть собственные принципы, то почему их не должно быть у тренера?
- И вам никогда не приходилось от них отступать?
- Я не отношусь к категории людей, которые пытаются головой пробить стенку. И подчас готов "поступиться принципами". Но не в случае с Орбу. Потому что он - не игрок для Лиги чемпионов. "Футболист десятилетия" в донецкой команде? Возможно. Не мне об этом судить. Только его десятилетие уже прошло, и как-то совсем незаметно наступило новое.
- Вы так говорите, будто все остальные футболисты "Шахтера" созданы для Лиги чемпионов.
- Нет, конечно, далеко не все. Только они, в отличие от Орбу, из кожи вон лезут в своем стремлении выйти на этот уровень. Поэтому я готов ждать. Например, к появлению в команде Окоронкво многие, знаю, отнеслись скептически, да и у него самого поначалу не очень-то складывалось. Однако нигериец стремился завоевать доверие тренеров, бился за место под солнцем, и теперь уже совсем непросто представить линию обороны "Шахтера" без этого футболиста. По-моему, это вам в интервью Окоронкво недавно говорил, что со временем хотел бы поиграть в Лондоне. Обратите внимание: в Лондоне, а не в Полтаве или Саратове, при всем моем глубочайшем почтении к этим замечательным городам.
- Однако согласитесь, что в оценке возможностей любого игрока всегда присутствует тренерский субъективизм.
- Считаю, тренер имеет право на такой субъективизм. В этой связи всегда вспоминаю одну историю. Когда Йохан Кройф руководил "Барселоной", многие его коллеги по тренерскому цеху пеняли знаменитому голландцу за симпатии к защитнику Рональду Куману: дескать, он и не быстрый, и какой-то нерасторопный, и в позиционной игре не очень силен - и за что только постоянно попадает в звездный состав "Барсы"? На что Кройф отвечал: "Вам не нравится Куман? Значит, вы не должны брать его в свою команду. А вот меня он полностью устраивает, и это - самое главное".
ШТОЛЦЕРС В АНГЛИИ - ЭТО НОРМАЛЬНО
- Раз уж вы вспомнили о Лондоне, объясните метаморфозы, происходившие в прошлом году с другим футболистом "Шахтера" - Штолцерсом, который теперь играет за лондонский "Фулхэм". Вас не упрекали за то, что не удержали латвийского легионера в донецкой команде?
- С точки зрения нормального обывателя, мне действительно можно предъявить претензии: в "Шахтере" человек не играл, а в "Спартаке" вдруг взял и блеснул, после чего заключил прекрасный долгосрочный контракт с "Фулхэмом". Как это могло получиться? Почему не разглядели футбольный талант? Объясняю. Когда я пришел в команду, Штолцерс уже был футболистом "Шахтера" лишь формально - согласно контракту. Что здесь происходило с ним до меня, почему он не стал в команде "своим" - не знаю. Знаю только, что перед началом чемпионата страны Штолцерс подошел ко мне и попросил отпустить его со сборной Латвии в "выставочное" турне по Англии. Мыслями он уже был там, а не здесь. И "Шахтер" ему был совершенно неинтересен.
- У вас нет никакого объяснения всему этому?
- Ну разве что на уровне догадок и предположений. Вполне может быть, что это одна из граней проблемы легионеров, "своих" и "чужих". Я вовсе не хочу сказать, будто мы здесь лаптем щи хлебаем, однако разница в менталитетах - вполне реальная штука. Штолцерс сформировался как личность в стране, которая даже по советским меркам считалась едва ли не "западной", и адаптироваться к новым условиям не сумел. Поэтому-то и стремился жить и работать на Западе - в соответствии с собственным мироощущением. Ни один тренер не сможет тут ничего изменить. Скажу больше: не нужно этого делать. Нельзя держать птицу в клетке. И не стоит ни о чем жалеть. Штолцерс получил то, к чему он стремился, а клуб получил за этого футболиста очень солидные, по нашим представлениям, деньги, - поэтому все должны быть довольны.
В РОССИИ - ПРОТИВ "СПАРТАКА",
В УКРАИНЕ - ПРОТИВ "ДИНАМО"
- Полузащитник "Шахтера" Алексей Бахарев, игравший у вас еще в Волгограде, недавно сказал мне в интервью, что он "предчувствовал" появление Прокопенко в Донецке.
- Этого интервью я, к сожалению, не читал. Но уже заинтригован: Бахарев как-то свои слова объяснил?
- Да. Он считает, что по стилю игры - атлетичному, скоростному, с большим количеством единоборств - "Ротор" был при вас самой "украинской" командой в высшем российском дивизионе. Вы с этим согласны?
- (Смеется.) Боюсь, что Бахарева ввели в заблуждение фамилии - Геращенко, Шмарко, Нечай, Жуненко, Прокопенко, наконец... Что же касается стилей, то вряд ли в данном случае им присуща национальная окраска - "украинский" или "русский". Другое дело, допустим, спартаковская трактовка игры - и стиль киевского "Динамо". Так вот, для меня оба направления хороши и перспективны. Мне нравится их симбиоз: не получается у тебя классический розыгрыш, который традиционно лучше всех удается "Спартаку", значит, нужно перестроиться на длинные пасы из глубины, на коллективный отбор мяча, в чем, как правило, преуспевают киевляне.
- Возглавляя "Ротор", вы в чемпионате России когда-то боролись за золото со "Спартаком". Руководя теперь "Шахтером", сражаетесь с киевским "Динамо" - за первенство в Украине. Насколько сопоставимы две эти задачи по сложности решения?
- Непростой вопрос, требующий обязательной поправки на время. Когда в 97-м "Ротор" был в порядке, мы дорулили до фактически золотого матча, однако "Спартаку" уступили. Сегодня "Шахтер" и "Динамо" идут по турнирной дистанции вровень. Думаю, что у донецкой команды сейчас все же больше шансов побороться за титул, чем было их у волгоградского клуба три года назад.
- Кем вы, заслуженный тренер и России, и Украины, больше себя ощущаете - российским специалистом или украинским?
- (Смеется.) Жаль, что этот вопрос нельзя задать, допустим, Свену Ерану Эрикссону, который приводил "Гетеборг" к чемпионству в Швеции, "Бенфику" - в Португалии, "Лацио" - в Италии. Его уже давно признал весь мир - причем без званий, которые были и остаются сугубо нашенским изобретением. Когда трудолюбие и одаренность не было принято оплачивать достойными деньгами, звания хоть как-то грели душу. На моих значках еще выгравировано "РСФСР" и "УССР", а в душе нет никаких границ. К тому же все футбольные профессии интернациональны по своей природе. И ты можешь ощущать себя только тренером той команды, с которой работаешь. Сегодня я - тренер "Шахтера", и этим все сказано.
- Досуг, если он у вас есть, как проводите?
- Хорошая оговорка: "если он у вас есть". Ну, как провожу? Водку даже не нюхаю - уже лет десять. Нет, нет, алкогольной зависимостью, слава богу, никогда не страдал, но выпить мог - как все нормальные люди. А потом вдруг решил стать абсолютным трезвенником. И, знаете, интереса к жизни от этого не потерял. Круг знакомых, правда, заметно сузился, однако именно знакомых, а не друзей. Люблю слушать музыку, причем разную - классическую, современную, украинскую народную, а от русских романсов просто умираю! Несмотря на "преклонный" возраст, ни разу в жизни еще не отдыхал в санатории. Другое дело, сесть за руль своего "вездехода" - и на природу. Или к друзьям - километров за 500 - 600. Никаких самолетов, никаких поездов. Сам себе хозяин. Прекрасное чувство!
Юрий ЮРИС |
Донецк |