Газета Спорт-Экспресс № 286 (2482) от 16 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

16 декабря 2000

16 декабря 2000 | Остальные

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА

Леонид ТАРАНЕНКО

ПЕРВАЯ МЕДАЛЬ ДЛЯ МИЛЛИАРДА ИНДУСОВ

Никогда прежде до Игр в Сиднее спортсменка из Индии не поднималась на олимпийский пьедестал. Первой в истории страны награды удостоилась штангистка Карнам Маллесвари, занявшая третье место в категории 69 кг. Этот успех едва ли был бы возможен, не помогай женской сборной Индии и ее лидеру готовиться к состязаниям знаменитый белорусский богатырь Леонид Тараненко.

Отъезд на родину Гаутамы Будды, Махатмы Ганди и Рабиндраната Тагора на родине самого олимпийского чемпиона Москвы и серебряного призера Барселоны восприняли, мягко говоря, с недоумением. Ведь именно Тараненко после полускандальной отставки Александра Курловича доверили пост главного тренера национальной команды Белоруссии, не без оснований рассчитывая на богатейший опыт автора, между прочим, еще не побитых, хотя официально и отмененных высших достижений в толчке и сумме в супертяжелом весе. Но опыту нашлось применение в более экзотических условиях.

ИНДИЙСКИМ ДИВАМ НЕ ДО "КАМАСУТРЫ"

- Леонид, на Олимпиаду в Сидней вы отправились в роли тренера индийской сборной?

- Нет, правильнее назвать меня экспертом, специалистом. Я консультировал тренерский штаб по вопросам методики.

- Но не без вашего, надо думать, участия Карнам Маллесвари стала первой индийской медалисткой Игр. Кто она по происхождению и почему решила заняться таким нелегким делом?

- Карнам из семьи служащих, ее отец - полицейский, мать, как у них обычно принято, воспитывает детей. Это очень талантливая спортсменка, просто сверхталантливая. Дважды становилась чемпионкой мира, когда я работал в Индии в 1994 - 1995 годах. Но после моего отъезда ее результаты пошли на убыль. И вот за год с небольшим до Олимпиады она сама нашла меня в Минске и попросила помочь ей как следует подготовиться к Сиднею. В свои 25 лет Маллесвари уже опытная штангистка, физически очень сильна, великолепно сложена и по индийским канонам просто красавица, с такой внешностью только в кино сниматься. Кстати, раньше занималась танцами. Но, видимо, не устояла перед соблазном, когда прекрасный пол в массовом порядке двинул в тяжелую атлетику. Замужем. Кстати, в Индии женщина настолько бесправна, что спорт зачастую - единственная возможность выбиться в люди.

- Трудно представить, как могут сочетаться пахота в зале, тяжелоатлетическое трико, туфли-штангетки с общепризнанной вроде бы любовью томных и волооких индийских прелестниц к мелодрамам с бесконечными песнями и плясками или изучением знаменитой "Камасутры".

- В том-то и дело, что как раз сексуальное начало в них, я бы сказал, убито сызмальства, настолько сильны религиозные догмы, запреты и высоко невежество в интимных вопросах. Муж и жена, допустим, могут прожить всю жизнь вместе и никогда не видеть друг друга обнаженными. Мне рассказывали об этом они сами. Их доскональное знание "Камасутры", по-моему, просто из разряда укоренившихся в нашем сознании мифов.

- В каком городе вы работали?

- На сей раз на базе в Патиала, это в 250 км от Дели. Впрочем, там никто расстояние километрами не меряет, счет идет на время. То есть это 6 часов езды на поезде и столько же - на автомобиле.

- 250 км преодолеваются на машине за 6 часов, то есть просто с черепашьей скоростью? Там что, по-прежнему священные коровы разгуливают по дорогам, мешая движению?

- Коровы бродили, бродят и будут бродить, практически ничего не меняется. Хотя экономика за последнее время немного укрепилась. Но правила уличного движения не просто не соблюдаются - их, похоже, не существует вообще. Когда стоит туман или идет дождь, поезда опаздывают, как у нас самолеты. Индусы никогда никуда не торопятся. У них все наоборот, начиная от лопаты, которая гребет под себя, и заканчивая, естественно, рулем с правой стороны.

В СЕНТЯБРЕ - БРОНЗА, В ИЮЛЕ - ПРЕМИЯ

- Тем не менее спорту они стали уделять, по-видимому, серьезное внимание?

- До большого спорта индийцы пока не доросли, понятие о значимости Олимпийских игр у них совершенно отсутствует, куда выше ставятся Азиатские. Характерный пример: медалисты и тех, и других соревнований получают одинаковые призовые. По-моему, 30 тысяч долларов за первое место, 20 тысяч - за второе, 15 тысяч - за третье. Причем выплачиваются премиальные спортсменам и тренерам раз в год, в конце июля - начале августа правительством страны.

- Вам за работу с Маллесвари полагаются призовые?

- Да.

- И за ними придется специально ехать следующим летом?

- Можно и не ехать, если деньги не нужны.

- Ваша подопечная только на два с половиной килограмма отстала от занявших первое и второе места китаянки Линь и венгерки Маркус. Она могла побороться за золото?

- В принципе, мы на него и рассчитывали, однако Маллесвари в силу некоторых обстоятельств пришлось перевести в более тяжелую категорию, в которой она прежде не выступала, и начинать сразу с веса выше ее соревновательных результатов было рискованно. Поэтому в рывке стопроцентно не добрали 2,5 кг, показав 110, в толчке же не повезло с жеребьевкой: венгерка с китаянкой выходили позже на помост и как бы "пасли" нас. 137,5 кг, которые могли принести золотую медаль, Карнам очень легко взяла на грудь, но сознание того, что бронза уже в кармане, видимо, ее расслабило (психологическая устойчивость для многих индусов - ахиллесова пята), и она выполнила движение небрежно.

- Ваш контракт уже закончился?

- Закончился.

- До того, как уехать в Индию, вы возглавляли национальную сборную Белоруссии. Оставили ее только потому, что очень хотелось помочь индийским штангисткам или не видели у своей команды перспективы?

- Почему, перспективы просматривались достаточно отчетливо. И Лавренов, и Олещук, завоевавшие в Сиднее бронзовые награды, - классные атлеты, очень хорош был тяжеловес Дорошук. Но ведь, откровенно говоря, их предполагаемые успехи никак не отражались на материальном положении, достаточно сложном, тренера сборной - премиальные полагаются только личным наставникам. Прежние же накопления, заработанные непосильным трудом, у меня заканчивались, а как кормить семью? Я абсолютно не планировал никуда уезжать, но когда поступило приглашение, взыграло самолюбие: если раньше получалось, почему бы не повторить. И принял решение.

- Минувшая Олимпиада стала, пожалуй, беспрецедентной по количеству допинговых скандалов, в том числе в тяжелой атлетике. Это, на ваш взгляд, действительно следствие бескомпромиссной позиции МОК и ИВФ по отношению к запрещенным препаратам или пыль в глаза общественности: дескать, такие мы непримиримые и неподкупные борцы за справедливость?

- Мое мнение: австралийцы, а контроль был их, отнеслись к проблеме достаточно серьезно и добросовестно. Скажем, та же Маллесвари сдавала анализы дня за четыре до отлета на Зеленый континент и трижды уже в Сиднее. Хозяева Игр, конечно, и работали где-то "под себя", смотрели, в каких видах у них есть шансы, и старались "почесать" соперников. Но все-таки они не чета бизнесменам-американцам, пропустившим в Атланте всех на ура. Ведь там не было ни одной положительной пробы, хотя это совершенно не значит, что никто ничего не съел или кому-то чего-то не "подсыпали".

НА ВОЛОСОК ОТ СМЕРТИ В ЦИТО

- Как вам показалось, почему в Сиднее проиграл предполагаемый фаворит в родном для вас супертяжелом весе россиянин Чемеркин? Стал слабее?

- Нет, слабее не стал. Как я понял из разговоров с Андреем, подготовка сложилась у него негладко. Заел быт, федерация не очень помогала - он немножко жаловался. Ну и тактику, конечно, выбрал неудачную. Легко вырывая 202,5 кг, начинать со 190 - наверное, не самый грамотный вариант, себя не оправдавший. К тому же Чемеркин не ожидал такой прыти от соперников, думал, вероятно, "затихарится", а получилось, они на его авторитет просто внимания не обратили. Россиянин попытался еще одолеть в толчке 272,5 кг, но для таких соревнований это многовато. Я на грудь брал 270 - очень серьезный вес.

- Новый чемпион иранец Резазаде заслужил свое золото?

- Вне всяких сомнений. Хотя я поднимал и столько же, и немножко больше. Думал, что мои мировые рекорды, зафиксированные еще до последнего изменения весовых категорий, - 266 кг в толчке и 475 кг в сумме будут в Сиднее перекрыты. Тем не менее считаю иранца первым претендентом на превышение тех достижений. Перспективный парень.

- В споре самых могучих атлетов вы тоже некогда не единожды отличались, становились чемпионом мира, Европы, серебряным призером Олимпиады в Барселоне. Плюс выигрывали первенство планеты и московские Игры-80 в предыдущем весе - до 110 кг. Если я не ошибаюсь, добывать высшие награды и в первой, и во второй тяжелых категориях больше никому не удавалось?

- Сейчас подумаю... Да, наверное, никому.

- Ваша карьера после триумфа в 80-м складывалась не совсем гладко и безоблачно, однако, несмотря на это, на ЧМ-83, проходившем в том же московском спорткомплексе "Измайлово", вам, по отзывам специалистов, опять вполне светило золото. Но случилось непредвиденное и страшное: накануне соревнований вас госпитализировали в ЦИТО с неустановленным диагнозом, врачи долго боролись за вашу жизнь и еле спасли...

- Да, это случилось буквально перед самым чемпионатом.

- Простите мне возможную бестактность, но в кулуарах до сих пор по этому поводу знатоки судачат: мол, Лене тогда вкололи что-то запрещенное, но то ли с дозой напутали, то ли занесли инфекцию, началось заражение крови, и парень чудом выкарабкался с того света.

- За эту версию могу только "благодарить" ваших коллег-журналистов, растиражировавших тогда недостоверную информацию. Хоть бы потрудились спросить о том, что случилось, меня самого! Кстати, и о моем невыходе на помост в Атланте 13 лет спустя уж столько написано-переписано, а ведь никто не пришел и не поинтересовался: почему ты, Леня, поехал на Олимпиаду, но не выступал там? Так вот, что касается допингового препарата, якобы введенного мне тогда в Москве и спровоцировавшего болезнь, то это полный вымысел. Клевета, если хотите. В приличных странах люди за подобное отвечают, платят большие штрафы. Мне занесли стафилококковую инфекцию, когда делали новокаиновую блокаду в связи со смещением диска позвоночника там же, в ЦИТО. Почувствовав к вечеру себя плохо, на следующий день опять обратился к Миронову. Но причину недомогания определил только спустя две недели, когда мое состояние стало крайне тяжелым. До полного сепсиса не хватило, как мне сказали потом, буквально суток. Из спины и ноги, разрезав их, удалили полтора литра разложившейся жировой клетчатки. Я был на волосок от смерти.

МЕД И САЛО ВМЕСТО АНАБОЛИКОВ

- После этих операций вам пришлось начинать с мизерных весов, практически с нуля?

- Не с нуля даже, а как говорит один мой друг, "ниже уровня канализации". Я не мог нагнуться, чтобы взяться за гриф штанги - шов на спине не растягивался. Начинал с 50-килограммового снаряда, и постепенно, по капельке, силы возвращались ко мне.

- Вы сами верили, что будете поднимать прежние веса, или вам не давал пасть духом ваш наставник, энтузиаст каких мало Иван Петрович Логвинович?

- Если бы не верил, не начинал бы. Поставил цель доказать всем, что крест на мне ставить рано. Ведь я убежал из ЦИТО с неснятыми еще швами, было просто жутко оставаться там. Ну и, конечно, надо отдать должное Ивану Петровичу, который, наверное, верил в меня еще больше, чем я сам. Но даже если бы не удалось вернуться в большой спорт, браться за железо все равно стоило, чтобы хоть восстановить потенцию организма, упавшую донельзя. Бросал десятки раз, не единожды вступал с Логвиновичем в резкие споры и перепалки, но в конечном счете возвращение на помост состоялось.

- И возвращение более чем впечатляющее - впереди у вас были новые победы, рекорды, серебро Барселоны-92. И упомянутая попытка в 40 лет в ранге новоиспеченного чемпиона Европы вступить в спор за медаль Атланты-96. Так почему же она, попытка эта, все-таки не состоялась?

- Я был в неплохой форме, готовился очень упорно, хотя старые болячки беспокоили возраст есть возраст. За день до отлета в Атланту, делая на базе в Стайках последний подход в толчке, осилил 230 кг, но почувствовал дискомфорт, легкую боль в спине. Ничего, подумал тогда, до олимпийского турнира почти две недели, доктора и массажисты в Америке помогут. Там потихонечку тренировался, благодаря процедурам и уколам боль действительно утихла. Однако уже на старте, точнее, на разминке, ногу как прострелило - не могу вырвать смешные 155 кг, хоть плачь! А ведь мы уже заявили на первый подход 180. Мне говорят: "Выходи, хотя бы просто сделай тягу, обозначь свое присутствие". Но устраивать цирк я не мог, пошел к врачу и снялся с соревнований. Вот так плачевно закончилась для меня Олимпиада в Атланте. Когда об этом спрашивают благожелательные люди, отвечаю честно: "Не дожил 10 дней". Что вы хотите - старость.

- Припоминаю, что и в Сеуле в 88-м, когда вам было только 32, вы на помост не вышли. Причины назывались тогда довольно невразумительные.

- Уже в Корее мне объявили, что моя проба на допинг дала положительный результат - их брали на нашем советском корабле в размещенной на нем лаборатории. Названных мне препаратов я даже не знал. И как понял потом, допустил большую ошибку, согласившись не выступать. Там работал такой интересный товарищ Португалов, который все это устроил.

- Но зачем?

- Значит, был заинтересован. Кем или в чем, судить не берусь. Может, я не сделал в его сторону нужного движения или кому-то переступил дорогу. Потому что точно так же мощно прессинговали метателя молота Литвинова. Но он все-таки вышел в сектор и стал олимпийским чемпионом. У меня же тогда не хватило решимости: в Советском Союзе попробуй-ка ослушайся начальства. Команда осталась недоукомплектованной, без второго супертяжа.

- Ваш тренер Иван Логвинович по поводу использования или неиспользования запрещенных препаратов и вообще фармакологии высказывался в таком духе: лучший допинг для нас - мед, сало и орехи.

- И не лукавил. Ведь применять стимуляторы для повышения спортивных результатов - как бы жить в долг. Этот резерв быстро выбирается, а потом что - пустота?

- Чем думаете сейчас заниматься?

- Пока отдыхаю, решаю кое-какие вопросы. На охоту вот хожу.

- И кого подстрелили в последний раз?

- Не хочу показаться бессердечным, поэтому уточню: мы не убиваем животных, мы их добываем. А в последний раз наша команда добыла крупного лося и парочку оленей. Прекрасный, скажу я вам, отдых.

Владимир ПИСАРЕВ

Минск