Газета Спорт-Экспресс № 271 (2467) от 27 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

27 ноября 2000

27 ноября 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион. ЛАУРЕАТЫ СЕЗОНА

ЛУЧШИЙ ВЕТЕРАН ПО ОЦЕНКАМ "СЭ"

ЛУЧШИЕ ВЕТЕРАНЫ-2000. (на начало чемпионата не менее 33 лет)

1. Александр БОРОДЮК Крылья Советов

37 лет

6,20

20

2. Евгений КОРНЮХИН Торпедо

33 года

6,10

22

3. Андрей АФАНАСЬЕВ Сатурн

36 лет

5,89

28

4. Александр ЖИДКОВ Анжи

35 лет

5,85

24

5. Ахрик ЦВЕЙБА Уралан

34 года

5,74

24

6. Али АЛЧАГИРОВ Алания

34 года

5,66

28

7. Гарник АВАЛЯН Уралан

38 лет

5,62

17

8. Олег МОРОЗОВ Локомотив НН/Сатурн

34 года

5,53

21

9. Алексей МОРОЗОВ Локомотив НН

34 года

12 игр

10. Валерий ШАНТАЛОСОВ Локомотив НН

34 года

12 игр

1999 Сергей КОЛОТОВКИН Ростсельмаш

34 года

5,98

29

1998 Александр БОРОДЮК Локомотив М

35 лет

6,20

15

1997 Юрий ШИШКИН Крылья Советов

34 года

6,18

31

1996 Сергей ГОРЛУКОВИЧ Спартак

34 года

6,09

30

1995 Валерий ГОРОДОВ Уралмаш

34 года

6,00

27

Александр БОРОДЮК

УЖЕ НАЧАЛ ПОДГОТОВКУ К СЕЗОНУ-2001

Александр Бородюк, которому через несколько дней исполнится 38 лет, быстро стал для болельщиков "Крылышек" культовой фигурой. Как-то заглянул он, например, на матч дублеров самарской команды, и, пока шел до своего места на трибуне, болельщики напрочь забыли об игре. А футболисты на поле недоумевали, за что это им устроили такую овацию.

Бородюк стал лучшим по оценкам "СЭ" в двух номинациях. Правда, в качестве либеро он все же уступил Игорю Чугайнову: набрав столько же баллов, сколько московский железнодорожник, Александр сыграл чуть меньше матчей. А вот среди ветеранов равных ему не было.

- Сами свой возраст чувствуете? - вопрос Бородюку

- Когда в команде, с молодежью - нет. Единственное, что ощущаю: у меня в голове все чуть-чуть не так, как у них.

- На здоровье не жалуетесь?

- Я вообще жаловаться не люблю. Конечно, столько лет в футболе бесследно пройти не могли, но играть здоровье пока позволяет.

- То есть на подвиги в будущем сезоне готовы?

- Насчет подвигов не знаю, однако команде, надеюсь, помогу.

- Значит, слухи о том, что якобы готовится ваш прощальный матч, не более чем слухи?

- Знаете, как в таких случаях отвечают? Не дождетесь! А если серьезно, то на один прощальный матч меня действительно позвали - в июне "Шальке" будет провожать из большого футбола моего приятеля Инго Андербрюгге и одновременно открывать новый стадион. Когда недавно ездил в Германию, получил приглашение на этот праздник. Но сразу дать согласие не смог - ведь сезон у "Крыльев" будет в разгаре.

- Если не секрет, что вы делали в Германии?

- Залечивал связки. Немецкая медицина все же лучше нашей.

- Насколько помню, у вас один надрыв был в середине сезона, а потом, сыграв полтайма, вы усугубили травму.

- А что сделаешь? Сам не почувствовал, что это может произойти, вроде бы был готов к игре, а диагностической аппаратуры соответствующего уровня у нас нет.

- В бундеслиге подобная ситуация исключена?

- Там совсем другое отношение к здоровью игроков. Нам перед выходом на поле даже уши массировали...

- Что такое в вашем понимании профессионализм?

- Главное - твердо знать: когда, с кем и сколько (смеется).

- И только-то?

- Нет, конечно. Но именно этого понимания не хватает очень многим нашим футболистам.

- А вообще в российском футболе можно быть стопроцентным профессионалом?

- Куда труднее, чем на Западе. Потому что у наших людей возникает масса проблем, причем не зависящих от того, сколько у них есть денег. В Германии, например, нам даже квартиры подбирали как можно ближе к стадиону, чтобы не тратить время на дорогу. У нас же за территорией базы футболиста на каждом шагу подстерегают сложности - с бытом, с питанием, да с чем угодно. Поэтому, кстати, я и после бундеслиги ничего не имею против карантинов и сборов. Потому что прекрасно понимаю: в России иначе нельзя.

- А себя вы можете назвать профи до мозга костей?

- До мозга костей - нет. Но стараюсь быть к этому идеалу как можно ближе.

- В богатой Германии люди бережнее относятся к своему здоровью. За годы, проведенные там, не переняли у немцев это качество?

- Нет. Разве можно вообще предугадать, от чего нужно страховаться в этой жизни? Поверьте, для меня каждый матч, который я смотрел со скамейки запасных, был мукой!

- Неужели не наигрались в футбол?

- Представьте себе, нет.

- И сколько еще планируете играть?

- Моя любимая поговорка: от великого до смешного - один шаг. Постараюсь этого шага не сделать.

- В Самаре остаетесь?

- Да. Я очень благодарен руководству "Крыльев" за доверие. Президент клуба Герман Ткаченко не только предложил мне хороший контракт, но и готов оказать помощь, если я захочу учиться в тренерской школе за границей. Очень приятно, что мой опыт и знания оказались востребованными.

- Рано или поздно вам придется переходить на тренерскую работу. Не задумывались, что, продлевая карьеру Бородюка-футболиста, вы воруете время у Бородюка-тренера?

- Хороший вопрос... Видите, пока у меня нет ни малейшего желания вешать бутсы на гвоздь. К тому же это еще большой вопрос, какой из меня получится тренер.

- А что испытываете, глядя на Гуллита, Виалли, Заммера, которые с ходу поменяли футболку игрока на костюм наставника?

- Только уважение и сочувствие. Представляю, как им трудно.

- Готовы со временем последовать их примеру?

- Нет. Герман Ткаченко предложил мне в будущем сезоне стать играющим тренером "Крыльев", но пока я вижу себя прежде всего футболистом. И первым делом хочу как можно лучше подготовиться к новому сезону. Уже начал ходить в тренажерный зал, закачивать ногу, чтобы избежать проблем, которые возникли в этом году.

- И все же готовы сразу стать главным тренером?

- Не думаю. Это совершенно другая профессия, и к ней надо готовиться. Одно дело отвечать только за себя, совсем другое за всю команду. Мне предстоит еще учиться и учиться.

- Неужели для вас в футболе есть тайны?

- Я играл у многих тренеров, анализировал работу каждого. То есть кое-что о футболе я, конечно, знаю. Но весь накопленный опыт надо еще систематизировать, подвести под него какую-то теоретическую базу. А кроме того, в тренерской работе наверняка есть масса нюансов, о которых я сейчас и не подозреваю.

- Слышал, в Германии вы можете стать тренером уже сейчас.

- Не совсем так. Там существует правило, согласно которому любой футболист, отыгравший в бундеслиге 7 сезонов, закончив месячные курсы, получает лицензию, дающую право работать во всех немецких лигах, кроме высшей. Но, чтобы тренировать команды бундеслиги и любой другой европейской страны, нужно пройти полугодичную стажировку в Кельне.

- Ну и?..

- Пока у меня нет ни малейшего желания даже думать об этом, хотя я в бундеслиге провел 7 с половиной сезонов. Все мои планы связаны с "Крыльями Советов".

- Неужели так прикипели к самарскому клубу?

- Мне очень импонирует желание руководителей "Крыльев" сделать в Самаре цивилизованную и сильную команду. Я благодарен Александру Тарханову, который вытащил меня из первой лиги и дал возможность раскрыться по-новому. Все это - более чем веское основание в будущем году снова биться за "Крылья".

- За 14-ю команду России?

- От неудач не застрахован никто. В Самаре делают клуб на вырост, а это всегда непросто. В "Крыльях" сейчас больше, чем где бы то ни было, молодых перспективных ребят, которые вполне могут в скором времени себя проявить. Мне кажется, следующий сезон должен стать для Самары куда более удачным, чем этот. И я буду рад посодействовать прогрессу команды.

Арнольд ЭПШТЕЙН

Самара