Газета Спорт-Экспресс № 269 (2465) от 24 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 1-й тур. Группа С. СПАРТАК - АРСЕНАЛ - 4:1 |
ЧЕРЕЗ 18 ЛЕТ МОСКВА ВНОВЬ ГРОМИТ ЛОНДОН
Сажусь за компьютер глубокой ночью, отказавшись от тщетных попыток заснуть, и умоляю себя: "Прочь эмоции и ликование! Угомонись, проведи трезвый, бесстрастный анализ!"
Не выходит. А может, и не надо? Футбол эмоционален, так стоит ли искусственно сдерживать чувства. Тот же "Спартак" мог победить "Арсенал", только включив по ходу игры всю, я бы сказал, природную ярость, только взглянув, проигрывая, на забитые, невзирая на снег, мороз и спекулянтов, Лужники - и устыдившись собственной беспомощности. Нет, недаром Арсен Венгер схватился за голову, узнав, что его команду ждет переполненный стадион-гигант!
Так стоит ли нам в ответ на этот, в чем-то чисто русский (несмотря на три бразильских гола), фантастический успех цедить сдержанные комплименты сквозь зубы? Мол, рано, не стоит перехваливать, выиграна-де битва, но не сражение - как писал я сам после крупной победы в Лиссабоне.
Через две недели в Лионе "Спартак" действительно должен забыть то, что сделал в Лужниках. Но дело-то в том, что разгром "Арсенала", мне кажется, самоценен - вне зависимости (закройте глаза, футболисты!) от итогового результата "Спартака" в Лиге. В среду произошло нечто очень отличное даже от португальской виктории. Вряд ли матч со "Спортингом" будут отчетливо, детально вспоминать лет через двадцать. А матч с "Арсеналом", вот увидите, станет историческим - и поярче даже двух встреч 18-летней давности с тем же соперником в Кубке УЕФА, о которых мы трогательно вспоминали все последние дни. Скорее, драма-победа над "Арсеналом" в Лиге чемпионов-2000 встанет в один ряд с бирмингемским преодолением "Астон Виллы" в 83-м, когда Федор Черенков забил решающий мяч на предпоследней минуте. Да с крушением "Тулузы" в 86-м, когда после 1:3 на выезде "Спартак" получил еще один гол в дебюте домашней игры. И ответил пятью.
Принизить победу "Спартака" над "Арсеналом" невозможно -даже тем нашим, увы, многочисленным согражданам, которые убеждены, что не бывает пророка в своем отечестве. Слава Богу, что играл - и здорово играл! - Анри. Уверен: если бы один из лучших форвардов мирового футбола не смог выйти на поле, мы услышали бы не один голос, объясняющий успех спартаковцев именно этим фактом. Здорово и то, что судил - и классно судил! - матч знаменитый Коллина. Большой арбитр - тоже один из символов большой победы.
Боже, как же тянет на патетику! Как же хочется сказать, что сама судьба предрекла эту сумасшедшую развязку, объединив в один день матч "Спартака" с "Арсеналом" и празднование 55-летия триумфального турне московского "Динамо" по Англии. Да еще и чествование Константина Ивановича Бескова - творца незабываемых побед над тем же "Арсеналом" и "Астон Виллой".
Но прав, наверное, Олег Романцев - на одном победном духе и традициях сейчас большие матчи не выигрываются. История, какой бы великой она ни была, существует до и после игры. Но когда наступают 90 минут нынешней Лиги чемпионов, связь времен... нет, конечно, не прерывается - но мало что значит в конкретный момент. Все решают те, кто на поле. Здесь и сейчас. Или вы и вправду думаете, что Маркао с Робсоном знают что-либо о том, как весь Советский Союз в 45-м приник к громкоговорителям и с замиранием сердца слушал репортажи Вадима Синявского с Туманного Альбиона?!
И вот тут-то, если все-таки заставить себя переключиться с восторга на анализ, наступает время загадок. Забудьте о том, что журналист должен, будто на чертежной доске, четкими линиями нарисовать схему крупной победы. Футбол намного парадоксальнее схем, человечнее, слишком многое в нем зависит от полутонов, неведомых строгой науке. И, признаюсь честно, в разгроме "Арсенала" - впрочем, как и во всем осеннем шествии "Спартака" в Лиге-2000 - для меня пока много необъяснимого.
Минут пятнадцать после арсенальского гола лично я почти не сомневался, что "Спартак" разорвут в клочья. Такой обреченности я не испытывал давно. Футбол "канониров" в те минуты выглядел игрой XXI века. В нем были все те положительные черты, которые свойственны общепринятой ныне в Европе классной игре в линию: предельная плотность и насыщенность в центре поля, сумасшедшая коллективная взаимостраховка, ураганный прессинг и отсутствие лазеек для развития атак соперника. В эти минуты мы, простите, выглядели старомодной футбольной провинцией - как в далеком 37-м, когда легендарные баски привезли в СССР неведомую для нас систему "дубль-ве" и крушили с ее помощью всех и вся.
Как "Спартаку" при таких раскладах удалось не просто выравнять игру, а учинить англичанам разгром, не могу понять до сих пор. Есть в этом что-то иррациональное - как, впрочем, в любом большом человеческом поступке. Ведь если оценивать игру спартаковцев по большому счету, то почти вся ключевая линия - полузащита - сыграла хуже, чем может и должна. Неуверенным выглядел блиставший в последние месяцы Булатов, привычно ошибался Баранов, пассивен и мягок для такого матча был Безродный. Как же мы выиграли?!
Запредельная человеческая воля (воплощением которой стал игравший через жуткую боль Ананко) - вот единственное внятное объяснение случившемуся на наших глазах чуду. И, наверное, какая-то подсознательная вера в себя, навеянная категоричными словами Романцева: "Сегодня для "Спартака" нет непобедимых соперников".
Тут для меня возникает еще одна неразрешимая загадка. "Спартак", допустим, 93-го - с Онопко, Карпиным, Бесчастных, Радченко, Пятницким - абстрактно не кажется ниже классом, чем нынешний. Но тогда красно-белых поочередно разбивали "Барселона", "Монако", год спустя - "ПСЖ". И Романцев в ту пору говорил: "В Лиге чемпионов мы ученики". Что произошло за эти семь лет, в течение которых чемпионат России не стал намного лучше? За счет чего "Спартак" перестал быть вечным студентом? Конечно, можно долго рассуждать на эту тему, но давайте признаемся - ничего нам пока не ясно!
А еще признаемся честно: "Спартаку" в Лиге чемпионов-2000 везет (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!). Почти как киевскому "Динамо" год назад - если не больше. Может, Фортуна возвращает нам долги за 9 октября прошлого года? Голы в свои ворота Димаша и Жереми, штанги и перекладины, каждая из которых могла повернуть ход матчей на 180 градусов... Вспомните, как Парфенов в начале второго тайма едва не срезал мяч в собственные ворота, угодив в штангу. И не надо стесняться удачи. Она - точно такая же часть футбола, как комбинации, удары и угловые.
...Простите мне в финале немного лирики, но утром в день матча я был счастлив, что пошел снег. Потому что в памяти сразу всплыло 7 ноября 1990 года, матч Кубка чемпионов с "Наполи". Переполненные Лужники, вьюга, выход на замену ошалевшего от холода Марадоны, серия пенальти, победный удар Мостового... С тех пор зима в переплетении с большим футболом накрепко ассоциируется у меня с победой. И в среду, специально поехав на матч на метро и шалея от перезвона монет, летящих вдоль эскалаторов на "Спортивной", я каким-то шестым чувством ощутил, что мы опять выиграем. Вопреки любой логике и, может быть, даже здравому смыслу.
Потому что если бы эта чудо-игра не давала нам шансов для такой сверхъестественной веры, то никогда в жизни Лужники в жуткую погоду не собрали бы 80 тысяч человек. Тех, без которых о великой победе над "Арсеналом" не могло бы быть и речи.
Игорь РАБИНЕР