Газета Спорт-Экспресс № 265 (2461) от 20 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

20 ноября 2000

20 ноября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Олег ЛУЖНЫЙ

ГАРНЫЙ ХЛОПЕЦ ИЗ "АРСЕНАЛА"

Вот уж не думал не гадал, что нынешней осенью снова увижу Лужного в Москве - в матче его "Арсенала" против "Спартака". Как и прошлой, когда он выступал в роли капитана сборной Украины против россиян. Правда, с тех пор мы не раз созванивались, в том числе и на днях, а в октябре наши пути и вовсе пересеклись - в Ереване, где накануне матча украинцев с армянами мы побеседовали в отеле за чашкой чая.

Думается, сегодня есть смысл воспроизвести часть наших разговоров - это поможет читателям "СЭ" лучше узнать человека, который, между прочим, провел 82 матча еще в первенстве СССР, успев выиграть там и чемпионское звание, и Кубок, восемь раз защищал цвета советской сборной и наверняка играл бы в ней еще долго-долго, если б однажды утром не проснулся футболистом сборной Украины.

- Когда летом 99-го вы перебрались из Киева в Лондон, вас в "Арсенале" не приняли за русского, что не раз случалось в союзные времена с теми, кто уезжал за границу из Украины, Белоруссии и даже из Грузии?

- Нет, меня приняли за того, кто я есть на самом деле. Все, кроме бразильца Силвинью, который понятия не имел, где Украина, а где Россия. Он только знал, где Бразилия. Пришлось, как учителю географии, ему по карте все объяснять. "Так у вас же ужасно холодно!" - поежился Силвинью, глядя, как далеко находится его родина от Украины. "Нет, - ответил я, - это в России, в Сибири холодно, а на Украине тепло".

- Ежели отбросить шутки в сторону, приглашение в "Арсенал" явилось для вас неожиданностью?

- Не совсем. Еще четыре года назад поговаривали о том, что тогдашний тренер "Арсенала" Джордж Грэм хотел бы видеть меня в своей команде. Потом все затихло. Но, видимо, лондонцы все это время не упускали меня из виду.

- Однако они рисковали опоздать: вы ведь едва не стали игроком "Бенфики"?

- Слава Богу, что не стал. От "Бенфики", похоже, осталось только громкое имя. В какой-то момент клуб завяз в долгах. И я до сих пор не знаю, рассчитался ли он с англичанами за Поборски, с израильтянами - за Кандаурова и каким образом собирался купить меня. Да еще за какие деньги! Только с киевским "Динамо" такие номера не проходят.

- Но представьте на минуту, что преуспевающий лондонский клуб, имеющий возможность выбирать лучших из лучших на всех континентах, за три года потерял интерес к правому защитнику "Динамо". Что тогда?

- Трагедии не произошло бы. Во-первых, у меня были заманчивые предложения еще из четырех клубов. Во-вторых, если бы даже никуда не уехал из Киева, считал бы, что не зря прожил жизнь в футболе. Здесь тоже прекрасная команда, и в конце карьеры мне было бы что вспомнить.

КОНКУРЕНТЫ ЭКСТРА-КЛАССА

- Жизнь в "Арсенале" заметно отличается от жизни в "Динамо"?

- Разительно! В "Арсенале" никого не интересует, что ты дома ел, во сколько лег спать, что делал в свободное время. Играем в Лондоне - собираемся в день матча в 11 утра, играем на выезде - накануне вечером встречаемся в отеле.

- Вы, вероятно, сразу обратили внимание, что тактическая расстановка "Арсенала" отличалась от динамовской.

- Да. "Динамо" играет с либеро, "Арсенал" - в линию. "Динамо" делает ставку на коллективную игру, а у "Арсенала", состоящего из футболистов экстра-класса, командная игра уходит на второй план. Хотя поставлена она французом Арсеном Венгером тоже очень хорошо. "Арсенал" делает акцент на оборону, и я как защитник почти полностью сосредоточен прежде всего на выполнении своих непосредственных обязанностей. Однако боялся, что на первых порах выполнять их на привычном уровне помешает воспаление седалищного нерва. На мое счастье, врач, который консультирует сборную Франции, "Ювентус" и "Арсенал", за несколько сеансов в течение трех недель поставил меня на ноги.

- Каким же образом?

- У него потрясающий метод. Сначала нажимает пальцами на небо, а потом - на определенные точки на затылке. Короче, без единого укола вернул меня на поле.

- И здоровый Лужный сразу составил конкуренцию игрокам обороны "Арсенала", которые, как известно, далеко не первый сезон проводили вместе. Причем кое-кого из них вы и вовсе сумели вытеснить из состава.

- Похоже на то.

- Кто еще, кроме искусного эскулапа и не учившего географию в школе бразильца, вас удивил в "Арсенале"?

- Болельщики, которые победе нашей команды радуются, как дети. А если она уступает, то плачут и одновременно аплодируют игрокам, покидающим с опущенными головами ровное, как теннисный газон Уимблдона, поле "Хайбери". Кстати, абонементы на наши матчи раскупаются полностью задолго до начала сезона. По-моему, их больше, чем билетов, которые зрители оставляют на память как реликвию. И готов предложить вам пари на любую сумму, что на 40-тысячном стадионе во время матча, на мой взгляд, самого популярного лондонского клуба вы не найдете ни одного свободного места. Как не обнаружите его и на новом стадионе, который будет вмещать тысяч на двадцать больше нынешнего.

- Даже если бы мы располагали равными финансовыми возможностями, я бы не принял участия в споре - верю вам на слово. Ведь у вас репутация человека, который всегда говорит правду. И не за спиной, а в глаза. В том числе и своим именитым партнерам по сборной Украины - если вы посчитали, что кто-то из них не полностью отдается борьбе, прячет ноги.

- И откуда вы, журналисты, все знаете?!

- Не все. Например, мне неизвестно, насколько велика разница между первым годом пребывания футболиста в "Арсенале" и вторым?

- Первый сезон ты, подобно человеку, страдающему близорукостью, передвигаешься как бы наощупь, а второй - по тому же пути можешь пройти с завязанными глазами: знаешь, что тебя ждет на каждом метре, какие подстерегают барьеры и подводные рифы. Понимаете, что я имею в виду?

- Понимаю. Но как вы, защитник киевского "Динамо", рискнули в 31 год перейти в команду, где линия обороны на протяжении нескольких сезонов считалась самой стабильной и незыблемой, - для меня загадка.

- Мне тоже, помнится, летом 99-го кое-кто говорил: "Куда ты собрался? Там люди тысячу лет играют вместе, тебе в состав не прорваться". На что я отвечал: "Найдите мне команду, в которой не было бы ни одного защитника и встречали б тебя в ней с распростертыми объятиями"... Шутки шутками, а я отчетливо сознавал, куда и зачем иду.

- И зачем же? Чтобы заработать неплохие деньги?

- Нет, только ради денег я никуда не пошел бы. Самое главное - играть и получать удовольствие от игры. А регулярно пополнять свой капитал, протирая трусы на скамейке запасных, - это не для меня.

- Тогда год назад у вас должно было возникнуть желание спросить у Венгера: "Зачем вы меня брали, если так редко бросаете в бой? Может быть, я вам все-таки не подхожу?"

- Угадали, у меня с тренером был разговор на эту тему. Венгер успокоил: "Подходишь. Наберись терпения - и в следующем сезоне будешь играть постоянно". У меня не было оснований усомниться в услышанном, поэтому не стал торопить события - усердно работал на тренировках и еще в прошлом сезоне участвовал в более чем 30 матчах. Ну а в нынешнем, если здоров, неизменно выхожу на поле.

БРИТАНСКИЕ ЗДОРОВЯКИ

- Еще пять лет назад Арсен Венгер во всеуслышание заявил о кадровой перестройке команды и на глазах футбольного мира чисто британскую команду превратил в интернациональную. Сегодня в "Арсенале" играют представители аж 13 стран! Каким образом, на ваш взгляд, французскому тренеру удалось в английском клубе объединить людей различного вероисповедания и полярных взглядов на игру и жизнь?

- Венгер - потрясающий специалист. И весьма интеллигентный человек, способный найти подход к каждому - будь то голландец Бергкамп, нигериец Кану, англичанин Киоун, бразилец Силвинью, аргентинец Вивас, швед Юнгберг, француз Анри или украинец Лужный.

- Судя по всему, с новыми партнерами вы нашли такое же взаимопонимание на поле, как и с футболистами "Динамо"?

- Если есть голова на плечах, с игроками такого класса невозможно не найти общего языка.

- Вам льстит, что играете вместе с чемпионами мира и Европы?

- Конечно, приятно. Но вдвойне приятно наблюдать, как скромно держатся французы за пределами поля. Чтобы кто-то из них, как у нас принято говорить, задрал нос - такого я вообще не видел. Да и все остальные хлопцы в "Арсенале" - под стать французам.

- Не сомневаюсь, что знаменитый Кану не составляет исключения. К слову, как он себя чувствует - не жалуется больше на боли в сердце?

- Если б и жаловался, то не мне, а врачу. Но уверен, что с Кану все давно в порядке - иначе ни один доктор не позволил бы ему даже тренироваться. Больные люди ни в Украине, ни в Англии в футбол не играют.

- Каким же здоровьем надо обладать, чтобы играть на Туманном Альбионе, где приходится выходить на поле через два дня на третий или в лучшем случае через три на четвертый!

- А в худшем - через день. Впрочем, восстановительные тренировки позволяют подойти к матчу свежим, как огурчик.

- "Если в ходе матча Лужный даже чуточку устанет - он, как никто, способен сыграть "через не могу", - сказал мне о вас пару лет назад Станислав Черчесов, с которым вы достаточно близко познакомились еще в сборной СССР.

- Нынче во всех странах способны сыграть "через не могу" все нормальные футболисты.

- В том числе и английские?

- О, здесь супернормальные! (Смеется). Посмотрите, что в английском футболе творится. Туда, куда в иной стране люди опасаются ногу сунуть, англичане суют голову. Но это и моя стихия, потому что я действительно никогда не щадил себя в единоборствах. Ведь можешь один раз твердо не поставить ногу, и из-за тебя одного, не приведи Господь, проиграет вся команда. Да разве можно так играть!

РЕКОГНОСЦИРОВКА НА МЕСТНОСТИ

- Вы чувствуете себя весьма уверенно и в "логове" соперника "Арсенала", и на поле лондонского стадиона "Хайбери". Любопытно, а в самом Лондоне уже ориентируетесь не хуже, чем, к примеру, в Москве?

- В Лондоне кое-какие районы успел изучить. А вот Москва для меня, сколько туда ни приезжал, - темный лес.

- Тогда советую вам не отходить далеко от гостиницы "Балчуг", номера в которой забронировал себе "Арсенал".

- Спасибо, что подсказали (смеется). А то я в гордом одиночестве отправился бы в ГУМ за покупками или на экскурсию в Третьяковскую галерею. Самое подходящее время, не правда ли?

- Излагаете, как истинный британец. А свои украинские, по крайней мере футбольные, корни не забыли?

- Конечно, нет. Я же нормальный человек. С ребятами из Львова и Луцка созваниваюсь, встречаюсь иногда. И с тренерами из тех мест - Кварцяном, Маркевичем - изредка, но все-таки видимся. А потом как забыть луцкую команду, в которой я провел два с половиной года?! Хорошие воспоминания о том времени остались. Я ведь после львовского интерната тогда только начинал карьеру. И сразу в прекрасную компанию попал: Юрчишин. Дикий, Федюков, Федецкий, Бердовский - да все хлопцы как на подбор! Учили меня, 16-летнего юнца, уму-разуму: и как во взрослый футбол надо играть, и как вести себя в обычной жизни.

- Видно, были неплохим учеником, если вас потом Секеч в "Карпаты" пригласил, а через год, осенью 88-го, Лобановский - в "Динамо". Что это была за команда?

- Если одним словом - звездная. Ребята, которые там собрались, ни перед кем не комплексовали. Неслучайно они составляли костяк сборной Союза, которая серебро на чемпионате Европы выиграла. А ко мне относились так, словно я вместе с ними в Германии до финала дошел.

- Через 11 лет уже вы вместе с "Динамо" почти дошли до финала Лиги чемпионов. И если бы Фортуна не отвернулась от киевлян в матче с "Баварией"...

- ... обыграли бы "Манчестер Юнайтед" - голову даю на отсечение. Англичане в преддверии финала провели за считанные дни два ответственных матча и в Барселоне еле-еле ноги передвигали. Нет, мы в отличие от баварцев наверняка бы "МЮ" на "Ноу Камп" дожали, и подобный исход был бы справедлив: ведь тандем Лобановский - Суркис очень много сделал, чтобы киевское "Динамо" стало одним из ведущих клубов Европы. Другое дело, что экономическая ситуация в Украине так же, как и в России, не позволяет платить своим лучшим игрокам столько, сколько платят на Западе, и покупать звезд первой величины.

- Что может себе позволить ваш нынешний клуб. Кстати, у Венгера не ходят в любимчиках его соотечественники?

- Что вы! У него играют только сильнейшие. К примеру, "Арсенал" приобрел Вильторда за 12 миллионов фунтов, а в стартовом составе гораздо чаще пока выходят Кану и Бергкамп.

- Бергкамп по-прежнему не летает на самолетах?

- Не летает и не собирается летать.

- Может, ему стоит обратиться за помощью к психологам?

- Думаете, помогут?

- Не знаю, как Бергкампу, но многим они помогают.

- Это чем же?

- Хотя бы тем, что позволяют иначе смотреть на окружающий мир и оценивать его.

- И это имеет отношение к футболу?

- Допустим, вам не по душе стиль "Арсенала", но вы же не можете совершить здесь революцию. Как быть? Значит, надо кардинально поменять отношение к стилю и постараться подстроиться.

- К счастью, мне по душе стиль "Арсенала". Но даже если бы было наоборот, я не позволил бы постороннему человеку управлять моими мозгами. Как-нибудь нашел бы выход из создавшегося положения сам. В конце концов голова дана футболисту не только для того, чтобы бить ею по мячу.

ВЕРНЫЙ КАНАТОХОДЕЦ ВЕНГЕРА

- Рассчитывая на вашу откровенность, хочу спросить: сколь велика доля правды в том, что минувшим летом вы могли перемахнуть через Ла-Манш и оказаться в одном из французских клубов? Такие слухи по Москве ходили.

- Слухи? Интересно, кто их распускал и кому, основываясь только на слухах, пришло в голову опубликовать информацию о моем возможном переезде во Францию? Я ведь сам читал. Это, разумеется, было не в "СЭ", но, возможно, вы знаете этого писателя. При случае, поинтересуйтесь, откуда он взял, что я собираюсь в Париж, Лион или Марсель?.. Меня пока в Англии, в "Арсенале", все устраивает. И лондонцы, в особенности болельщики нашего клуба, не имеют ничего против моего пребывания в их городе. Не правда ли?

Согласившись с Лужным и пообещав выполнить его просьбу, я по инерции едва не задал ему вопрос, на который он успел ответить моему коллеге по "СЭ" Юрию Юрису сразу после жеребьевки второго этапа Лиги чемпионов - как он, игрок "Арсенала", оценивает тот факт, что его команда вышла на "Спартак"? Нет, это был бы не Лужный, если б на подобный вопрос он ответил как-то иначе - "это не мы на "Спартак", а он на "Арсенал" вышел".

Олег убежден: "Если накануне игры на разминке или в раздевалке за полчаса до матча в тебя вселилось чувство страха, если появилась боязнь проиграть, лучше на поле не выходить. Не выиграешь. Это как канатоходец под куполом цирка - стоит только допустить предательскую мысль, что можно, потеряв равновесие, сорваться, почти наверняка сорвешься".

Полагаю, теперь вы согласитесь со мной, что из Лужного, чье бесстрашие известно всем, получился бы отличный канатоходец. Но тогда у лучшего тренера октября английской премьер-лиги Арсена Венгера не было бы в распоряжении столь надежного защитника, а у меня - столь откровенного собеседника. Пожалуй, самого откровенного из тех, кто повстречался на моем сравнительно длинном журналистском пути.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ