Газета Спорт-Экспресс № 254 (2450) от 4 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 29-й тур |
В те минуты, когда спартаковцы праздновали завоевание восьмого титула чемпионов России, их многолетний капитан находился далеко от Москвы и готовился к дебюту в составе тель-авивского "Маккаби"
Андрей ТИХОНОВ
ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧУ ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ, НЕ ОБИЖУСЬ
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ |
из Тель-Авива |
Израильские болельщики сегодня шутят: "Барса" и "Реал" договорились о переходе Фигу гораздо быстрее, нежели "Крылья" и "Маккаби" решили вопрос об аренде Андрея Тихонова". Но все же российский легионер подписал личный контракт с тель-авивским клубом и в течение двух с половиной месяцев будет защищать его цвета.
- На 15-й день пребывания в Израиле вы впервые проснулись игроком "Маккаби". Надеюсь, теперь чувствуете себя увереннее, чем тогда, когда заинтересованные стороны искали компромисс? - спросил я Тихонова вечером в четверг, когда мы прогуливались с ним по опустевшему пляжу - в считанных метрах от Средиземного моря.
- Для меня, как для любого человека, нет ничего хуже, чем состояние неопределенности. И когда я поставил подпись под контрактом с "Маккаби", вздохнул с облегчением. Словно избавился от груза, мешавшего мне показать на тренировках игру, которую ждут от меня в Израиле.
- Теперь на душе так же спокойно, как в лучшие времена в "Спартаке"?
- Пока нет. Но, вероятно, после одной-двух игр за "Маккаби" буду ощущать себя примерно также, как в "Спартаке". Естественно, если эти матчи сложатся для меня и для команды удачно. Я приехал сюда не зеленым новичком, а известным игроком - постараюсь не разочаровать болельщиков.
- Болельщики к вам уже проявляют небывалый интерес. И даже признаются в любви. Я сам слышал, как после вчерашней тренировки молодые ребята наперебой выкрикивали: "I love you, Тихонов!"
- Я не был обделен вниманием болельщиков и в "Спартаке" - подобные трогательные сцены мне не в диковинку.
- Жизнь в Тель-Авиве проистекает именно так, как вы предполагали?
- Я не ждал, что переговоры так затянутся, и рассчитывал: вскоре после приезда в Тель-Авив я начну выступать за "Маккаби". Но что ни делается, все к лучшему. В Москве я сравнительно долго не имел игровой практики и тренировался раз в три-четыре дня. В Тель-Авиве же у меня появилась возможность работать в привычном режиме и должным образом подготовиться к дебюту.
- Заметно отличаются тренировки в "Маккаби" от спартаковских?
- Заметно. Пока было лишь одно занятие, похожее на спартаковское - квадраты "четыре на одного" и "пять на два". Но остальные упражнения, как и разминка, носили иной характер, нежели в Тарасовке.
- А что вам сказал при первой встрече старший тренер "Маккаби" Нир Левин?
- Признался, что рассчитывает на мою помощь, объяснил, по какой схеме обычно играет его команда. Левин заранее определил мое место на поле - правый полузащитник.
- Какой системы придерживается "Маккаби"?
- 4-5-1. Ставка делается на внезапные быстрые контрвыпады. В "Спартаке" мы играли с двумя нападающими и много атаковали - по крайней мере в российском чемпионате. Придется подстраиваться под новую, не совсем привычную для меня тактику.
- Осваивать ее без знания языка будет непросто. Ведь даже на тренировках Александр Уваров не может стать вашим переводчиком - у него своя работа с вратарями.
- Я нашел выход. Внимательно смотрю, что делают партнеры, и повторяю упражнения. К тому же грузин Дидава и поляк Вещицки неплохо говорят по-русски. Вещицки, кстати, пять лет назад играл за "Легию", с которой "Спартак" дважды встречался в Лиге чемпионов. Он сразу узнал меня и приветствовал как старого доброго знакомого.
- Но многое в "Маккаби" как на поле, так и за его пределами определяют не легионеры, а капитан команды Ави Нимни.
- С Нимни мы тоже знакомы - по матчам сборных. Отношения с ним точно такие же, как со всеми остальными - ровные и доброжелательные.
- Вы приняли участие в одном товарищеском матче и покинули поле на 60-й минуте. С чем это связано?
- Вообще-то все играли по тайму. Но когда в перерыве Левин спросил меня: "Как вы себя чувствуете?", - я ответил: "Нормально". И он дал мне возможность сыграть еще 15 минут.
- Не устали?
- Нет. Но одно дело - товарищеский матч с командой низшей лиги, другое - официальный в национальном первенстве. Особенно такой, как ближайший - с чемпионом и обладателем Кубка Израиля - тель-авивским "Хапоэлем".
- Предполагаете сложности?
- Можно предположить, что будет трудно с листа найти взаимопонимание с новыми партнерами. Все-таки в "Спартаке" мы годами тренировались и играли вместе - там все было отработано до автоматизма.
- А морально вы созрели для дебюта?
- Ничто меня не гложет и не угнетает. Я спокойно готовлюсь к игре. Сожалею лишь об одном: что не удалось довести до конца сезон в "Спартаке".
- К израильской жаре успели адаптироваться?
- 27 градусов - не так уж страшно. В России мне доводилось играть в такую погоду. Если бы я приехал в Израиль в августе - другое дело. Летом, как шутят футболисты, здесь можно погибнуть на поле в расцвете сил.
- Успели познакомиться с местными достопримечательностями?
- Пока нет. Приедут жена и сын - вместе погуляем по этому красивому городу, Тель-Авиву. Я ведь и раньше заграницу толком не видел. Аэропорт - отель - стадион - аэропорт. Вот и весь маршрут "Спартака", когда он выезжал за рубеж. Мы не на экскурсии туда отправлялись.
- Вам нравится национальная еврейская кухня?
- Нравится. Но острых блюд я избегаю - берегу желудок.
- Купались в море?
- Купался.
- А может, футболистам "Маккаби" это запрещено?
- Мне об этом никто не говорил. Как только скажут - ограничусь ванной и душем. Но то, что в раздевалке надо отключать мобильный телефон, я понял с первого дня. Так делают все.
- Часто звоните домой?
- Ежедневно - минимум по три раза.
- А бывшим одноклубникам?
- Не так часто, но все же связываюсь - с Титовым, Писаревым, Парфеновым. А сегодня обязательно поздравлю ребят с чемпионским титулом.
- Конечно, хотелось бы оказаться нынешним вечером на поле "Лужников"?
- Еще как! Правда, мне уже посчастливилось переживать такие минуты. Они, впрочем, неповторимы - каждая победа вызывает новые эмоции.
- Я и вас поздравляю с титулом чемпиона России-2000. Вероятно, вас должны пригласить в Москву для вручения золотой медали на традиционном торжественном вечере.
- Возможно, так и будет. Но если этого не случится, не обижусь.
- Болельщики "Спартака", с которыми я общался недавно в Португалии, хотели бы, чтобы "Спартак" устроил прощальный матч Тихонова.
- Прощальные матчи устраивали Черенкову, Дасаеву... Но я не могу встать в один ряд с этими великими игроками. Поэтому сомневаюсь, что идея, возникшая у болельщиков, когда-нибудь осуществится.
- Какие сны вам снятся на Земле Обетованной?
- Пока никакие. Может, накануне первой игры что-нибудь и приснится.
- Например, как вы забиваете гол "Хапоэлю"?
- Хорошо, если бы это был вещий сон.
- "Маккаби" - по-настоящему профессиональный клуб?
- Безусловно. Например, в отличие от "Спартака" после окончания тренировки игроки оставляют форму в раздевалке. А к следующему занятию находят ее выстиранной и выглаженной.
- В "Спартаке" и сборной России вы играли под одиннадцатым номером. В "Маккаби" вам достался двенадцатый - по прежним меркам, номер запасного.
- А почему это должно смущать? Тренер, партнеры, журналисты, болельщики оценивают тебя не по номеру, а по игре. Если бы вдруг в "Маккаби" появился Марадона, то ему наверняка дали бы футболку с десятым номером. Но я не Марадона, а Тихонов.
- Тем не менее я слышал, как израильский журналист категорически заявил вам: "Мы вас не отпустим через два с половиной месяца и потребуем продления контракта".
- Услышать подобное было приятно. Но решать мою дальнейшую судьбу все-таки будут не ваши коллеги, а руководители "Крыльев", "Маккаби" и я сам.
- В понедельник вы сыграете первый матч за "Маккаби", а на следующий день наверняка будете смотреть игру "Спартака" с "Реалом". С каким чувством сядете к телевизору?
- Буду болеть за ребят, с которыми у меня сохранились отличные отношения. И искренне желаю им победы. Как в матче с "Реалом", так и во всех следующих встречах Лиги. Конечно, жаль, что стал как бы чужим на этом празднике футбола. Но так распорядилась Фортуна. Нельзя сказать, что она повернулась ко мне спиной. Но в какой-то момент перестала быть благосклонной. Видно, судьба...