Газета Спорт-Экспресс № 248 (2444) от 28 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 6

28 октября 2000

28 октября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Валерий ОВЧИННИКОВ

ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

В четверг в Кремле ему был вручен орден "За заслуги перед Отечеством" второй степени. Не удивительно ли одну из высших наград России получил человек, чей клуб ныне пребывает в высшем дивизионе исключительно волею календаря. Более того, поговаривают, что 12-летняя нижегородская одиссея Овчинникова вообще завершается. К огорчению одних и буйной радости других.

ДОСЬЕ"СЭ"

Валерий ОВЧИННИКОВ

Заслуженный тренер России. Родился 26 ноября 1947 года в Петропавловске-Камчатском. Работал главным тренером в командах "Азери" и "Спорт" (обе - Таллин), "Динамо" (Киров), "Геолог" (Тюмень), "Спартак" (Орджоникидзе). С "Азери" выиграл Кубок Эстонии, с кировским "Динамо" вышел в первую лигу. С 1988 года - главный тренер нижегородского "Локомотива", а с 1992 года - еще и президент этого клуба.

Безразлично к нему не относится никто - либо боготворят, либо ненавидят. Даже болельщики "перестраиваются": в 96-м, 98-м и 99-м носили на руках, а в 97-м требовали изгнать из команды. На последний матч сезона-2000 экс-фанаты тренера и вовсе намерены принести транспарант: "Борман! Отдай другому ложку!"

Кто не в курсе, Борман - давнее овчинниковское прозвище. Приклеилось еще в те времена, когда на телеэкраны впервые вышли знаменитые "17 мгновений весны".

ПОТОМОК ДИНОЗАВРОВ

Футбол в Нижегородской губернии был всегда. Первые матчи городские команды - кстати, созданные в том районе Нижнего, где сейчас базируется "Локомотив", - провели задолго до наступления XX века. Но "предпочитали" все больше низшие лиги. В доовчинниковскую эпоху горьковские клубы ("Торпедо" и "Волга") выступали в союзной элите лишь дважды. И то, попав туда на один сезон, неизменно со свистом возвращались в родную вторую лигу, где и влачили самое незавидное существование.

К середине 80-х окончательно захирел последний "динозавр" областного футбола - "Волга", принадлежавшая судостроительному заводу "Красное Сормово". Тренером "Волги" тех лет был Арсен Найденов, лучший друг Овчинникова. Говорят, Найденов со страшной силой отговаривал своего приятеля ехать в Горький: дескать, футбола там не может быть по определению, потому что он никому не нужен.

Овчинникова пригласил новый начальник местной железной дороги Омари Шарадзе - человек, фанатично любящий футбол. Протекцию тренеру составил известный в прошлом голкипер Анзор Кавазашвили, к которому Шарадзе обратился с просьбой подыскать тренера для создаваемого, по сути, с нуля клуба.

- До сих пор смешно становится, как вспоминаю, что всему предшествовало. У нас с Шарадзе состоялся всего один, да к тому же предельно короткий разговор: "Давай к нам в тренеры. Согласен?" - "Согласен". - "Ну и поехали!.." Вот так и едем до сих пор, как-то разоткровенничался Овчинников.

Приняв после экс-спартаковца Мирзояна команду, укомплектованную сплошь нижегородцами, он с первого же захода вышел в первую лигу. А уже через год, когда развалился Советский Союз, абсолютно неожиданно оказался в высшем футбольном обществе. И вновь с места в карьер - шестой в чемпионате России! Казалось, перспективы сияющие, а будущее безоблачное. Как бы не так!

12 ЛЕТ И 3 ГОДА

"Говорите, что хотите, но Овчинников - не тренер. Не тренер! Организатор - да. Администратор - да. Руководитель - еще раз да! Но не тренер", пожалуй, в Нижнем нет ни одного спортивного руководителя, который хоть раз не произнес бы эту фразу. И аргументы достойные - трудно не согласиться. Действительно, за 12 лет работы Овчинникова с "Локомотивом" его команда по-настоящему играла лишь трижды.

Первый раз - в 1989 году, когда выходила из второй союзной лиги.

- Это была самая классная моя команда. В ней собрались бойцы, - говорит сегодня Овчинников. - К "Локомотиву" нельзя было подъехать "на вороных". Ни в "пульке", ни в переходных матчах.

Второй раз - когда Овчинников своевременно перехватил вышвырнутых Бесковым из "Динамо" Калитвинцева и Смертина (старшего из братьев, Евгения). Неоднократно доводилось слышать о бормановских установках перед матчами той половины сезона: "Значит так, Калитва со Смертиным играют, остальные в меру сил стараются им не мешать!"

В третий - и последний - раз команда играла хорошо полсезона в прошлом году. Сейчас, по прошествии времени, понятно, с кем и на каких позициях Овчинников угадал. Неизвестный словак Холли цементировал среднюю линию. Связка последних чемпионов СССР Кузнецов Татарчук мгновенно и точнехонько переводила мяч на чужую половину поля, где в засаде сидели голодные до игры и забитых мячей Аваков и Вязьмикин. Что эти футболисты представляли для "Локомотива", стало ясно во второй половине чемпионата, когда Холли внезапно очутился в ЦСКА, Татарчук окончательно сломался, а Кузнецов, оказавшись на позиции последнего защитника, посадил форвардов на голодный паек. В итоге, лихо начав сезон-99, "Локомотив" к осени вынужден был поглядывать на приближающихся аутсайдеров.

ОШИБКА С ФУТБОЛКАМИ

Казалось бы, два игровых полусезона в высшем дивизионе за 12 лет работы - действительно солидный повод для упреков в тренерской немочи. Подтверждений тому в Нижнем можно услышать множество. Рассказывают серьезно, а слушаешь, как анекдоты.

Однажды на предматчевой установке при раздаче футболок Овчинников по ошибке выдал две запасные (то есть номера больше одиннадцатого) обоим штатным либеро. Услышав всеобщий крик удивления, собственную "плюху" исправить не пожелал - назначил "последним" того, кто первым обратил на ошибку внимание (при том, что на позиции либеро этот футболист ни разу в жизни не играл). В итоге - домашнее поражение во время ожесточенной резни за вторую путевку в высший дивизион.

Другой раз Борман громогласно инструктировал защитника, который должен был выйти на замену при игре в численном меньшинстве в самом ответственном матче сезона-98:

- Давай, парень, давай! Пойди погрейся! Поди, замерз совсем!

Таких историй - сотни. Каждая вроде бы очевидное подтверждение тезиса об отсутствии у Овчинникова тренерских талантов.

Но странное дело - упреки, как правило, звучат из уст людей, которые даже близко не смогли подойти ни в игровой, ни в тренерской карьере к тому уровню, на котором последние годы работает Овчинников.

Почти все нижегородские тренеры и футбольные чиновники выросли из коротких штанишек команды второй союзной лиги "Волга" (Горький). И другой одежки до нынешней поры не надевали.

Занимающий в нижегородском тренерском рейтинге второе, вслед за Борманом, место наставник "Торпедо-Виктории" Анатолий Нефедов в должности главного провел в первом дивизионе менее полугода. И больших успехов не снискал - "Виктория" вылетела в регион "Поволжье", где при том же Нефедове и занимает сейчас позицию ближе к середине таблицы.

Зато тренеры почти всех команд высшего дивизиона говорят об Овчинникове с великим уважением. Правда, происходит это чаще всего на послематчевых пресс-конференциях. Что ж, для вящей объективности будем считать это клановой солидарностью.

ТЯЖЕЛО БЕЗ СОТОВЫХ

Игра у команд Овчинникова чаще всего была натужной, излишне силовой. К концу сезона вопрос о пребывании в классе сильнейших обычно стоял ребром. Разумеется, и на эту тему рассказывают историю-анекдот.

В одном из чемпионатов Овчинников в заключительном туре принимал в Нижнем своего друга - Найденова. Обе команды - "Локомотив" и "Жемчужина" - находились в подвешенном состоянии: их судьба во многом зависела от результатов других матчей тура. В связи с этим нижегородскую игру всеми правдами и неправдами пытались перенести на максимально поздний срок. В конце концов добились своего.

Начали. На поле пошла вязкая, тягучая борьба в центре поля. "Локомотив" хотел, но не мог. Сочинцы могли, но не хотели. Сотовых телефонов в ту пору не было. И вот представьте себе картину: за спиной резервного судьи стоят, чуть не обнявшись, два приятеля-тренера, а их помощники поминутно бегают в офис клуба под трибуной, где справляются о текущих результатах матчей ближайших конкурентов.

Наконец поступили окончательные итоги из других городов. И тогда Найденов, убедившись, что все верно, дал отмашку. Защита "Жемчужины" расступилась, и Игорь Горелов элегантно забил единственный мяч. 1:0 - в "вышке" остались обе команды.

Может, такое действительно было. И что? Пусть тот, кто готов бросить в Бормана камень, сначала докажет, что он сам без греха.

ВЛАДЕЛЕЦ КВАРТАЛА

О материальном благополучии Овчинникова сложены легенды. Местные газеты периодически публикуют фотографии его "личного дома" в центре Нижнего и "личных дач" в Сочи и Краснодарском крае - с бичующими комментариями. Еще говорят, что для своей семьи Борман купил в центре Таллина то ли дом, то ли целый исторический квартал. И уже доказано, что ему принадлежат в Нижнем два магазина - один работает, другой строится.

Жилой квартал, дачи, магазины, офисы, "огромные растраты" и "сумасшедшие хищения" - ни дать ни взять миллионер Корейко. При этом сам Овчинников никаких проверок не боится. Даже просит основательно проверить все сферы деятельности "Локомотива", чтобы снять наветы.

Не первый год в Нижнем идет разбирательство по поводу принадлежащего то ли "Локомотиву", то ли лично Овчинникову жилого дома в центре Нижнего. Место под застройку выделял Шарадзе, будучи мэром города. Вернувшись к руководству Горьковской железной дорогой, он же полностью финансировал строительство. Сейчас дом юридически принадлежит футбольному клубу. И то, что Овчинникову ставят в укор, сам он считает достижением: жильцы этого дома не могут продать, казалось бы, принадлежащие им квартиры. Это плохо для тех, кто считает себя хозяином, но хорошо для команды. Люди в "Локомотив" приходят и уходят, а дом остается. Когда к началу или посреди сезона приходит пора традиционных рекрутских наборов, у руководства клуба не болит голова, где селить игроков, - квартир хватает на всех.

Говорят, что в том доме у Овчинникова и его ближайших помощников есть шикарные, аж двухэтажные апартаменты, где каждая люстра, по словам очевидцев, стоит многие тысячи "зеленых". Правда, в тех апартаментах возле стен стоят... ведра и тазы: с потолка капает вода. Дом для команды строили наши люди.

О СЕМЕЙСТВЕННОСТИ И НЕПАТРИОТИЗМЕ

"Локомотив" в Нижнем называют частной фирмой "Овчинников & брат". Борман занимает должность главного тренера (с недавних пор и. о. главного) и президента клуба, его младший брат - вице-президента. В городе считают, что Овчинникова невозможно ни уволить, ни снять. Убрать эту "семейку", дескать, можно только одним способом - финансовым удушением. Не давать денег, и команда постепенно опустится до уровня КФК. Вот и новый начальник дороги Хасян Зябиров в телевизионном интервью сказал: "Я могу повлиять на команду только одним способом - не дать денег. И тем самым окончательно обрушить "Локомотив".

Так в принципе и делается.

В то же время юристы, изучив уставные документы клуба, пришли к выводу: решить вопрос с новыми президентом и тренером - яйца выеденного не стоит. Футбольный клуб "Локомотив" - организация общественная. У Овчинникова - один голос, у его брата - еще один. При том что каждый футболист, играющий в команде, тоже обладает правом голоса. Получается, достаточно на общем собрании клуба объявиться новому меценату, предложить футболистам решение финансовых проблем в обмен на избрание его президентом - и вопрос будет решен. Какой президент футболистам милее: гоняющий на тренировках или платящий деньги? Новый президент назначит потом и нового тренера.

Стало быть, на самом деле вопрос лежит в области финансирования. В Нижнем достаточно желающих взять руководство клубом на себя. Но кто при этом будет содержать команду неведомо.

Овчинникова постоянно упрекают в том, что в команде практически нет местных футболистов. Но виноват он, пожалуй, лишь в том, что по поводу состояния детско-юношеского футбола в области говорит открыто и громко.

И разве он не прав? Александр Балбаленков, ныне работающий в Ярославле, много лет назад выпустил действительно незаурядный футбольный класс: Черышев, Горелов, Кураев, Щукин. Потом была пропасть шириной в десять лет, после чего в Нижнем появилась еще одна футбольная личность - Петр Быстров, играющий ныне в "Динамо". Больше ярких талантов нижегородский футбол, увы, не являл.

Будь на месте Овчинникова кто попроще, набрал бы он пяток-другой воспитанников местных ДЮСШ да и "парил" бы их на лавке, убеждая недругов в своем нижегородском патриотизме. Но Борману неймется - о местном футбольном воспитании он говорит все, что думает, - прямым текстом. За что и получает.

СТОИТ ЛИ ГРАБИТЬ ДИЛИЖАНСЫ?

Пока в Нижегородской области Овчинникова сравнивать не с кем. До него здесь футбола такого уровня не было. Пожалуй, все идет к тому, что не будет и после него.

Только кое-кого из болельщиков это мало волнует. Отсюда и лозунг: "Отдай другому ложку!"

"Какая мне разница, где президент "Локомотива" будет добывать деньги: пойдет грабить проезжие дилижансы или станет выступать стриптизером в ночных клубах - это его личная головная боль..." - так думают в Нижнем многие. Но при этом не скрывают: им хочется, чтобы родная команда играла со "Спартаком" и "Аланией", а не с "Балаково" и "Олимпией".

Овчинников, возможно, одна из самых противоречивых фигур отечественного футбола. То, что теперь он получил столь высокую государственную награду (кстати, к ордену его представил губернатор Нижегородской области Иван Скляров), уверен, вызовет новую волну разговоров и слухов.

Хотя, пожалуй, все логично. Овчинников - из тех, на ком дело держится. Таких и нужно поддерживать.

Максим ЛЕБЕДЕВ