Газета Спорт-Экспресс № 232 (2428) от 10 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

11 октября 2000

11 октября 2000 | Водное поло

ВОДНОЕ ПОЛО

Вчера в редакции "СЭ" побывал Александр Ерышов - один из лидеров ватерпольной сборной России, завоевавшей серебряные медали на Олимпиаде-2000 в Сиднее

Александр ЕРЫШОВ

ЗАБИТЬ ГОЛ ИЛИ УТОНУТЬ

Мало кто ждал от наших ватерполистов подобного успеха. Ведь в последние годы российская сборная на международной арене, мягко говоря, не блистала. Последний крупный успех отечественного водного поло датирован далеким 1987 годом, когда сборная СССР выиграла чемпионат Европы. В Сиднее черная полоса, наконец, закончилась, и Ерышов стал одним из главных соавторов долгожданного "прорыва" - забив в 8 матчах 17 голов, он занял второе место в списке лучших снайперов олимпийского турнира.

Отправившись в редакцию "СЭ", Ерышов захватил с собой серебряную медаль Игр-2000.

- Если бы перед Олимпиадой вам сказали, что российская команда будет играть в финале и оставит позади сборные Югославии, Хорватии, Испании, Италии, как вы на это отреагировали бы?

- Честно говоря, я рассчитывал, что мы попадем в финал. Ехать в Сидней за чем-то другим не имело смысла.

- Однако в последние годы наша сборная не баловала хорошими результатами на чемпионатах мира и Европы. Вот и в розыгрыше Евролиги, состоявшемся незадолго до Игр, она не смогла пробиться в "Финал четырех".

- Эти турниры не показатель. Олимпийские игры - совершенно другие соревнования. Те же испанцы, которые практически ничего особенно не показывают, выиграли в Атланте, а в Сиднее остановились в шаге от финала. Об этом я, кстати, и говорил перед Олимпиадой нашим молодым ребятам. А то, что на нас никто не ставил, называя "темной лошадкой", было даже к лучшему.

- Кульминацией олимпийского турнира, безусловно, стал полуфинальный матч против испанцев, который продолжался 47 минут! Доводилось ли вам раньше играть 19 минут дополнительного времени?

- (Смеется.) Нет , такие матчи играть до сих пор не приходилось. На чемпионате Европы-97 в Севилье в матче за 3-е место с хорватами "золотого гола" пришлось ждать всего минуты 3-4. Тогда тоже была непростая игра, но с этой, сиднейской, она не идет ни в какое сравнение.

- Какие ощущения испытывает человек, оказавшись в такой вот экстремальной ситуации, как в том матче?

- Лучшим определением того состояния будет слово "мертвый". Когда Дима Горшков, наконец, забил победный гол, я не мог доплыть до бортика. Во время овертайма все мысли были только о том, чтобы удержаться на воде - мы играли, как говорится, на автомате. О возможном поражении я тогда не думал. Но если бы проиграли, то это, считаю, было бы несправедливо. Ведь мы отдали столько времени подготовке к Олимпиаде, сидели на сборе в Раменском, где, по сути, нет нормальных условий для жизни...

- Обыкновенному человеку трудно понять, как вы, ватерполисты, можете столько времени проводить в воде, причем не просто плавать, а бороться и "бодаться" с соперниками, умудряясь при этом еще и бросать по воротам. Наверное, среди всех игровых видов спорта водное поло требует от спортсменов наибольших затрат сил и энергии.

- Не наверное, а точно. Расслабиться нельзя, иначе - утонешь (смеется). Кстати, на Олимпиаде в Атланте к нам на тренировку пришел Саша Попов и решил поиграть в водное поло. Получив в пылу борьбы пару раз локоточком, он потом недоумевал: мол, как вы вообще играете, это же бокс на воде!

- Что для вас является самым тяжелым в тренировках?

- Не люблю утренние тренировки, которые у нас обычно проходят в бассейне. Встать ни свет ни заря и затем заставить себя плавать несколько часов - для меня это самое ужасное.

- Вернемся к Играм-2000. Был ли у нашей сборной - с учетом того, что накануне состоялся изматывающий матч с испанцами, - шанс победить в финале венгров?

- Конечно, был. Но, к сожалению, мы вынуждены были играть с венграми без двух игроков: Рекичинский "сломался" еще до Олимпиады, а Гарбузов получил травму в полуфинале. Впрочем, несмотря на потери и усталость, ребята выходили бороться. Реализуй мы в начале несколько моментов в контратаках, пошла бы совершенно другая игра. Но... У венгров - в отличие от нашей команды - получалось буквально все. В этой ситуации можно было попытаться спасти матч, только поменяв систему нашей игры.

При Майте Рийсмане (Рийсман возглавлял сборную последние три года, но перед Олимпиадой его сменил Александр Кабанов. - А.Ф.) мы часто играли на грани риска, и это приносило результат. Капитан команды Дима Горшков и я предложили Кабанову изменить наш стиль, но он к нам не прислушался. Мы продолжали действовать по старинке, используя лишь одну схему: подстраховка и плотная личная опека. В результате в финале венгры сделали из нас мальчиков для битья.

- Помимо олимпийского бассейна удалось ли вам где-нибудь побывать в Сиднее, посетить другие соревнования?

- Нет, мы никуда не ходили. Настрой, все мысли были только о предстоящих матчах. А погулять по Сиднею и познакомиться с его достопримечательностями мы успели раньше, когда там проходил Кубок мира.

- Водное поло в нашей стране не может соревноваться в популярности с другими командными игровыми видами спорта. Вам не обидно?

- Обидно от того, что ватерпольная федерация не может "раскрутить" наш вид. А точнее - ничего для этого не делает. Почему, к примеру, баскетбол сейчас более популярен, чем водное поло? Да потому, что его показывают по телевидению, о нем пишут в газетах. Этому, несомненно, должна способствовать работа федерации. У нас же, к сожалению, "раскруткой" водного поло не занимаются. Люди, которые сидят в федерации, ждут только дотаций и, похоже, не задумываются о будущем водного поло в нашей стране.

- Признайтесь, вам не приходилось жалеть о том, что из всех существующих видов спорта вы выбрали в детстве именно водное поло?

- Нет. Впрочем, когда я только начинал заниматься водным поло, у меня возникало желание бросить. Пока я тренировался, остальные дети гуляли и пропадали целыми днями на море - я ведь родом из Туапсе. Но спасибо родителям, которые настояли на том, чтобы я не бросал занятия.

- Кстати, во сколько лет вы переехали из Туапсе в Москву, где сейчас выступаете за "Динамо-Олимпийский"?

- Тогда мне было 17. Получается, что я живу в Москве уже 10 лет.

- Тяжело было привыкнуть к столичной жизни?

- Первые два года не мог переносить зиму, ведь в Туапсе уже при десяти градусах мороза жизнь замирает, а дети не ходят в школу. Что же касается московского ритма жизни, то я, молодой тогда парень, естественно, сразу столкнулся с многочисленными соблазнами: бары, дискотеки, красивые девушки...

- У вас в Москве своя квартира?

- Пока нет, но, надеюсь, скоро будет. Руководство "Динамо-Олимпийский" обещало предоставить квартиру после того, как я отыграю в команде три года.

- Почему вы не уезжаете за рубеж, ведь наверняка у вас хватает предложений?

- Предложений у меня действительно уйма, но пока уезжать не хочется. Мне нравится жить в Москве и играть в "Динамо" под руководством такого тренера, как Рийсман.

Александр ФЕДОТОВ