Газета Спорт-Экспресс № 225 (2421) от 2 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

2 октября 2000

2 октября 2000 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СИДНЕЙ-2000

БОКС

ЖЕРТВЫ КУБИНЦЕВ

Игорь РАБИНЕР

из Сиднея

Как же жаль, что не выиграл свой финал в весе 54 кг Раимкуль Малахбеков - единственный, кстати, двукратный чемпион мира среди российских боксеров! У его тренера, 64-летнего Церена Балзанова, накануне отъезда начиналась гангрена ноги. Необходима была срочная госпитализация. Но Балзанов категорически отказался ложиться в больницу. Рассказывают, что он заявил: "Я должен ехать в Австралию, чтобы секундировать Малахбекова. В любом случае мне недолго осталось - и я хочу, чтобы мой ученик стал олимпийским чемпионом. А со мной ему будет легче..."

У этого героического тренера вообще уникальная судьба. Его дед был калмыцким ханом, а когда к власти пришли большевики, возглавил непримиримую Дикую дивизию. Позже эмигрировал в Париж, где и умер в 1924 году. Родственников не выпустили и за дедовскую строптивость сослали в далекий таджикский кишлак. Там и родился Церен. Стал боксером, потом тренером. Именно в Таджикистане разыскал талантливого мальчишку по фамилии Малахбеков и сделал из него великолепного боксера. Когда развалился Союз, Церенов вместе со своим учеником перебрался на родину предков, в Калмыкию.

Увы, победу ученика в Сиднее Балзанову увидеть было не суждено. Может быть, потому, что Малахбеков нарвался на юного кубинца Гильермо Ортиса Ригондо в день его 20-летия. Россиянина он обыграл уверенно - 18:12.

Продолжил серию неудач в микроматче Россия - Куба Гайдарбек Гайдарбеков. В полуфинале он уверенно победил явного фаворита - венгра Эрдеи. Казалось, что малоизвестный кубинец Хорхе Гутьеррес не станет для махачкалинца большой помехой. Но вышло иначе. В конце второго раунда наш боксер угодил в нокдаун, а за 40 секунд до окончания в целом равного боя, при счете 15:15, пропустил два удара, ставших роковыми.

"Мы рассчитывали на золото Гайдарбекова, - признался Николай Хромов. - Когда готовились к выходу на ринг, произошла какая-то заминка, и Гайдарбек долго простоял в коридоре. Может, за это время он и перегорел".

- Это был не слишком сложный бой, - говорит сам Гайдарбеков. - Но у меня что-то не заладилось. Наверное, дело в том, что в предыдущих боях кубинца, которые я смотрел, он действовал совсем по-другому. Это и ввело меня в заблуждение.

Если Малахбеков и Гайдарбеков реально могли выиграть Олимпиаду, то Султану Ибрагимову предстояло почти невозможное - свергнуть с трона двукратного олимпийского чемпиона Феликса Савона. Константин Цзю, комментировавший полуфиналы по одному из российских телеканалов, рассуждал: "А что здесь особенного? Ибрагимов - боксер бьющий, а Савон - падающий". Но когда во втором раунде счет дошел до 10:1 в пользу легендарного кубинца, стало ясно, что чудес не бывает.

И тут Ибрагимов, до того дравшийся удивительно пассивно, проснулся. Провел серию ударов - и счет уже 11:7! И все же Савону удалось удержать и даже увеличить перевес. Правда, был для кубинца еще один волнительный момент - за 14 секунд до конца четвертого раунда при счете 21:13 Ибрагимов мощнейшим ударом рассек ему скулу. Неужели бой остановят и Савону засчитают поражение?

Как потом разъяснил наш боксер, такой исход был бы возможен, закровоточь кубинская скула в начале или середине боя. Но не в последнем раунде. И пусть все полотенце Савона было в крови, бой довели до конца. Наверное, это справедливо - кубинец доказал, что сильнее.

В объяснении причин поражения Ибрагимов и Хромов разошлись.

Хромов: "Савон есть Савон, он и в скорости, и в технико-тактической подготовке превосходит Ибрагимова. В целом я считаю, что Султан бился нормально, в свою силу".

Ибрагимов: "У меня было задание работать вторым номером, ждать, когда Савон раскроется. Но теперь я понимаю, что надо было с первого же раунда драться, "ломать" его - словом, действовать так, как я привык и умею. Да с ним по-другому и невозможно. Риск получить в ответ сильнейший удар? Конечно, он был. Но если по корпусу Савон бьет мощно, то я не заметил, чтобы у него были сильные удары в голову. Да и вообще, ничего особенного я в его боксе не заметил. Если бы выбрал правильную тактику с самого начала, мы бы еще посмотрели, кто сильнее..."