Газета Спорт-Экспресс № 182 (2378) от 12 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 8

13 августа 2000

13 августа 2000 | Футбол

Вчера футбол простился с Виталием Старухиным. Его похоронили в Донецке, где в семидесятые годы блистал этот выдающийся форвард. Самый знаменитый игрок в истории "Шахтера", ставший олицетворением целой футбольной эпохи.

Виталий СТАРУХИН

ФОРВАРД ОТ БОГА

ПСЕВДОНИМ - БАБУСЯ

"Достаточно высокий, рано облысевший и потому выглядевший крупноголовым, Старухин имел любимое занятие: подстеречь высоко летящий мяч и боднуть его в сетку. В те годы, когда играл Старухин, он был общепризнанным, а точнее сказать, единственным мастером игры головой... Партнеры знали любимые точки своего центрфорварда и заученно навешивали мяч то к ближней, то к дальней штанге..." Это - футбольная классика: Лев Филатов, из книги "Форварды", на страницы которой имели шанс попасть только великие голеадоры своего времени. Лишнее доказательство того, что Старухин - из их числа.

Кстати, деликатно подмеченная Филатовым особенность старухинской прически, никак не вязавшаяся с возрастом футболиста, зато невольно сочетавшаяся с его фамилией, породила в среде болельщиков ласковый псевдоним - Бабуся, под которым он и вошел в историю "Шахтера".

В это непросто поверить, но большую часть своей футбольной жизни (если вести отсчет от детских и юношеских команд в Минске, откуда Старухин был родом) этот "форвард от Бога" провел в полузащите. И только в полтавском "Строителе", команде второй союзной лиги, где он оказался после футбольной службы в одесском СКА, Юрий Воинов впервые отрядил Старухина в нападение. Ну а для большого футбола его открыл Олег Базилевич, в 72-м принявший донецкий "Шахтер" с задачей вернуть этот клуб в союзную элиту, откуда он неожиданно выпал.

- Я внимательно следил за Старухиным и представлял обновленный "Шахтер" именно с таким нападающим, - вспоминает Базилевич. - Если хотите, футбольная мудрость Виталия проявилась уже в тот момент, когда он дал согласие играть именно в Донецке. "Шахтер" на все сто оказался "его" командой, что с игроком, стоящим перед мучительным выбором, случается далеко не всегда.

Выбор у Старухина действительно был: звали в Симферополь, в Киев, в Луганск... Особую настырность проявляла "Заря". Она стояла на пороге своего чемпионства, купалась, как сыр в масле, и соблазняла форварда двухкомнатной квартирой в центре города и большими деньгами.

- Я тогда, честно тебе скажу, просто сдрейфил, - признавался мне Старухин спустя десятилетия. - Не поверил, что кто-то позволит неизвестному новичку сразу выйти на поле рядом с такими футбольными зубрами, как Онищенко, Семенов, братья Кузнецовы, Ткаченко... А греть лавку в 22 года даже за большие деньги не хотелось. Поэтому предпочел "Шахтер".

"КРАЖА ВЕКА"

Только вот, чтобы оказаться в команде, одного предпочтения игрока по тем временам было мало. Простые и понятные законы рынка, согласно которым футболист - тоже товар, тогда на 1/6 части суши не действовали, и "Шахтеру" не оставалось ничего другого, как... выкрасть Старухина из Полтавы под покровом ночи.

Эту воистину детективную и абсолютно правдивую историю я слышал в разные годы из разных уст, однако наиболее точным рассказчиком все же был сам Старухин. Вот как он изложил мне ее когда-то:

- Готовимся мы к очередной игре, ночуем на базе в дачных дощатых домиках на берегу Ворсклы. Часа в три ночи - стук в окошко. Выглянул: какой-то незнакомый мужик жестами показывает - дескать, выйди, разговор есть. Потом второй незнакомец в окошке нарисовался... А уж когда там Лариса, жена, появилась, совсем обалдел, подумал, что все еще сплю. Люди из "Шахтера" хитро все обставили: сначала заехали за Лоркой моей в Полтаву, ее уговорили-умаслили, ну а мне-то уж и отступать вроде некуда. Чтобы никого из спящих ребят не разбудить, побросал в темноте на ощупь в сумку бутсы, спортивный костюм - и деру! Никогда не подозревал, что "рафик" - такой скоростной автомобиль, каким он мне показался в ту ночь. Главным было уйти за пределы Полтавской области, пока тревогу не подняли и погоню не организовали. Обошлось.

Пропажу форварда Полтава наутро, разумеется, обнаружила, поднялся страшный шум, и Федерация футбола СССР строжайше запретила Старухину выступать за "Шахтер", который в тот год успешно боролся за возвращение в высшую лигу. Донецк оказался в положении злоумышленника, который похитил в картинной галерее шедевр, однако по понятным причинам не может его никому показать.

Впрочем, с картиной все-таки проще: от того, что какое-то время она полежит в тайнике, хуже не станет. А футболист, он ведь должен играть. И "детектив" получил свое продолжение. Старухин стал выступать за дубль под фамилией Черных. Все бы ничего, однако руководители "Шахтера" не учли, что протоколы матчей дублеров тоже поступают в Москву, в футбольную федерацию. И там, конечно же, быстро обратили внимание на "забивного", но никому не известного форварда. Вскоре из Белокаменной пришел вызов: футболист Черных должен прибыть на сбор молодежной команды СССР. Ответили телеграммой, якобы заверенной врачом: дескать, футболист Черных внезапно заболел менингитом и рассчитывать на него не стоит. После этого донецкие тренеры поумнели: стали вписывать Старухина в протоколы матчей дублеров под разными фамилиями.

САМЫЙ ГОЛОВАСТЫЙ ФОРВАРД СССР

Несколько лет назад, когда еще не было журнала "СЭ Футбол", а выходило еженедельное футбольное приложение к нашей газете, мне довелось участвовать в "комплектовании" необычной символической сборной мира. Мы в редакции отбирали в нее выдающихся футболистов, которых, помимо высочайшего мастерства и известности, сближал еще один, чисто внешний признак - ранняя лысина на голове. И предложенная мною кандидатура Старухина прошла "на ура". В нападении той нашей шуточной сборной он составил пару легендарному Стрельцову.

Наверное, не мне одному Старухин своими футбольными манерами напоминал "позднего" Стрельцова. Одинаковые прически этих выдающихся форвардов только усиливали их схожесть. Как и Стрельцов, быстроте бега Старухин явно предпочитал быстроту мысли. Как и Стрельцов, он мог на протяжении всего матча с показным безразличием к происходящему дефилировать где-нибудь в районе штрафной площади соперников, как бы усыпляя бдительность защитников, а потом вдруг взорваться - и мгновенно огорчить вратаря. Как и Стрельцова, его стерегли подчас вдвоем, а то и втроем, но это не мешало ему оставаться удачливым у чужих ворот в меру отпущенного Богом таланта, целиком подчиненного интересам команды.

Футбольные статистики, изучившие игровое "наследие" Старухина вдоль и поперек, сделали одно весьма показательное открытие: из 84 голов, забитых им в чемпионатах СССР, 46 - или больше половины - оказывались решающими для исхода матчей, то есть приносили "Шахтеру" либо победу, либо ничью. Пожалуй, единственное, чего точно не знают статистики, - это сколько мячей Старухин забил головой, а в этом разделе игры никто из современников рядом с ним действительно не стоял.

За почти 30 лет нашего знакомства мы обсуждали эту грань его футбольного таланта десятки раз. В том числе и в феврале нынешнего года, когда Старухин пришел ко мне домой (жили по соседству, в двух минутах ходьбы), чтобы дать интервью, оказавшееся, как оказалось, последним...

- В основе, конечно, лежит природный дар, - объяснял Старухин. - Но любой дар можно развить, а можно угробить. Наверное, мне помогло то обстоятельство, что в юности я был "всеядным" игровиком: увлекался не только футболом, но и баскетболом, волейболом. А закономерности поведения мяча в воздухе во всех игровых видах спорта примерно одинаковые. Главное - встретиться с мячом в нужный момент и в нужной точке пространства, опередив при этом соперника. А уж чем потом сыграть - рукой или головой - принципиального значения не имеет.

Будучи "чистым" центрфорвардом, не обремененным на поле никакими другими обязанностями, кроме "забивных", а значит, зависимым от партнеров, Старухин настолько органично был встроен в игру "Шахтера", что и партнерам возле него было очень комфортно. Его знаменитые сбросы мячей, выигранных в воздухе, становились сущим проклятием для соперников. Жаль, что в то время еще не принято было вести учет заслуг футболистов по формуле "гол плюс пас", иначе послужной список донецкого суперфорварда получился бы намного более впечатляющим.

- Наверняка еще больше голов, чем моих собственных, было забито партнерами после сбросов, - подтвердил мою догадку Старухин в том нашем последнем разговоре. - Сбросы мяча головой гораздо опаснее для вратаря, потому что менее очевидны и менее предсказуемы, чем голевые пасы, сделанные ногами. Иногда, чтобы сбить с толку обороняющихся и их перехитрить, полезно вообще не касаться мяча, а лишь имитировать борьбу в воздухе, отвлечь на себя одного-двух защитников - и дальше уповать на проворность оказавшегося рядом партнера.

УЧИТЕЛЬ И ЕГО УЧЕНИКИ

В составе "Шахтера" Старухин дважды становился вице-чемпионом СССР, один раз - бронзовым призером всесоюзного первенства, выигрывал Кубок страны. С его именем связан и выход донецкой команды на еврокубковую арену, когда жребий выбирал в соперники горнякам "Барселону", "Ювентус", "Монако".

Ну а пик игровой карьеры Старухина пришелся на 79-й год. Тогда он с 26 голами выиграл спор бомбардиров чемпионата и одновременно был признан "футболистом года" в СССР. Чем создал прецедент: впервые лучшим в стране, по всем параметрам считавшейся футбольной, оказался игрок, которого тренеры национальной сборной совсем не жаловали своим вниманием. Почему?

Конечно, ему было бы сложно вписаться в "систему" Лобановского или в ажурную спартаковскую игру Бескова. А именно эти два мэтра, сменяя друг друга, по очереди вставали у штурвала сборной. Поэтому версия, согласно которой ради сборной Старухину нужно было непременно перейти либо в киевское "Динамо", либо в "Спартак", представляется вполне убедительной. Ее подтверждают, в частности, судьбы современников знаменитого форварда по "Шахтеру" - Анатолия Конькова и Виктора Звягинцева: оба они закрепились в сборной лишь после того, как перебрались к Лобановскому в Киев. Старухин же, придерживаясь житейского правила "от добра добра не ищут", от подобной перспективы отказался.

После расставания с игрой он полтора десятка лет проработал тренером в футбольной школе "Шахтера". Сделал два выпуска. Наиболее известные ученики - играющий в донецкой команде полузащитник Кривенцов, защитник Коваль, недавно уехавший в софийский "Левски", вратарь "Ростсельмаша" Савченко. Во взрослый же футбол как тренер, по большому счету, Старухин никогда не стремился, а три года назад ушел и из школы. История, увы, типичная для нашего времени: прекратилось финансирование, ни бутс, ни мячей, ни поездок на соревнования - ничего.

НОВАЯ ЖИЗНЬ БЫЛА НЕДОЛГОЙ...

Несколько лет назад он решил начать новую жизнь: продал свою шикарную, заработанную еще игрой квартиру в центре Донецка, купил другую, поскромнее, а самое главное - обзавелся деревенским домом с двадцатью сотками сада-огорода, где проводил большую часть времени.

От футбола оставил себе только ветеранские матчи, в которых по-прежнему служил главной приманкой для зрителей. В последний раз я видел Старухина на поле 6 июня прошлого года. В тот день ему стукнуло 50, и футбольный клуб "Шахтер" устроил для ветерана шикарный праздник на стадионе, который собрал тысяч десять болельщиков. Со стадиона растроганный всеобщим вниманием Старухин уехал за рулем белоснежной иномарки, подаренной ему президентом "Шахтера" Ринатом Ахметовым.

Детям, которые уже выросли, они с женой дали свои имена. Лариса-младшая в этом году окончила университет. Виталий-младший не избежал опасного соблазна "повторить" отца, год поиграл в команде второй российской лиги "Авангард" из Коломны, но, не обнаружив у себя никаких "звездных" перспектив, вернулся домой и переключился на мини-футбол и судейство. * * *

... Лечиться он не любил, хотя здоровье в последнее время подводило все чаще и чаще. В минувший вторник плохо себя почувствовал, и домашним стоило немалых трудов уговорить его лечь в больницу. А уже через сутки его не стало - пневмония и отек легких...

Ощущение не обманывает: со смертью Старухина ушла целая футбольная эпоха. А сам он теперь занял место в пантеоне великих - в одном ряду с Яшиным, Стрельцовым, Ворониным, Нетто, Колотовым...

Юрий ЮРИС

Донецк