Газета Спорт-Экспресс № 173 (2369) от 2 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

2 августа 2000

2 августа 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

ЛУЧШИЕ В ИЮЛЕ

ИГРОКИ

Ср. балл "СЭ"

Игры

1. Нарвик СИРХАЕВАнжи

7,25

2

2. Андрей КРИВОВРотор

7,17

3

3. Дмитрий ЛОСЬКОВЛокомотив М

7,13

4

4. Валерий ЕСИПОВРотор

6,83

3

5. Александр ГОРШКОВЗенит

6,75

2

КОМАНДЫ

И

В

Н

П

М

О

%

1. ЛОКОМОТИВМосква

4

3

1

0

9-3

10

83,3

2. ТОРПЕДОМосква

5

3

1

1

7-6

10

66,7

3. АНЖИМахачкала

2

1

1

0

3-1

4

66,7

4. ЗЕНИТСанкт-Петербург

2

1

1

0

3-2

4

66,7

5. ЦСКАМосква

4

2

0

2

5-6

6

50,0

В декабре 98-го Нарвик Сирхаев в компании с Магомедом Адиевым приехал из родной Махачкалы в Москву - на смотрины. Болельщики ЦСКА по этому поводу высказывались снисходительно: мол, среди потенциальных новичков их команды - какой-то Сирхаев из "Анжи".

Сегодня о нем говорят по-другому: "Сирхаев. Тот самый. Из "Анжи". Это - как квинтэссенция того, что произошло с футболистом и дагестанским клубом за полтора года. Полузащитник, ранее известный лишь в пределах первого дивизиона, сегодня возглавляет список лучших игроков российского чемпионата.

ДОСЬЕ "СЭ"

Нарвик СИРХАЕВ

Родился 16 марта 1974 года. Полузащитник.

Год

Команда

Лига

Игр-голов

1991

Динамо Мх

3

20-6

1993

Динамо Мх

2

36-5

1994

Динамо Мх

2

5-0

Анжи

2

28-2

1995

Динамо Мх

3

23-12

1996

Динамо Мх

3

32-20

1997

Анжи

1

37-15

Анжи-Д

3

1-0

1998

Анжи

1

40-11

1999

Анжи

В

18-8

Нарвик СИРХАЕВ

НЕ ЗРЯ ЕГО В 95-м ЗВАЛИ В "АЛАНИЮ",
В 97-м - В "БРЕШИЮ", В 98-м - В ЦСКА

НОРМА - СЕМЬ АВТОГРАФОВ

Вечер. Если точнее - десятый час вечера. Минут 20 назад закончилась тренировка "Анжи". Сирхаев уходит последним - капитан. Вокруг его "мерседеса" стайка мальчишек. Ждут. Футболист, сидя за рулем, старательно расписывается на календариках, в блокнотах.

- Нарвик, слушай, а это чей автограф? - Юный коллекционер, пользуясь безотказностью капитана "Анжи", переходит все границы приличия. Сирхаев, однако, не взрывается, а пристально вглядывается в потемках в каракули одного из своих партнеров.

- Не знаю. Ты последний? Да? Ну тогда мы поехали. В понедельник приходи, спросишь. Завтра тренировок нет - мы в Элисту летим.

Все это - вежливо, спокойно. Правда, развернувшись и перестроившись в левый ряд, тяжело вздыхает:

- Устал, если честно. Каждый день минимум семь автографов раздаю.

- Послать куда подальше коллекционеров желания нет?

- Да что вы! У нас никто не отказывает болельщикам в автографе, а журналистам - в интервью. В клубе так заведено, это часть нашей работы.

- Вы чувствуете себя профессионалом?

- Сейчас - да. Раньше, кстати, тоже считал, что я профи. Только ошибался, и сильно. На деле понимание того, что такое человек, зарабатывающий на жизнь футболом, пришло не так давно.

- И что входит в это понятие - профи?

- Дисциплина. Отношение к тренировкам - без них расти как игрок не будешь. Вести себя необходимо подобающим образом, ведь за тобой пристально наблюдают. Питание должно быть правильным. Из всего понемногу и складывается профессионал. Причем мелочей здесь нет. Надо стремиться делать все по максимуму. И думать, думать, думать...

- Не устаете от этого образа жизни?

- Поначалу уставал. Потом втянулся.

Между прочим, в еженедельнике "Новое Дело" - самом популярном издании Дагестана - у Сирхаева есть своя колонка, где он каждую неделю комментирует все самое интересное в мире футбола. Отказов, по словам моих махачкалинских коллег, не было ни разу.

...Вечером, когда мы, поговорив, поехали ко мне в гостиницу, Сирхаев гнал свою машину, явно нарушая правила, - до 23.00, когда был назначен предыгровой сбор команды, времени оставалось очень мало, но обещание доставить меня до места и при этом ответить на все вопросы Нарвик сдержал. Хотя, похоже, ценой опоздания и штрафа.

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ

А больше всего мне было жаль его близких. На то, чтобы пообщаться с главой семьи, у них был всего-то час с небольшим.

- Издержки профессии, - говорит полузащитник. - Сейчас еще нормально, дома бываю. И потом, я местный. А каково приезжим ребятам? Про сборы вообще молчу - только страны и отели меняешь. Правда, жена не ропщет.

- На Кавказе не принято?

- Не в этом дело. Она - жена футболиста. Этого достаточно.

- Женились, как у вас принято, по знакомству?

- Не совсем, но суть та же. Мой отец давно знал семью жены и хотел, чтобы мы породнились. Только не надо думать, что привели девушку, показали - и сразу в загс. Мы по соседству жили, общались с детства.

- Вы кавказские традиции уважаете?

- Их уважает любой здесь живущий. Разве они плохие? Старших почитать, семью беречь, детей растить, с соседями дружить...

- А дом для вас - это что?

- Крепость. Я туда прихожу и чувствую, что меня ждут и любят.

МНИМЫЕ СТРАХИ

Еще совсем недавно, в марте, даже самые оптимистичные фанаты из местной "Дикой дивизии" не думали о еврокубках. Сейчас весь Дагестан говорит об этом, как о почти решенном деле. Правда, начальник волгоградского "Ротора" Рохус Шох, провожая меня в Махачкалу, сказал: "Боюсь, не играть "Анжи" дома с зарубежными командами, не играть. Не разрешат. Заставят во Владикавказе матчи проводить. Или у нас".

В самой команде о кубках и медалях - молчок. А главный тренер любой разговор с борьбы за выживание начинает. Вот, дескать, обезопасим себя от вылета из высшего дивизиона, тогда о более серьезных задачах подумаем. Год назад, кстати, Гаджи Муслимович также долгое время отрицал возможность выхода в элиту, а потом столь же упорно твердил о неготовности команды и о трудностях.

Сидим с Нарвиком, ужинаем, вспоминаем.

- Зубы Гаджиев конкурентам заговаривал?

- Не знаю. Тренер у нас человек необычный, мне сложно судить о его мыслях. Только, думаю, правильно он делал, что не трезвонил на каждом шагу о высоких целях. И ему спокойнее, и нам. Ведь не лукавил, если разобраться.

- Так уж и не лукавил?

- Ну конечно! Даже если бы в итоге не вышли, а третьими стали, нас на руках носили бы. Это же громадный успех для Дагестана. Просто в какой-то момент игроки, почувствовав, что способны на большее, решили биться до конца. И слова Гаджиева нас ничуть не смущали. Он-то нас все равно на победы настраивал. Далеко не заглядывал, только на ближайший матч. Так и шли - неторопливо.

- Вы тогда первым "раскололись" - после победы в Перми заявили, что теперь будете биться за место в заветной двойке.

- Я же капитан. Так команда думала, вот я и высказал общее мнение.

- А сейчас? Явно ведь не выживать собираетесь.

- Поначалу, честное слово, именно так и считали. Высший дивизион все-таки. "Спартак", "Локомотив", "Динамо", "Зенит" - какие команды! Тихонов, Титов, Смертин, Дроздов... Мы этих игроков раньше только по телевизору видели. И болельщики наши, когда встречались с командой, говорили: останьтесь, ребята, в "вышке" и вы - герои. Зато сейчас кое-кто недоволен. Мол, шли вторыми, стали шестыми - выходит, плохи дела.

- Вы так не думаете? Шестым местом довольны?

- Людям всегда хочется большего. Это нормально. Страхи, связанные с дебютом, исчезли уже после пятого тура. Сейчас мы обжились в высшем дивизионе, играем в свое удовольствие. А думать о конкретном месте в турнирной таблице Гаджиев отучил нас еще в прошлом сезоне. И правильно, кстати, сделал. Играть надо, а там видно будет. В любом случае до финиша еще далеко, строить какие-либо прогнозы рано.

"ЛОКОМОТИВ" МЫ УЖЕ ОБЫГРЫВАЛИ

- Вы понимаете, что если "Анжи" начнет оступаться, то виноваты в этом в глазах болельщиков будут два человека - Гаджиев и Сирхаев?

- Понимаю. Знаю, что являюсь лидером и с меня повышенный спрос.

- Ощущаете себя ответственным за результат команды, за ее судьбу?

- Да. Ответственности не боюсь, пугает другое. Дилетантский подход некоторых к оценке игры того или иного футболиста. От меня, к примеру, требуют голов. В каждом матче. Не забил - значит, плохо играл. Но ведь я крайний хавбек, и у меня на поле несколько иные функции.

Хотя, не скрою, забивать голы мне нравится. Тренеры даже игру в нынешнем сезоне немного перестроили. Учли, что оба крайних хава любят и умеют атаковать. Мы с Агаларовым постоянно меняемся местами, бегаем с фланга на фланг. Иной раз второй тайм я как нападающий провожу.

- Рискованный вариант.

- Зато современный. Спасибо ребятам за то, что нас страхуют. В общем, получается, мои успехи - это успехи всей команды.

- Впереди у "Анжи" матчи с "Локомотивом" и "Спартаком".

- Есть шанс прославиться. Чемпиону мы в первом круге уступили по игре. Единственный, наверное, раз за сезон. Ничего не скажешь, сильный клуб. Сейчас, правда, другой футбол будет - у москвичей большие изменения в составе, а мы стали опытнее, к тому же предстанем перед своими зрителями. Думаю, в Махачкале такого судейства, как в московских встречах с "Локомотивом" и "Динамо", не будет. Тренеры постоянно призывают нас не на арбитров внимание обращать, а в футбол играть. Обычно мы так и делаем, нас трудно вывести из себя. Но те матчи стоят особняком.

- Зла на соперников не держите?

- Есть желание доказать, что тогда в отношении нашей команды была допущена несправедливость. "Локомотив", между прочим, мы уже обыгрывали. В товарищеском матче, когда в Москве жили. И никаких стычек, инцидентов не было. Кстати, до сих пор в официальных встречах мы московские клубы не побеждали. Надо исправлять положение.

- Из игроков команд-соперников кто-то запомнился?

- Нет. Просто так легче. Не стремлюсь разглядеть, кто мне противостоит. Своя игра важнее.

ЕСЛИ УЕДУ, ТО ТОЛЬКО ЗА ГРАНИЦУ

- В свое время вас приглашали в "Динамо", ЦСКА, "Аланию". Вспоминаете об этом?

- Только о предложении "Алании". Во Владикавказ меня звали перед сезоном-95, который стал для наших соседей золотым. Увы, не отпустили. Обидно было даже не это, а то, что из "Анжи", который играл во второй лиге, меня отправили в третью. Я там два года провел, в "Динамо" из Махачкалы. Хорошо хоть потом вернули. Команда как раз в первую лигу вышла.

Как это произошло, рассказал президент "Анжи" Хизри Шихсаидов. Оказывается, по условиям контракта Сирхаев принадлежал "Динамо", которое не хотело отпускать своего лидера. Для восстановления справедливости Шихсаидов, по его словам, пришел к авторитетнейшему в Дагестане человеку, победителю мюнхенской Олимпиады-72, бывшему борцу, а ныне вице-президенту ФК "Динамо" Загалаву Абдулбекову.

А вот еще одну проблему решить уже, видимо, не удастся. Речь о футбольном гражданстве Сирхаева. Четыре года назад он принял решение выступать за сборную Азербайджана и даже провел за нее несколько официальных матчей. Теперь для Нарвика это больная тема. Он уже больше года не откликается на вызовы из Баку. Причина - регулярные поражения азербайджанцев, причем с крупным счетом. Честолюбивый Сирхаев такого унижения, как 0:5, 1:7, вынести был не в силах, а потому покинул команду.

По словам Нарвика, окончательного решения по поводу своих отношений с футбольным Азербайджаном он еще не принял. Гаджиев же говорит, что российской сборной Сирхаев не помешал бы. Будунову, между прочим, тренер не рекомендует обзаводиться вторым, тоже азербайджанским, паспортом.

Еще одна тема, которая постоянно обсуждается в последнее время, - возможная продажа "Анжи" своего лидера. Сам Нарвик считает, что эти разговоры не имеют под собой никаких оснований:

- Не вижу смысла менять клуб в России. Сделать это можно будет лишь в том случае, если в нашей команде начнется кризис или "Анжи" посчитает, что предложение о продаже весьма выгодно для всех. Хотя я не хочу уезжать. Разве только за границу. У меня растет сын, я в ответе за семью, и стоит подумать о том, что будет после футбола. Только говорить об этом пока рано. Нужно попробовать сделать что-то здесь, в Махачкале. Мы ведь только начинаем.

Года три назад отец одного из футболистов "Анжи" записал на видеокассету игру сына и отправил ее в офис "Брешии", надеясь получить отзыв о возможностях отпрыска и лелея мысль о возможном вызове того в итальянский клуб. С Апеннин вскоре пришел ответ: "Спасибо, в вашей команде нам очень понравился восьмой номер. У него неплохое будущее".

В футболке с восьмым номером на поле выходит капитан "Анжи"-2000 Нарвик Сирхаев.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Махачкала