Газета Спорт-Экспресс № 149 (2345) от 5 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

5 июля 2000

5 июля 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА

ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЦЕЛУЙ

Все зарубежные компании уже прекратили трансляцию из Роттердама, а голландские телевизионщики еще долго не отключали камеры на стадионе "Де Кейп". И продолжали показывать. Но не голы и опасные моменты финального матча, а то, что происходило на поле полчаса спустя после победного гола Трезеге. Новоиспеченные чемпионы Европы расположились прямо здесь же, на счастливом для них газоне, и пустили по кругу несколько бутылок французского вина. В это время их тренер Роже Лемерр сосредоточенно собирал - видимо, на память - и прятал в карманы... обрывки блестящей бумаги, оставшейся на траве после салюта в честь победителей.

Родиной футбола принято считать Англию. Но так уж получилось, что именно французы подарили человечеству сначала идею мировых, а потом и европейских чемпионатов. Вот Франция и "закрыла" первый футбольный век в ранге сильнейших. Как на планете, так и на континенте. Все логично.

Между двумя традиционными поцелуями Блана в лысину Бартеза в этой игре были три футбольных "поцелуя" Трезеге. Именно этот 22-летний нападающий, выйдя на замену на 76-й минуте, примерно четверть часа спустя головой сбросил мяч Вильторду, который непостижимым образом сравнял счет за 40 секунд до конца добавленного времени. Вторым знаменательным касанием Трезеге стал его удар... ногой в лицо итальянскому вратарю Тольдо. Это произошло уже в дополнительное время, когда нападающий рвался на добивание. Тольдо довольно долго приводили в чувство, но следы крови, размытые слезами, были видны на лице вратаря и после окончания игры. И, наконец, третье, золотое касание Трезеге. В какой-то момент мне показалось, что сейчас форвард не будет принимать пас Пиреса, а пропустит мяч (как он это элегантно сделал несколько минут назад) набегающему сзади партнеру. Но 20-й номер классно пробил сам и принес Франции победу.

Поскольку Трезеге по сногсшибательному контракту почти в 23 миллиона долларов отправляется играть за "Ювентус", его гол, похоронивший надежды всей Италии, приобретает особый смысл. Я подумал о спартаковском Робсоне. Представляете, он играет за сборную Бразилии и в финале чемпионата мира забивает, скажем, Филимонову решающий мяч. Как бы мы отреагировали? Все-все, уже слышу за окном сирену "скорой помощи". Согласен, больное воображение. Причем сразу по нескольким позициям. Но все же, почему не помечтать?

Тем более что президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков, несколько дней назад в Люксембурге со счетом 28:22 победивший мальтийца Джозефа Мифсуда в борьбе за право представлять Европу в исполкоме ФИФА, не исключает возможности проведения крупного турнира у нас. Правда, не чемпионата мира, а европейского первенства. В 2008 году. Оптимизм Колоскова основывается на том, что единственная пока серьезная заявка - совместная кандидатура Норвегии, Дании, Финляндии и Швеции. А УЕФА и ФИФА уже обожглись на пресловутом "футболе без границ". Все же хозяин должен быть один, как и в любом деле. Кстати, посмотрев на организацию дела в Бельгии и Голландии, говорю вам откровенно: мы бы так смогли. И даже гораздо лучше. Вот только стадионы нужны.

И еще нужна нормальная, грамотная самокритичная оценка происходящего в мировом футболе. Euro-2000 не прошел еще и трети своего пути, а мы уже стали получать скептические оценки наших домашних специалистов: мол, турнир - так себе, не открыл ничего нового. Этакий комментарий, сделанный с высоты крупных футбольных достижений России, что ли?

Да, великолепная физическая, техническая и тактическая готовность команд - в этом нет ничего нового. Согласен, борьбу до последних секунд мы тоже уже где-то видели. Торжество атакующего футбола над оборонительными схемами - и этим наших болельщиков со стажем не удивишь...

У музея Ван Гога в Амстердаме постоянно очередь. И чего стоят? Там же ничего нового.

Турнир можно считать удавшимся, когда не хочется, чтобы он заканчивался. На мой взгляд, вот главный критерий. И когда французы все же отыгрались на последних секундах, я (не знаю, как вы) ликовал исключительно потому, что футбол продолжается. Продолжался он, правда, недолго - всего 13 минут. Великий Пеле ошибся, сказав, что в этой игре все решат первые полчаса. Все решилось за 40 секунд до конца основного времени, когда исторический для Франции мяч забил Вильторд. Все. У итальянцев, отдыхавших на сутки меньше соперника, не осталось физических, а главное, моральных сил. Даже у Несты и Каннаваро.

Не веря, что такое может произойти с блистательным Каннаваро, я в репортаже даже углядел тактическую мудрость в действиях последнего, когда он у линии ворот не стал атаковать соперника. Я не мог поверить, что защитник, благодаря усилиям которого во многом и жила надежда итальянцев на успех, сам уже "не жилец". А ведь это был первый звоночек. И второй не заставил себя долго ждать. Уже следующий проход Пиреса - и Каннаваро просто не побежал за французом. И Пирес сделал пас на Трезеге...

И триумф французов. Рискну заметить, не просто сравнимый с триумфом двухлетней давности, но и превосходящий его. Тогда в финальном матче с Бразилией, по сути дела, не было Бразилии и был великий Зидан. Здесь была потрясающе отмобилизованная и сыгравшая свой лучший матч на турнире Италия, и был Зидан, неожиданно на один вечер совершивший переход из разряда футбольных небожителей в ранг простых смертных. В такой ситуации Франция должна была проиграть. Но произнесенные вскользь еще в первый день турнира и утонувшие в потоке похвал грандиозному Зизу слова Роже Лемерра вспомнились после финального свистка в Роттердаме. "Думаю, что за два года мне удалось научить команду играть и без Зидана - когда его нет на поле или когда у него не очень получается", - сказал тогда французский тренер.

Провидец, стопроцентно угадавший с заменами? Великий тренер? Но снова слышу голос критиков: "Конечно, когда у тебя на скамейке рвутся в бой такие орлы, как Вильторд, Пирес, Трезеге..."

И вот здесь мне уже нечего возразить. Тем более что Европа позади и время возвращаться к нашему чемпионату. Помните отчаяние персонажа песни Владимира Высоцкого: "Придешь домой - там ты сидишь!"

Берегите себя!

Роттердам - Амстердам