Газета Спорт-Экспресс № 148 (2344) от 4 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3
ФУТБОЛ |
EURO-2000. ФИНАЛ |
Игорь РАБИНЕР |
из Роттердама |
ДЕЛЬ ПЬЕРО ПРОГНЕВАЛ ФУТБОЛЬНОГО БОГА |
Хотите - верьте, хотите нет, но в то, что Франция победит, я твердо поверил на 58-й минуте. Когда недавний кумир Италии, а отныне ее изгой Алессандро Дель Пьеро после изумительного паса Тотти по центру вышел один на один с Бартезом - и пробил мимо ворот. 2:0 - такой счет при итальянской-то суперзащите "Трехцветные" ни за что на свете не отыграли бы. Но когда в финальном матче первенства Европы ты не используешь такой неумолимо голевой момент расплата должна последовать неотвратимо.
А ведь судьба, столь благосклонная к итальянцам на Euro-2000, милостиво предоставила Дель Пьеро шанс исправиться. Она повела себя, словно богатый отец, выписывающий своему непутевому гуляке-отпрыску, забравшемуся в несметные долги, чек на круглую сумму. В последний раз - в надежде, что тот все-таки начнет новую жизнь. Но когда деньги вновь оказываются безбожно промотанными, даже отцовское терпение лопается. "Я сделал для тебя все, что мог. Больше на мою поддержку можешь не рассчитывать", такую фразу наверняка мог бы произнести футбольный бог, когда на 84-й минуте Дель Пьеро получил суперпас от Амброзини но, вновь оказавшись наедине с Бартезом, бесхитростно пробил во вратаря. И пусть безыскусные французские навесы в эти минуты напоминали последнюю предсмертную судорогу, "чудесная" (именно так потом охарактеризует спасение своей команды Роже Лемерр) кульминация была неумолимо - и по-футбольному справедливо - внесена в сюжет.
- В душе мы уже готовились к празднику, - признался несостоявшийся автор победного гола финала Euro-2000 Марко Дельвеккьо.
- В футбол можно играть с предельной концентрацией 89 минут, а на последней чуть-чуть потерять бдительность и этого достаточно. Это и случилось с итальянцами, - высказался лучший по официальной версии PSI Net игрок матча Тьерри Анри.
Вместо шампанского, вкус которого уже почти чувствовали на губах итальянские футболисты, был плач навзрыд Деметрио Альбертини, который вряд ли получит еще один шанс выиграть такой турнир. Была адская печаль в глазах другого, еще более заслуженного ветерана - Паоло Мальдини, который дрожащими руками снял с себя серебряную медаль уже через несколько секунд после ее вручения. Так, кстати, поступили все итальянцы. А рядом можно было наблюдать восторженное безумие Вильторда-Спасителя, без всякого преувеличения, бившегося головой о помост в ногах у слегка иронично смотревшего на эту счастливую экзальтацию Зидана.
- Франция имела минимум голевых моментов, а мы дватри раза должны были удваивать счет. То, что мы не сможем выиграть, было написано где-то наверху, - едва не плача, произнес часом позже железный защитник Алессандро Неста.
Но разве это несправедливо? Разве не имело права то самое колесо Фортуны, что запредельно помогло "Скуадре адзурре" в полуфинальной встрече с голландцами, раскрутиться в обратном направлении? Разве Италия с ее игрой на Euro-2000 в целом, а не в этом конкретном матче, заслужила право именоваться чемпионом континента?
Самый зрелищный за многие-многие годы супертурнир на уровне сборных, турнир имени (а не памяти, как многие в последнее тоскливое футбольное десятилетие поторопились решить) Атаки, не мог закончиться победой команды-защитницы. Это противоречило бы всем канонам справедливости и нанесло бы мировому футболу непоправимый ущерб. У Италии сразу нашлись бы десятки адептов намного более бездарных, ибо копия всегда хуже оригинала. И эти подражатели без зазрения совести стали бы выпускать в стартовом составе семь игроков группы обороны, и лишь трех - группы атаки. Разнообразные "замки", "защепки", "капканы", "засовы" вновь приобрели бы губительный для футбола размах.
Теперь - после волшебства в исполнении Вильторда и Трезеге - такое вряд ли случится.
- Не буду скрывать, что считаю нашу победу торжеством атакующей футбольной идеи, эти слова Роже Лемерра были встречены аплодисментами почти всех журналистов. Исключение, разумеется, составили итальянцы.
НА РАДОСТЬ МИРУ ЛЕМЕРР ПОВЕЛ ФРАНЦУЗОВ ВПЕРЕД
А ведь после чемпионата мира-98 в нашем сознании закрепился постулат: "Франция играет от обороны". Не очень зрелищный стиль Эме Жаке, в котором "Трехцветные" выиграли домашнее первенство, настолько основательно засел в людской памяти (хотя был и разгром Бразилии в финале), что совсем новые черточки команды Роже Лемерра вплоть до Euro-2000 казались случайными. 5:5 в двух отборочных матчах с Россией, 3:2 в решающей домашней встрече с исландцами, которых при Жаке французы наверняка обыграли бы, скажем, 1:0...
Даже в матчах группового турнира чемпионата Европы, глядя на очень сбалансированный, но все же явно взявший вектор в сторону атаки французский футбол, мы подспудно с опаской ждали: вот-вот все встанет на свои места. Не встало. Конечно, сегодняшние чемпионы Европы далеко не так романтичны, как их соотечественники-предшественники 16-летней давности во главе с Мишелем Платини (ликовавшим вместе с Жаком Шираком в ложе для почетных гостей на "Де Кейп"). Но Лемерр, сохранив "спайку", взаимопонимание и коллективный дух времен Жаке, выдавил из сборной гнойник прагматизма.
- Я с самого начала работы со сборной дал себе слово - сделать акцент на атаке. И сегодня, разумеется, своим выбором не разочарован, - широко улыбаясь, заявил на пресс-конференции Лемерр.
Публика заодно с прессой, оценив новый (или "новый-старый", времен Платини Жиресса - Тигана?) облик "Трехцветных", стала с нетерпением ждать феерического финала: Голландия - Франция. Увы - не дождалась. Итальянцы заслуживают самых лестных слов за стойкость и характер, проявленные в полуфинале, - но своей победой по пенальти они лишили чемпионат незабываемого чудо-зрелища в решающем матче. И миллионы людей, кому важна была победа не какой-то конкретной команды, а атакующей игровой концепции, сразу оказались в болельщицком лагере Франции. И это - одна из самых больших заслуг Лемерра, который работает со сборной всего-то два года.
Три замены, которые и решили исход финала, - тоже подтверждение лемерровского наступательного акцента. Скажете, ситуация заставляла тренера идти ва-банк и выпускать одного форварда за другим? Может быть. Но "трехглавый дракон" французских нападающих - Анри, Вильторд и Трезеге, а в придачу к ним Пирес на месте левого защитника, не смотрелись хаотично-паническим вариантом. Они знали, что делать и куда бежать - хотя каждый из этих игроков на международном уровне довольно малоопытен и совсем не испытывать дрожи в коленках, наверное, не мог. В результате резервистам даже не потребовалась помощь Зидана. Сначала Трезеге выиграл верховую дуэль и вывел Вильторда на "расстрел" Тольдо. А в овертайме, после умнейшего паса Пиреса с лицевой линии, уже сам Трезеге неотразимо ударил в "девятку". Как будто именно такой вариант взаимодействия французы каждый день отрабатывали на тренировках!
Если бы команда Лемерра не любила атаковать и не знала, как это делается, она ни за что не смяла бы итальянских гениев обороны. Которые сумели изобрести схему, как - хотя бы частично - обезопаситься от великого Зидана, но оказались бессильны против атакующего порыва французской молодежи. Как волшебно предугадал его тренер - ведь выход на замену Анелька, на первый взгляд, смотрелся бы куда более логично.
"МОЖЕТ, ЛУЧШЕ ИГРАТЬ ПЛОХО?"
Самое парадоксальное, что в финале итальянцы не были похожи на самих себя. Если бы они с такой охотой шли вперед в предыдущих встречах Euro-2000, никто бы и не заикнулся о том, что победа команды Дино Дзоффа станет чуть ли не гибельной для футбола. Но абстрагироваться от прежних выступлений "Скуадры адзурры" - слишком свежи воспоминания - было невозможно. Хотя, например, пара форвардов из "Ромы" Тотти - Дельвеккьо делала для этого все возможное. А помогавший им Фьоре назвал финальный матч лучшим для его сборной на турнире.
- После матча с голландцами все говорили о том, что мы играли из рук вон плохо и нам жутко повезло, - сказал после финала один из его героев (помните сказочный пас пяткой на Пессотто перед первым голом?) Франческо Тотти. - А сегодня все было наоборот - но мы проиграли. Может, лучше играть плохо?
Нет, не лучше. Голландцы, превосходя Италию вчистую, не забили ей скорее не из-за великолепной игры Тольдо, Несты и Каннаваро, а из-за убийственного невезения. Так что яростные атакующие взрывы того же Тотти в дуэте с одноклубником были для Италии потребностью, а не излишеством.
Излишеством оказалась игра Дель Пьеро. 2 июля 2000 года стало окончательно ясно: в "матчах жизни" этому футболисту делать нечего. Форвард "Ювентуса", два года назад сенсационно проваливший чемпионат мира после блестящего сезона в клубе, и на Euro-2000 испортил своей команде все, что можно было испортить. Выйдя на замену в финале, он доказал: всего один гол с игры за последние полтора года в "Старой синьоре" - не случайность.
Бывшая звезда, к которой теперь более чем применима поговорка "молодец против овец" ("овцы" - это, к примеру, шведы), не просто загубил два голевых момента. Дель Пьеро проиграл почти все единоборства, ни разу не смог обыграть соперника один на один, беспрестанно ошибался в передачах, бил абы куда. А когда мяч пересекал центральную линию и переходил на итальянскую половину поля, туринец напрочь терял интерес к игре. На фоне бившегося, как лев, Тотти это смотрелось отвратительно. Как и на фоне Дельвеккьо, проводившего лишь пятый матч за национальную сборную (а в стартовом составе - первый!) и не только забившего, но и неутомимо терзавшего французскую защиту. Таких, как Дель Пьеро в финале Euro-2000, на футбольном жаргоне презрительно называют "мягкими игрушками". И вряд ли послематчевые стенания игрока перед журналистами помогут ему спасти репутацию. Наверное, весь Апеннинский полуостров будет встречать Дель Пьеро так, как Британские острова встречали после ЧМ-98 Дэвида Бекхэма. И поделом.
Далеко не лучшей получилась финальная игра и для главной французской (в отличие от Дель Пьеро, настоящей, а не погасшей) звезды - Зинедина Зидана. Но сравнивать футбол двух этих игроков в финале Euro-2000 - кощунство. Зидан в любом случае был хорош, и если мы остались им чуточку разочарованы, то только по его собственным, а не общепринятым меркам.
На пресс-конференции я спросил Лемерра, не разочарован ли он игрой Зидана в финале. Ответ получился уклончивым:
- От великого игрока всегда ожидают многого, - философски заметил тренер. - И при этом, скажем, не учитывают: Зидан выступает в Италии, соперники его знают прекрасно и придумывают хитрости для нейтрализации. И все равно он сыграл прекрасно, отдал множество острых пасов. Я им полностью удовлетворен.
Верно - Зидан ни в коем случае не провалил финал Euro-2000. Дело в другом: он не должен был допустить, чтобы спасителями Франции стали Вильторд, Пирес и Трезеге. В эти минуты он должен был не подыгрывать, а солировать. Такова его доля. Доля великих.
ХЭППИ-ЭНД ПРИ ХОРОШЕМ СУДЕЙСТВЕ
Но как бы то ни было, финал Euro-2000 поставил в конце турнирной "фразы" даже не точку, а восклицательный знак. Да, несостоявшийся матч Голландия - Франция, который все здесь называли не иначе как "финалом мечты", может быть, оказался бы зрелищнее. Но разве плоха была и та развязка, которую мы увидели?
Чудесное и стремительное, почти "манчестерское", превращение побежденного в победителя. Изумительные голы, главный из которых Трезеге ухитрился забить ударом с ходу левой ногой при том, что пас шел с левого же края (кто играл в футбол, поймет, насколько это сложно). Наконец, отличное судейство Фриска.
В отличие от арбитров, обслуживавших полуфиналы, швед не любовался собой и не упивался властью - он был незаметен на поле, что и служит высшей оценкой арбитража. Получив возможность несколько раз в начале матча предъявить нарушителям желтые карточки, он мудро этой возможностью не воспользовался - и тем самым не "иссушил" игру, не поставил футболистов перед необходимостью убирать ноги в единоборствах, опасаясь второго предупреждения. Соперники по финалу наверняка раз по 10 - 15 придерживали друг друга за футболки в пределах штрафной - но Фриску и в голову не приходило назначить по такому поводу пенальти и изуродовать главный матч турнира. То, что он был украшен классическим - беспристрастным и умелым - судейством, тоже свидетельство хэппи-энда. Суть которого - в том, что в честной борьбе и при увлекательном сюжете победила та команда, которая по всему турниру больше этого заслуживала.
Результат финала принес непередаваемое ощущение гармонии, красоты и справедливости. И лишний раз доказал: слухи о смерти футбола в исполнении национальных сборных оказались сильно преувеличенными.