Газета Спорт-Экспресс № 141 (2337) от 26 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

26 июня 2000

26 июня 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000 1/4 финала

КОМАНДА ПОРТУГАЛЬСКИХ ЗВЕЗД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КОМАНДУ-ЗВЕЗДУ

ТУРЦИЯ - ПОРТУГАЛИЯ - 0:2 (0:1)

Голы: НУНУ ГОМИШ (Фигу), 44 - 0:1. НУНУ ГОМИШ (Фигу),

56 - 0:2. Нереализованный пенальти: Ариф, 45+7 (вратарь).

РЮСТЮ

6,5

Витор Байя (к)

7,0

Тайфур

6,0

Жоржи Кошта

6,0

Огюн (к)

5,0

Фернанду Коуту

6,0

(Серген, 85)

б/о

Димаш

6,5

Фатих

4,5

Сержиу Консейсау

6,0

Алпай

5,0

Паулу Бенту

6,0

Хакан Ю.

5,5

Коштинья

6,0

Окан

5,0

(Паулу Соуза, 46)

6,5

(Октай, 62)

5,5

ФИГУ

8,0

Тайфун

5,0

Руй Кошта

6,5

Эргюн

5,5

(Нуну Капушу, 87)

б/о

Ариф

5,0

Жоао Пинту

6,0

(Суат, 62)

5,0

Нуну Гомиш

7,5

Хакан Ш.

5,5

(Са Пинту, 74)

б/о

Удаления

Алпай, 30 (удар соперника рукой)

-

Предупреждения

Окан, 33 (недисциплинированное поведение)

Хакан Ю., 58 (недисциплинированное поведение)

Огюн, 84 (недисциплинированное поведение)

Жоао Пинту, 29 (грубая игра)

Фернанду Коуту, 38

(грубая игра)

Руй Кошта (недисциплинированное поведение)

Коштинья, 41 (грубая игра)

Паулу Соуза, 61 (грубая игра)

2

Голевые моменты

10

8(3)

Удары (в створ ворот)

22(11)

1

Угловые

11

45

Владение мячом в %

55

Судья: Йол (Голландия).

24 июня. Амстердам. Стадион "Арена"

42 000 зрителей (вмещает 50 000)

Игорь РАБИНЕР

из Амстердама

ФУТБОЛЬНЫЙ БОГ НЕ МОГ ПОЗВОЛИТЬ ТУРКАМ ЗАБИТЬ ПЕНАЛЬТИ

Когда на седьмой добавленной к первому тайму минуте португальский вратарь Витор Байя отбил пенальти в исполнении Арифа, с облегчением вздохнула, наверное, вся футбольная Европа - естественно, за исключением болельщиков сборной Турции. Кто-то - скажем, жители многих крупных городов Голландии или Германии - из прагматических соображений: когда турки выигрывают важный матч, поющие клаксоны автомобилей их "местных" собратьев не дают людям спать всю ночь напролет. Ну а вздох облегчения большинства "старосветских" болельщиков был связан исключительно с футболом: если бы команда, которая за весь тайм два раза перешла центр поля, сравняла счет, это стало бы верхом несправедливости. Тем более и сам пенальти был далеко не стопроцентным: Ариф действительно успел к мячу раньше Фернанду Коуту, но рухнул на траву, не дождавшись контакта с ногой португальского капитана.

- Я не коснулся ни мяча, ни соперника, - возмущался потом Коуту. - Ариф "нырнул" заблаговременно, воспользовавшись тем, что оказался к мячу ближе, чем я. Хорошо, что арбитр хотя бы не поддался на уговоры соперников и не показал мне вторую желтую карточку.

Штатных пенальтистов у турок два: Ариф и Тайфур. Форвард "Галатасарая" заработал 11-метровый - а потому и отправился его забивать. Но Витор Байя был не один - из-за спины его согревала бесновавшаяся трибуна с португальскими болельщиками. Не она ли смутила турка? И когда Ариф мощно, но бесхитростно пробил почти по центру, вратарь не стал играть в угадайку. И преуспел.

В эту секунду матч, в сущности, закончился. Турки и в полном-то составе не могли предъявить португальцам никаких достаточно веских аргументов - а уж в меньшинстве (на 30-й минуте за вороватый тычок кулаком в грудь все того же Фернанду Коуту был удален Алпай) их мог выручить только пенальти. Голландский судья Йол - может быть, в качестве своего рода оправдания перед турками за раннее удаление - его назначил. И когда Ариф за какие-то секунды превратил свалившееся с неба счастье в горе, Турция оказалась в нокауте. Неудивительно: если даже в обычных ситуациях вся португальская игра строится на том, чтобы с помощью искусной перепасовки в той или иной зоне "разыгрывать лишнего", то теперь этот самый лишний и вправду появился!

- Незабитый пенальти стал решающим моментом, - сказал позже лучший игрок матча Луиш Фигу. - Соперник получил тяжелый психологический удар, а уйти на перерыв при счете 1:0 и в большинстве было для нас, конечно, крайне важно.

АКАДЕМИК ПРОТИВ ПРОЛЕТАРИЯ

Если в первом тайме на поле было хоть какое-то подобие соперничества (хотя португальцы, однажды забив, не реализовали еще три голевых момента), то после перерыва началось избиение. В воротах Рюстю могло побывать шесть, семь мячей - никто бы не удивился. Португальцы, подобно защитнику Жоржи Коште, ухитрялись не забивать даже с линии ворот!

Но это был не тот случай, когда напоминают о себе набившие оскомину футбольные законы. Уж слишком велика была разница в классе. Весь второй тайм словно бы шел спор о высоких материях между академиком и пролетарием. И обладателю мантии совсем не нужно было являть всю мощь интеллекта, чтобы выставить оппонента на публичное осмеяние.

И ведь сами-то португальцы после матча были недовольны собой - мягко говоря! Игроки вошли во вкус и оценивают собственный футбол по высшим меркам. И вот Фернанду Коуту говорит:

- Мы не показали спектакля, но добились результата. В следующий раз постараемся сыграть лучше.

А Коштинья добавляет:

- Сегодня, увы, в нашей игре красота уступила место прагматизму.

У того, кто видел второй тайм (да и первый в общем-то тоже), после этих слов наверняка отвалится челюсть. Если это - прагматизм, то что же тогда романтика?! И неужели сухое прагматичное выступление смогло бы побудить великого предшественника нынешних португальцев - Эйсебио - на то, чтобы встретить победителей у бровки поля и обнять каждого из них?!

Философия игры той или иной команды ярче всего проявляется в те моменты, когда она ведет в счете. Наблюдение, к примеру, за выигрывающими итальянцами - смертная тоска. Каким бы индивидуальным мастерством каждый из них ни обладал, в такие минуты выходцы с Апеннин превращают сами себя в единый и цельный - но до ужаса скучный - монолит стальной окраски. Пробить его сопернику невозможно - но невозможно и зрителю получить удовольствие. Чтобы понять, о чем речь, достаточно сравнить вторые таймы итальянского и португальского четвертьфиналов...

"ЗОЛОТОЙ МЯЧ" ДЛЯ ФИГУ НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ ВМЕСТЕ

А вот выигрывающая Португалия - футбольная песнь, карнавал футбольной любвеобильности.

- Мне нравится смотреть на то, как мои парни получают удовольствие от своей игры, - говорит главный тренер Умберту Коэлью. - Для португальского менталитета недостаточно достигнуть результата - надо еще и радоваться процессу его получения. А заодно и радовать публику.

Португалия со своим самым "футбольным" из всех возможных футболов стала своего рода символом чемпионата, равных которому по результативности не было уже два десятка лет. И Коэлью видит в этом закономерность:

- Вылет после первого этапа всех скандинавских команд и Германии показывает: сегодня техника становится более важным фактором в футболе, нежели физическая сила. Многие сборные выбирают "вертикальную" манеру, почти исключающую из игры полузащиту. Мы, наоборот, любим переходить от обороны к атаке, максимально используя среднюю линию. Конечно, любая система должна адаптироваться к тому подбору игроков, который у тебя есть, - но, полагаю, Португалия играть иначе не смогла бы в любом составе. Потому что она хочет получать удовольствие от игры.

Получив это самое удовольствие, португальцы заодно в пух и прах развеяли стереотип, что не способны классно играть против вязких и цепких соперников, лишающих их оперативного простора в атаке. Еще как способны! Когда класс каждого футболиста значительно выше, чем у соперника и игроки эти выходят на поле не для демонстрации собственных талантов, а для помощи друг другу - никакой "бетон" не выдержит. По этому поводу красноречиво высказался Фигу, которого спросили, реально ли ему получить в сезоне-2000 "Золотой мяч" лучшего футболиста Европы.

- Сейчас я об этом думаю меньше всего, - сказал замечательный португальский футболист. - Хотя бы потому, что в конечном счете то, кому достанутся индивидуальные призы, решают игра и результат команды. Представляете, насколько больше шансов на эти призы у людей, выигравших такой турнир!

А форвард Са Пинту добавляет:

- Если мы выйдем в финал и тем более выиграем его, то Фигу точно получит "Золотой мяч". Мы все этого очень хотим. И верим, что вполне возможно добиться обеих целей - и выиграть чемпионат Европы, и сделать Фигу лучшим футболистом континента. Мы понимаем: две эти вещи во многом взаимосвязаны.

Уже сейчас можно сказать одно: сборной Португалии, состоящей из двух десятков потрясающе одаренных людей, удалось то, чего не удалось в мае хоккейной сборной России. А именно - сделать из команды звезд команду-звезду.

БРИЛЛИАНТ, СВЕРКАЮЩИЙ В ДОСТОЙНОЙ ОПРАВЕ

О Фигу нельзя не поговорить особо. Впрочем, о плеймейкере "Барселоны" надо не говорить, а петь. А этого на газетной полосе я при всем желании сделать, увы, не могу...

Так, как он, в футбол давно уже не играет никто. Один из критериев тренерской мудрости заключается в том, чтобы тактическая система не "душила" гения, а, наоборот, развязывала ему руки для подвигов. Несклонный к самодурству и диктатуре Коэлью мудр - оттого и предоставил своему "каталонцу" полную и абсолютную свободу. Других до такой степени находящихся вне каких-либо схем и директив игроков я в конце XX века не знаю и не представляю.

Первые минуты Фигу провел, как обычно, справа. Коэлью все-таки вышел из положения, найдя место в стартовом составе автору хет-трика в матче с Германией Сержиу Консейсау - хавбек "Лацио", на свою беду, тоже являющийся правым полузащитником, был переведен на тот же фланг обороны. О Господи, какой водопад должен был обрушиться на несчастных турок на их левом крае!

Тренер Мустафа Денизли об этом тоже подумал - его игроки сгруппировались так, что по "суперзвездному" флангу к их воротам стало не подойти. Фигу понял это раньше всех - и вдруг оказался слева. Потом в центре. Потом опять слева. Это Коэлью предусмотрел - иначе не начал бы форвард Жоао Пинту тут же смещаться на место правого полузащитника во время атак турок. Каждый новый маневр лидера тут же влек за собой перестроение всей схемы - при том, что логика и свобода этих маневров была полностью отдана на откуп самому Фигу. В этом-то и заключается тренерский дар!

- Сила нашего футбола - именно в перемещениях, - говорил потом Фигу. - И тренер просит нас как можно больше двигаться, меняться местами, запутывать и сбивать с толку соперника. Я могу находиться где угодно - справа, слева или в центре, - но точно знаю: если мы теряем мяч, при любом раскладе оборонительных "дыр" нет. Все продумано.

Рассчитывая на могучий футбольный интеллект полузащитника "Барселоны", Коэлью попал в "десятку". Две фантастические голевые передачи Нуну Гомишу были сделаны Фигу с "родного" правого фланга - но хавбек незаметно и коварно оказывался там именно в те моменты, когда всем казалось: теперь он уже точно перешел налево. Облапошенные турки делали более разреженным пространство на левом крае обороны, перебрасывая одного из игроков поближе к новому месту дислокации Фигу - а тому только этого и нужно было. Расправиться с соперником один на один для него никогда не было проблемой - что он и подтвердил при втором голе, когда заставил Хакана Юнсала неуклюже упасть на траву и с бессильным ужасом в глазах наблюдать за экзекуцией вратаря. Фигу всем своим видом показывал, что будет бить, а сам лукаво катнул мяч на пустые ворота Нуну Гомишу. И тот не смог бы не сделать дубль, даже если бы почему-то безумно этого захотел.

Всем стало интересно: неужели португальцам удастся второй хет-трик в двух матчах (напомню: с ван Бастена на Euro-88 до Сержиу Консейсау по три гола за игру в финальных турнирах чемпионата Европы не забивал никто)? И хотя 23-летний Гомиш, который взял псевдоним в честь знаменитого португальского бомбардира 80-х Фернанду Гомиша, не использовал один шанс за другим, впечатление было однозначным: рано или поздно он забьет. И тут Коэлью его заменил!

Сам тренер на пресс-конференции сказал, что молодой форвард "Бенфики", до Euro-2000 не забивавший за сборную вообще ни разу, устал. Но это была явная отговорка - истинный мотив поступка педагога заключался совсем в другом. Нуну Гомиша заменили, чтобы он преждевременно не задрал нос. Этой заменой после нескольких нереализованных моментов Коэлью вернул нападающему ощущение неудовлетворенности собой. Сделал из сытого футболиста вновь голодного. И послематчевая фраза самого Гомиша это только подтвердила:

- Я мог забить и третий мяч, и четвертый - но не сделал этого. Будем считать, что я приберег эти голы на следующий матч - полуфинальный!

КОЭЛЬЮ ХОЧЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ С ФРАНЦИЕЙ,
ПОТОМУ ЧТО... ЖЕНАТ НА ФРАНЦУЖЕНКЕ

И португальские игроки, и главный тренер - все как один не поддались на уговоры журналистов "выбрать" себе по футбольным характеристикам полуфинального соперника из пары Франция - Испания. Ответ был сколь стандартный, столь и справедливый: "На таком этапе все очень сильны. И если хочешь стать чемпионом, надо обыгрывать всех". Шутливой - и очень неожиданной - оказалась лишь реплика Коэлью. Главный тренер сказал:

- Я женат на француженке. Поэтому, так и быть, отвечу на ваш вопрос: предпочел бы видеть соперником сборную Франции.

... 16 лет назад сборная Португалии добилась своего самого крупного достижения в чемпионатах Европы - вышла в полуфинал. Где проиграла будущим чемпионам, а именно, французам - 2:3.

Достижение повторено. Но сегодняшние португальцы, которые за две недели Euro-2000 поняли, в какой футбол умеют играть и чего могут добиться, никогда в жизни не удовлетворятся дублированием рекорда. Или вы не верите Фигу, который говорит:

- Мы приехали сюда для того, чтобы быть в финале. И думаем сейчас только об этом.