Газета Спорт-Экспресс № 138 (2334) от 22 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

22 июня 2000

22 июня 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000

ПОРТУГАЛЬСКИЕ ДУБЛЕРЫ ПРЕВРАТИЛИ НЕМЕЦКУЮ ТРАГЕДИЮ
В ПОШЛЫЙ ФАРС

ПОРТУГАЛИЯ - ГЕРМАНИЯ - 3:0 (1:0)

Голы: СЕРЖИУ КОНСЕЙСАУ (Паулета, Руй Жоржи), 36 - 1:0. СЕРЖИУ КОНСЕЙСАУ, 54 - 2:0. СЕРЖИУ КОНСЕЙСАУ (Нуну Капушу), 71 - 3:0.

Педру Эшпинья

6,5

Кан (к)

4,5

(Ким,90+1)

б/о

Линке

4,0

Жоржи Кошта

6,0

Ремер

4,5

Руй Жоржи

6,5

Новотны

4,5

Фернанду Коуту (к)

7,0

Маттеус

5,5

Бету

6,0

Дайслер

5,0

Паулу Соуза

6,0

Баллак

4,5

(Видигал, 71)

5,5

(Ринк, 46)

5,5

СЕРЖИУ КОНСЕЙСАУ

8,0

Хаманн

5,5

Коштинья

6,0

Шолль

5,0

Нуну Капушу

6,5

(Хесслер, 60)

5,0

Са Пинту

7,0

БОДЕ

5,5

Паулета

6,5

Янкер

5,5

(Нуну Гомиш, 67)

5,5

(Кирстен, 69)

5,0

Удаления

-

-

Предупреждения

Бету, 28 (грубая игра)

Баллак, 26 (грубая игра) Янкер, 26 (грубая игра) Дайслер, 86 (грубая игра) Ринк, 90+2 (грубая игра)

5

Голевые моменты

2

11 (4)

Удары (в створ ворот)

14 (4, 1 - штанга)

4

Угловые

7

41

Владение мячом в %

59

Судья: Йол (Голландия).

20 июня. Роттердам. Стадион "Де Кейп". 50 000 зрителей (вмещает 50 000)

Игорь РАБИНЕР

из Роттердама

КРЫСЫ, БЕГУЩИЕ С ТОНУЩЕГО КОРАБЛЯ

"Футбол - игра, в которой участвуют 22 футболиста, а побеждают всегда немцы". Эту крылатую фразу, авторство которой чаще всего приписывают знаменитому английскому бомбардиру Гари Линекеру, пора сдавать в архив. Похоже - всерьез и надолго. Даже в Германии никто не надеялся, что действующий чемпион Европы продлит свои полномочия еще на четыре года, но никому и в голову не могло прийти, какой позорной окажется процедура сложения полномочий. Португальские дублеры, многие из которых в этот день сыграли на Euro-2000 свой первый и последний матч, с детской непосредственностью открыли всем глаза на глубину той пропасти, в которую падает немецкий футбол. Три результативных удара Сержиу Консейсао прозвучали, подобно легендарному выкрику сказочного персонажа: "А король-то голый!". И, как та толпа, во вторник вечером злорадно расхохоталась вся футбольная Европа.

Признаюсь, что никогда не испытывал симпатии к германскому футбольному почерку сухому, механическому, лишенному радости и красоты. Воздействующему на разум, а не на чувства. Футбол создан для того, чтобы доставлять удовольствие, а извечная немецкая формула "Воля, работа, дисциплина" ставила совсем иную цель добиваться результата, не завораживая игрой. Такого чемпиона - как, впрочем, любого победителя - можно и должно уважать. Но любить - никогда. И потому заработанные, но вряд ли заслуженные (чувствуете разницу?) триумфы немцев в 82-м и 86-м над французами, в 96-м над хорватами и англичанами я воспринимал почти как собственную трагедию.

Но при этом всегда преклонялся перед тем, что до вчерашнего дня именовалось немецким духом.

Ни одной европейской сборной за 40 лет существования первенства континента не удалось выиграть его больше одного раза. Кроме немцев, побеждавших трижды. Более того, за последние 20 лет они играли в финалах чемпионатов мира и Европы 6 (только подумать шесть) раз!

Глядя на то, как бездарно и смиренно сборная Германии-2000 давала себя избивать португальцам без Фигу и Руя Кошты, даже антагонист немецкого футбола не мог не почувствовать боли. Сегодняшние игроки как будто задались целью разрушить ту репутацию, которую десятилетиями по крупицам создавали их деды, отцы и старшие братья. Ужас не в том, что немцы на Euro-2000 плохо играли в футбол. Это порой случалось и раньше. Но никогда прежде команда Германии не бывала столь бесхарактерной.

Бедолага Кан после матча очень точно определил всеобщее настроение: "Мне стыдно. И за себя, и за всю команду". Вот только, судя по всему, вратарь был одним из немногих в немецкой сборной, кто испытывал это чувство.

После игры я совсем не удивился, когда немецкий коллега рассказал мне такую вот историю. Утром в день матча три основных футболиста - Баббель, Йеремис и Циге - подошли к главному тренеру Риббеку, дружно пожаловались на травмы и заявили, что играть не смогут. При этом предыдущим вечером все трое тренировались и были здоровы как быки.

Все стало ясно: три игрока знали, какие настроения царят в команде, и решили избежать участия в позоре. А если называть вещи своими именами - повели себя как крысы, первыми бегущие с тонущего корабля.

Было безумно жалко немецких болельщиков, которые в этот вечер заняли целую трибуну роттердамского "Де Кейп". С каким отчаянным вдохновением они поддерживали своих это надо было видеть! До последнего не могли поверить в то, что немцы, их соотечественники, способны быть такими равнодушными. И только после третьего гола раздался коллективный, жуткий, оглушительный свист. Свист боли и отвращения. "Это не моя команда! - гневно воскликнул молодой немецкий болельщик, к которому я подошел, чтобы выразить слова сочувствия. - Мне на нее наплевать! Моя команда - это "Штутгартер Киккерс". Пусть она играет сейчас во втором дивизионе и не хватает звезд с неба, ее игроки никогда бы не позволили себе того, что сделали эти..."

Узнав, что я из России, житель Штутгарта мрачно заявил: "Я вам завидую: уж лучше вообще сюда не приезжать, чем испытывать то, что переживаем сейчас мы".

МАТТЕУС НЕ ЗАСЛУЖИЛ ТАКОГО ФИНАЛА

Он прошел в командный автобус через смешанную зону, даже не оглянувшись. За эти несколько секунд растаяли надежды сотен журналистов, стремившихся узнать и понять чувства человека, который только что провел свой 150-й - и теперь уже наверняка последний матч за сборную. И который, кстати, был единственным, кто до финального свистка не успокаивался - кричал на партнеров, бешено жестикулировал. Вот только партнеры, люди другого поколения, его не слышали и не хотели слышать.

После первой игры с румынами (кстати, принесшей немцам единственное очко на турнире) 39-летний либеро, частенько не успевавший за развитием событий, стал козлом отпущения для всей Германии. На площадях, где народ коллективно смотрел матчи, жгли футболки и трусы с его номером. Пресса ела недавнего кумира заживо.

Как же это было нелепо и несправедливо! Два последующих матча показали: дело было совсем не в Маттеусе. Внимательно за ним наблюдая во время встречи с португальцами, я с изумлением выяснил для себя, что среди немцев лучше него не играл никто! И ляпы других защитников он подчищал добросовестно, и передачи длинные делал, в отличие от партнеров, каллиграфически точные, и даже, как в былые годы, рвался в атаку и зарабатывал опасные штрафные... Лишь однажды старика слегка унизили: когда Нуну Капушу, совершая очередной роскошный проход, легонько пробросил мяч Маттеусу между ногами. Но единичную оплошность ветерана было не сравнить, скажем, с действиями левого защитника Линке, в чьи обязанности входила нейтрализация Сержиу Консейсау. Или всех до единого полузащитников, передвигавшихся по полю, как будто на ходулях. Убежден: более тихоходной команды, двигавшейся и мыслившей со скоростью замедленного телеповтора (даже в лучшие для себя первые полчаса матча!), я на международном уровне не видел уже много лет.

Пару лет назад Анатолий Байдачный, только что принявший "Жемчужину", после унылой нулевой ничьей с "Тюменью" на пресс-конференции сказал о своих игроках: "Люди из прошлого!" Сборная Германии на Euro-2000 - тоже люди из прошлого. Впрочем, оговорюсь: к тому прошлому, в котором были Бразилия-58, Голландия-74 и Франция-82, эта команда не имеет никакого отношения. Речь совсем о другом - так, как нынешние немцы, в футбол давно уже никто не играет.

А Маттеуса - единственного в этой команде - по-настоящему жаль. Он бился до конца - как когда-то бились Клинсманн, Бреме, Феллер, среди которых Маттеус был вожаком.

Можно ли придумать что-то более несправедливое, чем такой финал карьеры великого футболиста?

ПОРТУГАЛИЯ - ЭТО БРАЗИЛИЯ СЕГОДНЯ

Зато игра Португалии - это была песня! Ею можно и нужно было любоваться и наслаждаться. Футболисты ласкали мяч, как любимую игрушку, которую ребенок ни за что не отдаст, даже на мгновение, чужому дяде. Они устраивали издевательские квадраты минут на пять, когда по три-четыре немца носились - пыхтели между ними, беспомощно стараясь прекратить это истязание. Они сами наслаждались собственной обводкой, пасами, ударами - но при этом не гнушались черновой работы. Можно было сойти с ума, когда уже после хет-трика Сержиу Консейсау сделал чудовищный рывок к своим воротам и у лицевой линии в подкате отобрал мяч у Ринка.

Во втором тайме сборная Португалии воскресила в моей памяти бразильцев 80-х. Такого кайфа от собственного футбола столь явственно с тех пор не получал никто. Я неоднократно видел нынешнюю сборную Бразилии - и два года назад во Франции, и совсем недавно в товарищеском матче с англичанами. Уверен: португальцы 2000-го - гораздо большие бразильцы, чем сами бразильцы. Поразительно, но такое ощущение возникло в день, когда самые одаренные из этого фейерверка талантов - Фигу и Руй Кошта - не играли!

Сержиу Консейсау, Нуну Капушу, Паулета - какие же, как выяснилось, искусники просиживают на португальской лавке! Защитник "Эвертона" Абел Шавьер, вместе с еще восемью основными игроками проведший этот матч среди запасных, позже тревожился:

- Теперь у нашего тренера возникнет очень серьезная проблема. Кого ставить на четвертьфинал с турками? У нас на поле уже выходили все 22 футболиста. И назовите мне хотя бы одного, который не заслужил место в стартовом составе. Головная боль Умберту Коэлью предстоит такая, что я ему, если честно, не завидую.

Сам Коэлью, кстати, на пресс-конференции мгновенно разуверил тех, кто посчитал, будто тремя голами хавбек "Лацио" Сержиу Консейсау, в первых двух встречах выходивший на замену, забронировал себе место среди первых одиннадцати. "Он имеет точно такие же шансы выйти на поле, как и остальные игроки", - заявил тренер. И на вопрос, не видит ли он проблемы в том, как "скрестить" двух классных правых полузащитников - Фигу и Сержиу Консейсау, ответил: "Не вижу. Проблема была бы в том случае, если бы у нас не было Фигу и Сержиу Консейсау".

Сборная Португалии стала лишь третьей командой в истории чемпионатов Европы, не потерявшей в групповом турнире ни единого очка. Но прав Коэлью, который на пресс-конференции ничем не выдавал своего душевного ликования: "футбол - такая игра, в которой ты сегодня выиграл, а завтра так же можешь и проиграть. Конечно, я удовлетворен, но даже такая победа не может лишить нас хладнокровия и бдительности".

Коэлью знает, о чем говорит. Почти так же португальцы блистали на первом этапе Euro-96. И тоже заняли первое место в группе. После чего были безжалостно "съедены" осторожными и работящими чехами.