Газета Спорт-Экспресс № 130 (2326) от 13 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

13 июня 2000

13 июня 2000 | Теннис

ТЕННИС

ROLAND GARROS

КУЭРТЕН

БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО ПОСЛЕ ВТОРОЙ САМБЫ

Евгений ФЕДЯКОВ

В июне 97-го, после того как никому не известный тогда Густаво Куэртен в финале Открытого чемпионата Франции разгромил великого испанца Серхи Бругеру, казалось, что внезапно вспыхнувшая звезда первого в истории Бразилии чемпиона турнира "Большого шлема" так же быстро и погаснет. Но время шло, а худощавый жизнерадостный Гуга - это дружеское прозвище Густаво уже давно известно в теннисном мире - отнюдь не собирался уходить туда, откуда пришел: наоборот, он постепенно превратился в одно из самых заметных действующих лиц АТР Tour. И вот три года спустя после первого триумфа Куэртена в Париже вторая его победа, одержанная с 11-го чемпионат-пойнта в финальной схватке со шведом Магнусом Норманом, воспринимается уже как абсолютно закономерная.

Это был фантастический финал, в котором победы были достойны оба. Однако симпатии большинства зрителей на Центральном корте Roland Garros все-таки были на стороне бразильца. Секрета тут нет - Куэртен уже давно проявил себя как яркая личность. Он неизменный участник благотворительных программ АТР Tour, в прошлом году был признан лучшим спортсменом года в Бразилии. А у болельщиков других стран вызывает симпатию тем, что никогда не маскирует свои чувства. На лице Густаво всегда легко прочитать, выигрывает ли он матч или находится на грани поражения, как это было в четвертьфинале против Евгения Кафельникова и полуфинале против Хуана Карлоса Ферреро. Теннис Куэртена искренен, и за эту искренность судьба в воскресенье наградила его второй победой на Roland Garros и первым местом в чемпионской гонке АТР. Можно представить себе, что творилось на родине чемпиона после этой самбы в Булонском лесу!

Нам Roland Garros-2000 запомнится тем, что здесь были установлены два российских рекорда: 9 участниц женского одиночного разряда и 2 четвертьфиналиста в мужском. Не так уж и плохо, если учесть, что Кафельников и Сафин проиграли двум сильнейшим на данный момент теннисистам мира.

Наверное, организаторы Открытого чемпионата Франции теперь жалеют, что в целях обеспечения более комфортных условий в подтрибунных помещениях Центрального корта в этом году им пришлось сократить на нем примерно 1200 зрительских мест (согласно официальным данным, теперь главная арена Roland Garros вмещает 15 166 человек). Трудно представить, сколько теннисных фанов мечтали вживую посмотреть заключительный матч турнира между Густаво Куэртеном и Магнусом Норманом. Ну а счастливчики, которые побывали на этом теннисном спектакле, наверняка запомнят его надолго.

Норман и Куэртен шли к финалу разными темпами. Если скандинав сметал со своего пути одного соперника за другим - в шести предыдущих матчах лишь Марат Сафин сумел оказать будущему финалисту достойное сопротивление, - то южноамериканцу пришлось преодолеть два тяжелейших барьера. В четвертых сетах четвертьфинала против Евгения Кафельникова и полуфинала против Хуана Карлоса Ферреро бразилец, отстававший к тому времени 1:2 по партиям, первым проигрывал свою подачу и только каким-то чудом умудрялся спастись. Физические кондиции Куэртена оставляли желать много лучшего, и неудивительно, что в воскресенье он решил не соревноваться с Норманом в затяжных обменах ударами на задней линии, а при первой возможности обострять игру. Такая тактика сразу же стала приносить успех. К тому же славящийся своим спокойствием швед был просто не похож на себя, давая волю нервам по любому поводу. В итоге первая и вторая партии - без всяких вопросов за Куэртеном. Но в третьем сете положение на корте стало меняться. Бразилец подустал, а его соперник, наоборот, усилил давление. Проигрывая - 2:4, Куэртен допустил двойную ошибку, а на брейк-пойнте затем проиграл еще одно обидное очко, в то время как швед взял свою подачу всухую.

Начало продолжавшейся 96 минут четвертой партии снова не предвещало Густаво ничего хорошего. Он проиграл пятый гейм подряд. И хотя после этого Куэртен смог сравнять счет, Норман снова взял его подачу, а затем и свою. Опять 4:2 в пользу шведа. Что произошло с Норманом в этот момент - позволил ли он себе расслабиться или просто устал - так и останется неизвестным. Но как бы то ни было, все снова повернулось на 180 градусов. Теперь уже Куэртен не только догнал своего оппонента, но и сам вышел вперед - 5:4. Более того, в 10-м гейме при счете 15:40 на подаче шведа линейный судья зафиксировал аут после удара Нормана. Куэртен уже пошел пожимать сопернику руку, но главный арбитр посчитал по-иному, фиксируя, что мяч все-таки задел линию с внешней стороны.

В общей сложности в этом матче Норман сумел отыграть 10 чемпионат-пойнтов, из них 3 - в 9-м гейме, 4 - в 11-ми еще 3 - на тай-брейке, причем последний - на подаче Куэртена. Но на 11-м Магнус все-таки ошибся - мяч после его удара справа в очередной раз ушел немного за пределы корта.

Хотя у Куэртена не было сил радоваться по-настоящему, он все-таки взобрался в ложу для гостей игроков, где находился Ларри Пассос, его тренер с 1989 года. Кубок мушкетеров - приз, традиционно вручаемый победителю турнира в мужском одиночном разряде, изможденный, но счастливый чемпион получил из рук Бориса Беккера, который сам ни разу и не владел этим трофеем.

- Вы часто вспоминали первый матч-пойнт? - пресс-конференция Куэртена началась именно с этого вопроса.

- Конечно, ведь в тот момент я уже подумал, что матч окончен. И с каждым новым матч-пойнтом я просто не мог не думать об этом. Кстати, я впервые в жизни спорил с судьей в такой ситуации. Но только потому, что для меня было очевидно: мяч попал в аут.

- Как вы ощущаете себя в качестве лидера мировой классификации?

- Весьма неплохо, но для меня гораздо важнее было выиграть Roland Garros. Я очень хотел сделать это во второй раз. Ну а теперь, естественно, приложу все усилия к тому, чтобы оставаться на первом месте в чемпионской гонке как можно дольше.

- Можно ли сказать, что это была самая эмоциональная игра в вашей жизни?

- Я никогда не сравниваю свои матчи с точки зрения эмоций, которые сегодня действительно били через край. Могу одно сказать - 11-м матч-пойнтом я победил впервые. Раньше, как правило, обходился максимум тремя-четырьмя.

- Какой момент на вашем турнирном пути в этом году был самым тяжелым?

- Матч против Кафельникова. Я буду вспоминать его как страшный сон. Евгений полностью контролировал ситуацию, и только каким-то чудом все вдруг переменилось.

- Вы ожидаете горячего приема на родине?

- Еще бы!

- Вероятно, теперь вы попытаетесь блеснуть и на Уимблдоне?

- Конечно. Однако мои главные цели в этом году теперь - Кубок Дэвиса и Олимпийские игры. Эти турниры сопровождает особенная атмосфера.