Газета Спорт-Экспресс № 102 (2298) от 10 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

11 мая 2000

11 мая 2000 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

КОНЕЦ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

Впервые за 46 лет участия в мировых первенствах наша национальная команда не попала даже в восьмерку лучших

НЕУЖЕЛИ ПОМЕНЯЛАСЬ ГРУППА КРОВИ?

Владимир МОЗГОВОЙ

из Санкт-Петербурга

Нашей сборной удалось невозможное. "Все покрылось медным тазом", как сказал поэт. Но если мы не истеричные барышни, а репортеры-профессионалы, то дело свое делать должны. Чемпионат продолжается, выходит на пик. По другому маршруту и без нашего участия, но - выходит. Куда ж ему деться.

Хвала Господу, сборная России в пятом своем (и четвертом бездарном) матче перевела ситуацию из трагедии в область фарса, ибо иначе как фарсом игру с белорусами назвать было нельзя. Что позволяет посмотреть на происходящее с долей иронии.

Народ-то в пресс-центр до сих пор прибывает! После чего начинает пребывать в ошалевшем состоянии. Это мы, давние сидельцы, "ко всему привыкши". А им каково?

Один наш коллега из далекого сибирского города трое суток отсыпался в поезде, прибыв на Московский вокзал Санкт-Петербурга утречком 7 мая и пребывая в полном неведении по поводу последних событий (да и что особенно интересного может быть в "предвариловке"?). Первым встреченным ими питерским жителем оказался, естественно, милиционер. Как он ему не врезал после сообщения о наших "успехах", сам до сих пор не понимает. Видимо, не поверил.

На матче с командой Белоруссии бедолага с вытаращенными глазами просидел все три периода (вернутся ли очи в изначальное положение, не знаю). Слов, даже просившихся по случаю, не было. Не находилось.

Жаль, не сфотографировал. Наверняка получился бы снимок года.

СЛЕЗЫ КАПАЛИ

Было, каюсь. Ничком в траве, слезы и роса (уже под утро), злосчастный четвертьфинал футбольного чемпионата мира с Уругваем, в ушах стучит: "Кубильяс, Эспарагго" - не плачь, дядя, не ты один сиротка. Если бы это утешало, да и не дорос еще я в те времена до дяди. Но, главное, тогда, 30 лет назад, одна разумная мысль явилась во всей своей беспощадной ясности: жизни моей не хватит, чтобы сборная стала чемпионом мира. Естественно, по футболу.

По поводу хоккея слез не было. Никогда. Первую табличку каллиграфическим своим почерком написал-расчертил отец перед Любляной-66, самым естественным образом поставив "СССР" под номером первым; я заполнял. Между прочим, и с этого начинается Родина. Можно много твердить про национальную гордость и искать формулировку общенациональной идеи, а можно просто заполнять нашу строку только красным (без всякой идеологической подкладки: красным - победа, черным - поражение).

Случалось и черное, чего уж там. Как нелепый случай, досадная осечка, как нечто преходящее. Сегодня проиграли - завтра всех сделаем.

Все долго продолжается, но быстро проходит. Только вот чувство реальности в эти странные 90-е никак не наступает. Мы же великие. И надо-то всего - собрать всех и показать, наконец, всему миру, что такое наш хоккей. Так хлопнуть, входя в новый век, дверью, чтобы стекла зазвенели.

Показали. Хлопнули. Звенит.

Может, какой-нибудь пацан в забытом всеми уральском городке, уронив слезу, утешился тем, что всей стране, не только ему одному, больно, и подумал, хватит ли его жизни на то, чтобы увидеть сборную России первой...

Слишком мрачно? Да нет, зеркало не кривое. Не врет.

Они-то уедут, а нам со всем этим - оставаться.

ТЕ ЖЕ, НО ДРУГИЕ

Слегка перефразируя упоминавшегося уже в этом тексте замечательного Игоря Иртеньева, "приезжал зачем-то Павел. Десять дней мозги всем парил".

Не в Паше Буре дело. Вернее, не только в Паше. И не только в самодовольных чиновниках, слишком мягком тренере, восторженных журналистах (что, не так?), стечении обстоятельств, невезении и еще Бог знает в чем.

Дело в группе крови. Она поменялась. Они просто - другие. Они не виноваты. Но знать, что они - другие, надо.

А как же опрокинутое лицо Валеры Каменского после матча со швейцарцами? Идущие от сердца слова Игоря Кравчука после белорусского фиаско? Разве они, с которыми мы общались, формально и неформально, не те же простые наши ребята, сохранившие в душе нормальные человеческие чувства и не растерявшие патриотизма?

Большой вопрос. В искренности того, что приехали защищать честь России, не сомневаюсь. Но подсознание работает, видимо, само по себе. Оно уже из другого, параллельного мира. Которому "энергия отчаяния" не присуща.

Тойво Глумов, герой великих братьев Стругацких ("Волны гасят ветер"), оставаясь для матери тем самым все понимающим сыном, уходит - безвозвратно - в иные миры, которые его зовут; он еще помнит, как догорает ночной костер у реки, но забудет; это самое страшное.

На фразу Павла Буре в Пулковском аэропорту: "я слышал, что Санкт-Петербург - красивый город", - никто не обратил внимания, а жаль. Ее мог сказать Фил Хаусли или Здено Хара, но не капитан сборной России.

КТО ДЕРЖИТ ПАУЗУ

Хоккей - это игра без передач, комбинации - запрещены, игрок обязан расстаться с шайбой лишь в случае исключительной необходимости. Такого странного хоккея сборная России (о СССР молчу) не показывала никогда, в каком бы состоянии ни находилась. Ни спьяну, ни с похмелья.

Мы играли так, как сейчас в мире не играет никто. Даже японцы, и те пару раз продемонстрировали высокий изыск, сыграв на паузе, когда соперник загипнотизирован, запутан, и остается только сделать последний изящный росчерк. Наша звездная команда не продемонстрировала это ни разу, расписавшись в полной беспомощности. Матч с французами - исключение. Они, похоже, попали под магию имен. А если бы знали, с кем имеют дело...

Такой вот конец великой эпохи. Мы еще много чего услышим. Будут, наверное, и сенсационные откровения. Но все это уже детали, антураж, "после драки". Охоты перемывать кости, право, нету никакой. Но птичку тем не менее жалко.

Эта сборная могла стать последней великой советской командой. А стала пародией.

Последней великой командой останется магнитогорский "Металлург", в феврале в Лугано взявший второе подряд европейское золото; уже на сходе, на усталости и исчерпанности, походу дела обыгравший чемпионов Швеции, Финляндии и Чехии (со всеми "сборниками" в составах). Помните, как "Магнитка" вытащила полуфинал с великолепным ТПС? До 45-й минуты проигрывала 0:3, но в ситуации вроде бы абсолютно безнадежной ни разу не сбилась на бессмысленный навал. Душа пела, только вот победу эту как бы и не заметили, в предвкушении другой, великой.

Не ценим, что имеем.

ТАК НЕ БЫВАЕТ

Отдаю должное старейшине спортивного журналистского цеха Питера, ветерану "СЭ" Сергею Борисовичу Струнину, который после первой же проигранной россиянами встречи выступил в роли андерсеновского мальчика, совершенно искренне сказав, что король-то голый.

Не он один, конечно, видел. Но нет - уверен - ни одного человека, даже из самых отъявленных скептиков, который бы предвидел дальнейшее. Ибо так - не бывает.

Берегли. Щадили. Входили в положение. Верили.

И что теперь?..