Газета Спорт-Экспресс № 87 (2283) от 18 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

18 апреля 2000

18 апреля 2000 | Футбол

Суббота. Санкт-Петербург. КАК ЭТО БЫЛО

ТОЧКА ЗРЕНИЯ СОБКОРА "СЭ" В ИТАЛИИ

В ИТАЛИИ ЗРИТЕЛЕЙ ОБЕРЕГАЮТ. С УЛЬТРАС ВЕДУТ ВОЙНУ

Георгий КУДИНОВ

из Милана

Каких-то десять дней назад автор этих строк искренне радовался, что матч российского первенства "Спартак" - "Локомотив" затмил собой очередной тур итальянского чемпионата. А вот теперь приходится с болью констатировать, что вслед за футболистами решили повторить итальянские "подвиги" и болельщики - на этот раз в Питере на матче "Зенит" - "Динамо".

Впрочем, назвать этих подонков с арматурой болельщиками язык не поворачивается. Если брать итальянские реалии, то там самое подходящее слово - "ультрас". В Италии, где футбол возведен в ранг религии, болеют эмоционально, но даже на фоне всеобщей горячности выделяются организованные и агрессивно настроенные группы тифози категории ультрас.

Эти самые ультрас есть у любой команды серии А, а их численность варьируется в зависимости от популярности клуба. Тифози всегда дистанцируются от этих людей, в числе которых немало подростков. На стадионах ультрас всегда занимают одни и те же сектора, и обычные зрители стараются туда не попадать. Да и делать там нечего: футбола все равно не увидишь.

В этом я убедился сам. Так получилось, что свой первый матч нынешнего чемпионата Италии вживую я посмотрел в Парме именно из сектора ультрас. Меня тогда еще поразила тщательность, с которой итальянская полиция проводила досмотр моей скромной сумки при входе в сектор. Оказывается, мои итальянские друзья решили подшутить надо мной и повели в эпицентр агрессивности.

На всех стадионах Италии ультрас неизменно располагаются за воротами и практически весь матч проводят на ногах. В Парме я все 90 минут тоже простоял, но игру так и не увидел. Мое внимание привлекали орущие лидеры группировок. Они с мегафонами взобрались на ограждение и на протяжении всей игры возбуждали ненормативными кличами своих приспешников. К счастью, в тот день пармской команде противостоял какой-то слабый соперник (не помню уж, кто именно), поэтому эксцессов ожидать не приходилось. Но в целом стычки между ультрас, а также между ультрас и полицией - вещи довольно обычные. Правда, до убийств дело доходит крайне редко, но доходит, и тогда трагический случай становится предметом бурного разбирательства в газетах, в органах местной власти, а иногда и в правительстве.

Свежий пример - недавнее туринское дерби, в котором хозяином поля выступал "Ювентус". Поначалу его руководство отказалось предоставить ультрас "Торино" их традиционный сектор под названием "Маратона" на стадионе "Делле Альпи". Однако было понятно, к какому взрыву агрессивности может привести этот шаг. В результате в дело вмешалось правительство Италии. Оно заставило "Ювентус" вернуть "Торино" сектор раздора, а заодно постановило перенести игру с половины девятого вечера на три часа дня. К этому времени к стадиону были подтянуты тысячи агентов в штатском, пешая и конная полиции, специальные подразделения в шлемах и бронежилетах. Обозленные ультрас "Ювентуса" попытались было спровоцировать побоище, но быстро получили отпор.

Повышенные меры безопасности характерны для любого итальянского дерби, а также других матчей повышенного риска. Вроде игры последнего тура "Фиорентина" - "Лацио", перед которой во Флоренции объявили "осадное" положение. Частично удержать ситуацию под контролем удалось, однако и в этом случае беспорядки все равно имели место.

Как ведут себя в этом случае полиция и карабинеры? Скажу так: по-разному. Однако чаще всего они своевременно гасят очаги напряжения и не позволяют драке разрастись. Хотя бывают и исключения. Но при этом ситуацию, когда полиция ни за что лупит дубинками миролюбиво настроенных болельщиков, представить себе невозможно. Зато ультрас достается, и в обществе такое проявление силы редко встречает осуждение.

В Италии не тешат себя надеждами, что околофутбольные стычки удастся изжить, однако при этом накануне ответственных матчей неизменно проводятся совещания с участием всех заинтересованных лиц, а приезжим фанатам всегда уделяют особое внимание. Помню, как в той же Флоренции вооруженная дубинками и бронежилетами полиция конвоировала перед игрой ультрас "Ювентуса", которых их коллеги из Флоренции ненавидят. На всем протяжении от вокзала до стадиона, а пешком это расстояние быстро не покрыть, приезжие были взяты в плотное кольцо, и это позволило избежать инцидентов. И во время матча ультрас со всех сторон были окружены полицией.

Италия считает себя демократической страной, но при этом ее граждане поощряют меры по укрощению футбольных хулиганов. В России же, по-моему, никак не могут определиться, как вести себя с болельщиками и как - с хулиганами от футбола. Остается надеяться, что страшный питерский случай послужит уроком для всех. И для милиции, и для городских властей, и для болельщиков. Хотя что могут сделать последние, если они в любой момент рискуют оказаться втянутыми в разборки ультрас?

От своих друзей в Питере знаю, что в этом прекрасном городе продолжается футбольный бум. Не хотелось бы, чтобы страшная разборка отпугнула людей от футбола. Нашему чемпионату есть что позаимствовать у итальянского, но только не жестокие разборки ультрас. В России хватает своих проблем, зачем нам еще и чужие?