Газета Спорт-Экспресс № 82 (2278) от 12 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5

12 апреля 2000

12 апреля 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

51-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

FIA ВНОВЬ ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ ЭЛЕКТРОНИКЕ

Накануне 3-го этапа 51-го чемпионата мира, "Гран-при Сан-Марино", в Париже состоялось внеочередное заседание Всемирного совета Международной автофедерации, на котором был принят ряд, прямо скажем, неординарных решений. В частности, речь шла о том, чтобы начиная уже с 4-го этапа, "Гран-при Великобритании" 23 апреля, запретить использование на болидах "Формулы-1" некоторых электронных систем.

Поскольку слухи о готовящейся антиэлектронной кампании ходили уже довольно давно, не могли не возникнуть некоторые догадки по этому поводу. Самой распространенной была и остается такая: если FIA продолжит свой крестовый поход против электроники, уцелевшей после знаменитых запретов 1994 года, то, значит, есть команды, которые используют ее, мягко говоря, не по назначению.

Специальная пресс-конференция, которую провел в Имоле президент FIA Макс Мосли, была посвящена именно этому аспекту.

- Очередные изменения в правилах, касающиеся электроники, FIA вносит с расчетом на то, чтобы как можно безошибочнее контролировать соответствие регламенту всех машин, выходящих на старт "Гран-при", - начал мистер Мосли. - Я считаю это ходом в правильном направлении, который в общих интересах. FIA довольно точно известно, что несколько команд используют дозволенную регламентом электронику для маскировки запрещенного еще в 1994 году трекшн-контроля и некоторых других систем, и именно это стало главной причиной вносимых изменений. Это очень умные системы, которые, например, позволяют мотору быть в курсе того, что задние колеса начинают проворачиваться чуть быстрее, чем им следует, и соответствующим образом реагировать на это. Сейчас у нас есть программа определенных мер, направленных на то, чтобы максимально затруднить командам такую практику. Естественно, мы согласны с тем, что в предстоящие две недели необходимо провести совещание с командами, с их электронными инженерами.

В Сильверстоуне мы проведем соответствующую проверку всех машин и ликвидируем некоторые возможности использования запрещенных электронных систем. Мы хотим максимально затруднить их использование, так как считаем это неприемлемым. Нельзя допустить, чтобы одни команды получили большое преимущество над другими с помощью нечестной игры.

Возникает вопрос, почему FIA не может досконально проверить все машины, чтобы точно понять, что происходит в их электронных "мозгах". Дело в том, что электронные системы, использующиеся в современных машинах, крайне сложны. Даже если бы Международная федерация располагала армией специалистов, все равно докопаться до истины было бы скорее всего невозможно.

Таким образом, чтобы гарантировать всем равные условия на соревнованиях, мы можем сделать единственное - упростить используемую электронику. И от этой позиции мы не откажемся никогда. Ведь в обязанности любой федерации входит контроль за четким соблюдением правил.

Остается только гадать, что стало последней каплей, вынудившей ФИА начать действовать. Может, то, что еще в конце прошлого года во время проверки компьютерных программ была обнаружена одна - Мосли, естественно, предпочел не называть имен, - имитирующая трекшн-контроль.

- Так что же конкретно собирается предпринять ФИА?

- Обо всех предстоящих изменениях мы сообщили командам еще до "Гран-при Бразилии". Одной из наиболее существенных мер, которая будет предпринята уже на "Гран-при Великобритании", является запрещение электронных контролеров скорости на пит-лайн. У нас есть основания подозревать, что такая система контроля может выполнять и массу других функций - оптимизировать процедуру старта, например. Так что теперь наблюдение за скоростью при заезде в боксы и выезде из них будет входить в обязанности самого гонщика.

Инициатива Международной федерации, естественно, вызвала негодование команд, которые считают, что, ограничивая использование электронных систем, FIA нарушает ее собственные правила, гарантирующие постоянство технических требований к моторам.

- Я хочу, чтобы все поняли: федерация не изменяет правила. Единственное, чего мы хотим добиться, это выполнения всех правил. Ибо есть статья, обязывающая команды гарантировать соответствие своих машин регламенту. Возможно, наши шаги предотвратят злоупотребления в будущем. Мы надеемся исключить саму возможность нарушений технических требований, ибо если она есть, то и честная команда, борющаяся за победу, станет жульничать. В какой-то момент это произошло в чемпионате мира по ралли, признаки начала подобного процесса есть и в "Формуле-1". Мы остановили это в первом случае и определенно остановим во втором.

- Что же именно подтолкнуло ФИА к немедленным действиям?

- То, что пренебрежение правилами усилилось. Еще в прошлом году я был уверен в том, что мы контролируем использование электроники практически полностью. Но уже зимой стали известны некоторые факты, поставившие это под сомнение.

- Не означает ли сказанное вами, что некие команды или команда "Формулы-1" имели нелегальные машины?

- Думаю, это могло иметь место.

- Почему же не последовало дисквалификации?

- Подробности стали известны лишь зимой в результате работы над аудитом программ.

- Были ли команды, замеченные в плутовстве, проинформированы об этом?

- Нет. Мы должны были получить доказательства. И не теряли времени даром. К тому же ставшие известными нарушения правил не повлияли на итоги предыдущего чемпионата мира.

- Но электроника уже очень широко применяется в обычных дорожных машинах, а ведь болиды "Формулы-1" - это передний край. Правильно ли лишать их современных технологий?

- Если внимательно присмотреться к тому, в каком направлении идет совершенствование дорожных машин, то станет ясно: скоро они начнут управлять сами собой. У меня нет никаких сомнений в том, что ныне и команда "Формулы-1" может таким образом настроить болид, что он пройдет круг с великолепным временем без гонщика. Это поставило FIA перед дилеммой: станут ли гонки войной технологий, в которой пилотам будет отведена роль пассивных пассажиров, или же они останутся соревнованиями талантливых гонщиков, использующих высокотехнологичные машины. Мы сделали свой выбор 6 лет назад (напомним, что в 1994 году были запрещены такие электронные системы, как трекшн-контроль, антиблокировочная система тормозов и тому подобное. - Л.Х.). Мы готовы мириться с высокой технологией в "Формуле-1", но до тех пор, пока гонщик будет в состоянии сам полностью контролировать машину. Если разрешить трекшн-контроль, то даже начинающий сможет справиться со сложнейшими поворотами - электроника все сделает сама. Использование системы трекшн-контроля делает совершенно ненужными все три основных умения пилота: мастерство в управлении машиной, правильное использование тормозов и акселератора.

Возьмем электронные тормоза. Все, что надо будет делать, это нажимать кнопку при входе в поворот, после чего компьютер сам будет пилотировать машину вплоть до понижения передач и проходить сложнейшие виражи лучше, чем самый гениальный гонщик в мире. Это стало бы концом гонок "Гран-при" в нашем их понимании.

Да, машина должна быть мощной. Да, у нее должна быть эффективная аэродинамика. Но гонщик должен вести ее самостоятельно, без вмешательства компьютера. Только в этом случае будет ясна разница между великим пилотом и всего лишь хорошим.

- Вопрос, возможно, странный, но все-таки: если в будущем нас ждут столь тщательные проверки легальности автомашин, то насколько целесообразной будет церемония награждения?

- Если мы будем ждать результатов всех проверок, то это займет часа 3. Ясно, что зрители на трибунах ждать не будут. С другой стороны, если мы проведем церемонию награждения, как обычно, сразу после гонки, то рискуем наградить кого-то, кто не должен быть награжден. Очень жаль, но шампанское вновь в бутылки не зальешь. Мы решили выбрать меньшее из зол - проводить награждение в надежде, что результат верен. Возьмем прошлый год: в 15 из 16 гонок все было прекрасно.

Теперь позволю себе напомнить историю вопроса, часть которой хорошо известна, а часть оставалась в тени. В конце прошлого года владельцы команд "Формулы-1" проголосовали за легализацию трекшн-контроля, поскольку чувствовали, что некоторые используют эту систему, а FIA не в состоянии поймать нарушителей за руку. Президент Макс Мосли блокировал это предложение. На втором собрании команд одна из них (какая конкретно, неизвестно) изменила свое мнение и высказалась против легализации трекшн-контроля.

По слухам, этой весной в Мельбурне "Макларен" передал FIA секретное досье, содержащее доказательства того, что по крайней мере 3 команды в прошлом году использовали трекшн-контроль. Это подтверждало то, что FIA не может контролировать соблюдение технических правил. Видимо, "Макларен" намеревался таким образом подтолкнуть федерацию к одобрению трекшн-контроля, но эффект получился прямо противоположным - федерация хочет вообще запретить сомнительные электронные системы, чтобы избежать обвинений в бессилии.

Приведу еще одну любопытную деталь. Я уже упомянула о том, что накануне "Гран-при Бразилии" все 11 команд 51-го чемпионата мира были официально предупреждены FIA о готовящихся запретах на использование некоторых электронных систем. И у представителей одной из них это известие вызвало улыбки. Что, по мнению очевидцев, говорит только об одном: умники из числа электронщиков этой команды уже нашли способ обойти запрет и продолжить использовать трекшн-контроль. Ведь контролером скорости на пит-лайн хитрая начинка современных болидов не ограничивается...

И последнее. Читатели, конечно, сгорают от любопытства: какие 3 команды попали под подозрение? Профессиональная этика журналиста не позволяет сообщить их названия, хотя в паддоках "Гран-при" из них не делают тайны. Могу лишь сказать, что одна из этих команд уже давно находится на вершине пирамиды "Больших призов", а две другие предпринимают колоссальные усилия, чтобы подобраться к ней как можно ближе.

Лина ХОЛИНА

Имола - Москва