Газета Спорт-Экспресс № 45 (2241) от 28 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧТО ТАМ У СОСЕДЕЙ? |
Владимир МУНТЯН
С КРАСИВОЙ СКАЗКОЙ ОБ "ОРИОНЕ"
ПОКА ПРИДЕТСЯ РАССТАТЬСЯ
Только один раз в истории чемпионатов Украины золото досталось не киевскому "Динамо". В самом первом турнире лучшей оказалась симферопольская "Таврия". Впрочем, сейчас крымскому клубу не до чемпионских амбиций. Но, возможно, ситуация в XXI веке изменится. Завтра "Таврию" должен возглавить один из самых знаменитых в украинском футболе людей - Владимир Мунтян.
Звоню в Симферополь генеральному директору ФК "Таврия" Роману Аронову и получаю утвердительный ответ на вопрос, обоснованны ли слухи о том, что согласие стать главным тренером команды дал Мунтян.
- У нас, - сказал Аронов, - сомнений нет. Остались только формальности. Уже оговорен срок представления Мунтяна команде -1 марта. Помогать ему будут, по всей вероятности, Танский, Петров и Житник. Во всяком случае, мы предложим новому главному такой вариант. А уже после его приезда в Симферополь будут согласованы планы заключительного этапа подготовки к чемпионату Украины. Надеюсь, что на этот раз наш выбор наставника "Таврии" окажется правильным.
Итак, новый виток в карьере Владимира Мунтяна, одного из самых лучших отечественных футболистов семидесятых годов, более десяти лет выступавшего в самом звездном составе киевского "Динамо" и сборной Советского Союза, за которую он провел 49 матчей и забил 7 мячей. Завершив выступления, этот полузащитник с неповторимым почерком и своеобразным видением игры некоторое время занимался преподавательской деятельностью. Но, дослужившись до должности начальника кафедры военного училища, Мунтян при первом же удобном случае перешел на более подходившее ему тренерские поприще. По сей день специалисты поминают добрым словом возглавлявшуюся им олимпийскую сборную Украины, у которой были блестящие шансы прорваться на Игры-96 в Соединенных Штатах. Многие из его тогдашних воспитанников играют сейчас и в клубах высшей лиги, и в национальной сборной.
Когда Мунтяна отлучили от молодежной команды Украины, он отдал два года африканскому футболу - становлению сборной Гвинеи. В прошлом сезоне, вернувшись с Черного континента, он взялся за то, чтобы помочь вывести в высшую лигу ФК "Черкассы", и в принципе выполнил поставленную задачу. Не Мунтян виноват, что изменения в регламенте чемпионата Украины оставили команду в первом дивизионе. Словом, приглашение в "Таврию" вполне закономерно, хотя... Связывались с его фамилией и другие - довольно заманчивые - предложения.
Мой звонок на мобильный телефон Владимира Мунтяна застал моего давнего приятеля в рабочей обстановке - у кромки запасного поля центрального киевского стадиона. Там 53-летний наставник занимался с самой законспирированной на сегодня командой Украины с космическим именем "Орион". Известно, что ее спонсоры - молодые преуспевающие бизнесмены, неравнодушные к футболу и вынашивающие планы создания в Киеве еще одного клуба высшей лиги. Под реализацию этой идеи разработана целая программа, в которой не последнее место отводилось личности главного тренера. Им вроде бы должен был стать Мунтян.
- Если я правильно понимаю, звонок из Симферополя может кардинально изменить ваши планы?
- Вопрос о моем назначении еще не решен, хотя с президентом "Таврии" согласовали срок моего приезда в Крым - первый день весны. Слышал, что на помощь команде дали добро все властные структуры региона. Это, конечно, настраивает на оптимистический лад. Но, пока не поставлены подписи в контракте, говорить о своем назначении считаю преждевременным.
- А что вы знаете о команде, в которую вас сватают?
- Почти ничего. Правда, когда-то я приглашал в олимпийскую сборную Есина и братьев Кунденков. Но это было давно. А в последнее время следил за играми в высшей лиге, как говорится, со стороны. Знал, что рано или поздно должен быть востребован. Но не думал, что первое предложение последует из Симферополя.
- А вас не пугает тренерская чехарда в "Таврии", которая давно стала притчей во языцех? Среди тех, кто не удержался у штурвала крымского коллектива, был даже такой известный профессионал, как Николай Павлов.
- Пугает, как всякого нормального человека пугает любая неизвестность. Но ведь я если приму предложение "Таврии", то поеду в Крым не свататься, а работать. Считаю, что обязательно нужно прислушиваться к мнению других, но принимать решение предстоит самому. Уклоняться от ответственности не в моих правилах. Да и общественность не позволит расправиться с Мунтяном.
- А как же красивая сказка об "Орионе"?
- Мне будет очень жаль расставаться с этой симпатичной командой. Уже привык к ней. Хорошо ладилось у нас дело с моими помощниками: и с Ефимом Школьниковым, который многое сделал для украинского футбола, и с Евгением Аржановым. Вице-чемпиону мюнхенской Олимпиады-72 в беге на 800 метров, к сожалению, не нашлось в украинской легкой атлетике того места, которого он заслуживает. Но ведь пути Гоcподни неисповедимы: в тренерской жизни никогда не стоит загадывать.
- Вот и у вас так: вы ведь входили в число претендентов на пост главного тренера сборной Украины?
- Мелькала в прессе среди других и моя фамилия. Но, полагаю, все это было несерьезно. Это место сегодня заслуженно зарезервировано за Валерием Лобановским. А остальные, кто стоит в очереди, - статисты. Хотя в Украине немало хороших тренеров.
- Недавно стало меньше: ушел из жизни один из той великой динамовской плеяды, ваш близкий друг Виктор Колотов. Трагедия подтвердила истину: надо спешить, чтобы сказать свое слово.
- Уход из жизни Виктора Колотова наверняка заставил многих задуматься. Задуматься о днях вчерашних и днях завтрашних. Виктор был выдающимся футболистом и замечательным человеком. Не хотел бы никого винить, но, конечно, его жизнь сильно сократили поспешные оргвыводы после неудачи молодежной сборной, которая выбыла из борьбы за путевку на Олимпиаду-2000 в Австралии. У нас с Колотовым были общие планы: например, взяться за работу с "Рубином" из Казани, его родного города. Увы, судьба распорядилась иначе. Мне теперь хочется взяться за решение с каким-нибудь серьезным клубом больших задач еще и в память о Викторе Колотове.
Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ
Львов