Газета Спорт-Экспресс № 33 (2229) от 14 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

14 февраля 2000

14 февраля 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Межсезонье

В Сочи уже весна. В горах вовсю цветут цикламены и колокольчики, а лучи февральского солнца смело можно назвать ласковыми. По сравнению с летом город еще грязноват, но работники городских служб и предприниматели понемногу проводят косметическую подготовку к началу курортного сезона. Без отдыхающих Сочи не проживет, потому и становится на городских улицах оживленнее, едва перестает падать нечастый январский снежок. О сочинском футболе такого не скажешь - оживлением тут и не пахнет.

"ЖЕМЧУЖИНА"

ДЛЯ СПАСЕНИЯ ФУТБОЛА В СУБТРОПИКАХ НУЖНО
ВСЕГО ЛИШЬ 60 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Сочи

ЗОЛОТЫЕ ВРЕМЕНА

В прошлом году местная "Жемчужина" покинула высший дивизион, в котором провела восемь лет. Все это время команда жила за счет городского бюджета. Не все было гладко - денег частенько не хватало или их поступления задерживались. Роптали и многие горожане: дескать, кругом проблемы, жизнь все дороже, пенсионеры все беднее, а тут огромные деньги на какую-то игру тратятся. Но жизнь в сочинском футболе все же теплилась. Более того - в первые четыре-пять лет пребывания в элите "Жемчужину" побаивались даже записные фавориты. Южане, особенно в родных стенах, не давали спуску ни "Спартаку", ни "Динамо", ни "Ротору" с "Аланией", демонстрируя порой искрометный, открытый футбол. Могли и выиграть, и проиграть со счетом, скажем, 3:5.

Появились и болельщики. Теперь местным почитателям самой популярной в мире игры не надо было отслеживать контрольные весенние встречи московских грандов в Хосте или Кудепсте. Знаменитости сами приезжали на календарные матчи, причем зачастую фавориты покидали Сочи далеко не в самом радужном настроении. Разве откажешь себе в удовольствии поболеть за своих парней на уютном стадионе в центре города за каких-нибудь десять - двадцать рублей? Потому и стали приходить на игры "Жемчужины" 4 - 5 тысяч верных болельщиков. А в прошлом году на матче со "Спартаком" побывало 12 тысяч человек - почти аншлаг.

ВЛАСТИ РАЗЛЮБИЛИ "ЖЕМЧУЖИНУ"
В ДЕНЬ ВЫЛЕТА В ПЕРВУЮ ЛИГУ

Первым шагом к сползанию в пропасть стала, как показало время, отставка создателя и многолетнего наставника "Жемчужины" Арсена Найденова. Достоинства его сменщика Анатолия Байдачного как специалиста сомнению не подвергались почти никем. Но обстановка в команде стала неуловимо меняться. За удачным прошлогодним стартом последовала серия провальных матчей, и Байдачный не удержался от резкой критики. Свою порцию тренерского недовольства получили все - игроки, руководство города, болельщики. Первые не так играли, вторые плохо заботились о команде, третьи не то кричали с трибун... На горизонте замаячил вылет в первую лигу. Сменивший Байдачного Виктор Антихович спасти "Жемчужину" так и не смог - гол волгоградца Есипова, сравнявшего счет за четыре минуты до конца домашнего матча с "Ротором", фактически оформил южанам расставание с элитой.

Но если для собрата сочинцев по несчастью - ярославского "Шинника" - неудача стала сигналом к перестройке футбольного хозяйства и привлечению в команду дополнительных средств, то для "Жемчужины" прощание с высшим дивизионом может закончиться летальным исходом. Городская дума приняла решение больше не выделять на развитие футбола в городе ни копейки.

Этот шаг городских властей вызывает по меньшей мере недоумение. Как же так? Ведь именно по инициативе сочинского руководства "Жемчужина" в свое время получила право на жизнь. И именно решением властей был убран со своего поста Найденов, что привело затем к столь необратимым последствиям. А если бы команде удалось остаться в элите? Не сомневаюсь, что город не посмел бы тогда оставить "Жемчужину" без средств к существованию. Так что в конце концов изменилось? Через первую лигу когда-то прошли и "Спартак", и столичный "Локомотив". Тот же "Факел" и вовсе постоянно курсирует между высшим и первым дивизионами. Но в Воронеже делают все, чтобы футбол развивался, не считая, что это - сизифов труд или пустая трата денег.

ПОПЫТКИ СПАСТИ КОМАНДУ,
НЕ УДАРИВ ПАЛЬЦЕМ О ПАЛЕЦ

А может быть, для Сочи стало обременительно иметь свою команду? Но родители не должны бросать детей, если они их, конечно, любят. Большинство горожан отчетливо понимает - к росту их благосостояния кончина сочинского футбола не приведет. А радости лишит многих. Во всяком случае - среди мужской части населения. Сейчас камнем преткновения стала сумма в 50 - 60 миллионов рублей. Именно столько необходимо, чтобы "Жемчужина" постаралась зацепиться хотя бы за первую лигу - о скором возвращении в высший дивизион в городе уже мало кто думает. Кстати, не выделив деньги, власти обрекли на смерть и еще одно спортивное формирование - адлерский футбольный лицей.

Впрочем, идея спасти "Жемчужину" от краха, не привлекая средств из городского бюджета, какое-то время жила в умах руководителей клуба и города - мэра Николая Карпова и зампредседателя главы городской администрации, а по совместительству президента футбольного клуба Николая Кашникова. Речь шла о том, чтобы отдать команду в частные руки. Нашлись и желающие - один из крупных московских предпринимателей при поддержке сочинских спонсоров захотел акционировать клуб, то есть фактически дать "Жемчужине" неплохой шанс на существование. При этом городу было предложено поступиться какой-то недвижимостью - бизнес есть бизнес, а времена купцов-меценатов давно прошли. По слухам, московские гости претендовали на одну из недостроенных турками гостиниц в центре Сочи - здание опять же из-за отсутствия денег стоит в замороженном состоянии уже года четыре. Город отказал. Тогда возник вариант с выделением земельных участков под строительство. Участки были выделены, но оказалось, что большая часть из них уже застроена пронырливыми частниками. На том дело и закончилось. Все, чем сейчас располагает "Жемчужина", - трехэтажный корпус в одном из сочинских санаториев, выделенный городским спорткомитетом.

НАЙДЕНОВ СЧИТАЕТ, ЧТО СЕЙЧАС
"ЖЕМЧУЖИНА" НИКОМУ НЕ НУЖНА

Несмотря на все трудности, недавно команду снова возглавил 58-летний Арсен Найденов.

- Зачем вам все это нужно? - спрашиваю Найденова.

- Я тридцать пять лет проработал главным тренером. А несколько лет назад чуть не расстался с жизнью, перенес серьезную операцию. Но выжил. И недавно один человек мне сказал: "Вас спас Бог для того, чтобы вы успели сделать еще что-то хорошее". Хочу, чтобы этим хорошим стало возрождение "Жемчужины".

- Вы видите пути выхода из кризиса?

- На сегодняшний день - нет. Мои друзья помогают, чем могут - игроками, формой. Но никто из городских властей не подходит ко мне и не спрашивает - что нам нужно, как мы живем, на какие деньги питаемся, наконец...

- А кстати, на какие?

- В долг. Сейчас в моем распоряжении двадцать семь игроков, и я очень горжусь, что смог их собрать практически на пустом месте. Тренируемся, играем контрольные матчи. Опять же в долг арендуем стадион. В основном, конечно, это молодые ребята из соседней Грузии, из Украины, из России. Вернулись и некоторые "старички": Сулейманов, Горелов, Богатырев. Вратарей тренирует Евгений Крюков. Но я сейчас даже трехразовые тренировки футболистам предложить не могу - в команде нет врача.

Фамилию Байдачный при Найденове лучше не упоминать. Именно его нынешний главный тренер считает основным виновником развала "Жемчужины". При этом Найденов не сбивается на эмоции, а старается аргументировать свою позицию.

- В нашем тренерском деле, - говорит он, - самое легкое, что только может быть, - тренировочный процесс. А самое тяжелое - организация. Поверьте, чаша сия не минует и западных тренеров. Да, им предоставляют для нормальной работы все необходимое. Но увязать это вместе, что-то отбросить, что-то добавить может только один человек главный тренер. А в условиях нашей страны без подобных тонкостей вообще нельзя обойтись. Разве можно чем-то заменить личное общение команды с руководителями города, которые как раз и давали деньги? Не хвастаюсь, но скажу - я всегда старался поддерживать и с игроками, и с начальством хорошие, человеческие отношения. А у Байдачного вдруг после первых неудач все вокруг стали плохими. Хрупкие связи оказались нарушены. В результате Сочи может оказаться без футбола.

- Но если появятся деньги, вы успеете подготовить команду к сезону?

- У меня есть договоренность с рядом бывших игроков "Жемчужины" - если команда выживет, они вернутся в Сочи.

- А что будет в противном случае?

- Ни-че-го - в прямом смысле этого слова. Наше место в первой лиге скорее всего займет "Кубань", а команды с названием "Жемчужина" на белом свете больше не будет.

- Вторым тренером у вас работает Юрий Нестеренко, которого вы когда-то прочили себе в преемники. А где сейчас Геннадий Афанасьев, помогавший вам в прошлые годы?

- Даже не знаю. Играл он когда-то неплохо, но как тренер, пожалуй, себя не реализовал.

НА ТРЕНИРОВКИ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ КОМАНДЫ
ПО-ПРЕЖНЕМУ ХОДЯТ БОЛЕЛЬЩИКИ

"Жемчужина" тренируется два раза в день, как правило, на Центральном стадионе. Нагрузки вполне приличные. Например, первая тренировка - в 8.30 утра - включает в себя 45-минутную пробежку, в течение которой футболисты успевают намотать по периметру газона 7-8 километров. На занятия и, конечно, на контрольные игры обязательно приходят болельщики. Мне довелось слышать, как один из них, пожилой человек, которого коллеги уважительно называли Васильичем, разразился проникновенным трехминутным монологом. Чередуя высокую патетику и крепкие выражения, ветеран сетовал на то, что у него хотят отобрать последнюю радость в жизни.

- Сюда я еще могу добраться, хоть и на палку опираюсь. А не будет команды - что делать? На Кафельникова смотреть? Так он из-за границ не вылезает. И так жизнь хреновая, а если еще и футбол отберут - хоть помирай.