Газета Спорт-Экспресс № 240 (2139) от 19 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ" |
ЗА ЧТО ДИСКВАЛИФИЦИРОВАЛИ "ФЕРРАРИ"
В минувшее воскресенье через 3 часа после окончания гонки в Сепанге занявшие первое и второе места пилоты "Феррари" Эдди Ирвин и Михаэль Шумахер были дисквалифицированы за то, что их машины не соответствовали техническому регламенту. В чем заключалось это несоответствие?
Стюарды, тщательнейшим образом обмерявшие после гонки машины с помощью специальных лекал, обнаружили, что у обеих "Феррари" не соответствуют положенным размерам дефлекторы (воздухоотбойники). Дефлекторы - не очень большие, но отнюдь не пустячные детали внешней аэродинамической оснастки болида, своего рода плавники, сделанные из карбофибра. Располагаются они сразу за передними колесами машины и предназначены для того, чтобы отводить от корпуса турбулентные потоки воздуха, создаваемые колесами, то есть способствуют увеличению скорости машины. Дефлекторы имеют довольно сложную конфигурацию, но с этой точки зрения у "Феррари" все в порядке. Не в порядке у нее с размерами: некоторая часть концевых участков этих деталей на 10 мм тоньше нормы.
Неужели так важны эти несчастные 10 мм? Для обычного автомобиля это действительно незначительная величина, но не для "Формулы-1". Недаром в техническом регламенте все параметры оговорены с точностью именно до миллиметра. Как же могла опытнейшая команда допустить такой промах в решающей гонке сезона ошибиться на целый сантиметр? И ошибка ли это?
Технический директор "Феррари" Росс Браун не отрицал факта нарушения, но настаивал на том, что сделано оно было совершенно непреднамеренно и вовсе не с целью смухлевать. Тем не менее маленькая неточность в этих почти грошовых по сравнению со стоимостью болида, приближающейся к 1 миллиону фунтов стерлингов, деталях вполне может лишить Скудерию шансов на победы в чемпионате мира и Кубке конструкторов.
Вчера вечером стало известно, что апелляция, которую подала "Феррари", будет рассматриваться в Париже в пятницу в 11.30 утра по московскому времени, а окончательное решение огласят на следующий день. В состав апелляционного суда ФИА входят 15 человек - это опытнейшие адвокаты и судьи, в прошлом близкие к автоспорту. Для вынесения вердикта достаточно трех членов суда.
На чем будет строиться защита "Феррари"? По всей видимости, на том, что дефлекторы неправильной формы не могли дать ее пилотам превосходства над соперниками и являются результатом ошибки в технологическом процессе изготовления этих деталей. А наиболее предпочтительная тактика - повиниться перед ФИА и апелляционным судом. Тогда есть шанс, что если не команду, то хотя бы гонщиков простят.
Лина ХОЛИНА
ДО ДИСКВАЛИФИКАЦИИ |
ИРВИН СЧАСТЛИВ
- Это фантастика! - восхищался Эдди Ирвин. - Шумахер не только лучший первый номер команды, но и лучший второй! Даже не знаю, что бы мы могли сотворить вместе с ним, и что мне делать в следующем сезоне, когда я буду сражаться против него в другой команде.
Мои ощущения от гонки? Я ехал с максимальной скоростью, которую можно развить на машине, очень нервно ведущей себя на виражах. Думаю, был бы очень расстроен, если бы меня внезапно развернуло где-нибудь посередине дистанции. Не слишком высокая скорость придавала мне уверенности: я знал, что самую тяжелую работу за меня сделает Михаэль. Самый напряженный момент был после моего выезда со второго пит-стопа, когда я оказался позади Хаккинена. Но мы знали, что он должен заехать в боксы, и были бы удивлены, если бы он этого не сделал. Команда очень внимательно следила затем, как он идет по дистанции.
Что касается последней гонки на Сузуке, то этот автодром никогда не был для меня особенно счастливым. Помнится, когда выступал в японской "формуле", я выиграл на этой трассе лишь однажды.
Потенциально мы способны завоевать в Японии оба титула. Машина становится день ото дня лучше и лучше. Плюс, когда Михаэль с нами, это вдохновляет. Так что остается лишь свести воедино все плюсы "Феррари". Сегодня мы все сделали правильно: прекрасно стартовали и полностью контролировали гонку. Если нам удастся повторить подобное на Сузуке, это будет великий день для всех наших болельщиков.
ШУМАХЕР УВЕРЕН В СЕБЕ
- Эта победа - заслуга всей команды, - подчеркнул Михаэль Шумахер. - После случая с потерянным на Нюрбургринге колесом все стали критиковать "Феррари". Думаю, в Малайзии мы доказали, что постоянно совершенствуем машину, и показали, насколько она хороша. Немалую роль сыграла и правильная тактика. Мы стояли перед выбором - делать один или два пит-стопа. Я считал, что необходимо останавливаться дважды, однако команда решила ограничиться одним. И это сработало как нельзя лучше. Неожиданно в наши планы вмешался обгон Дэвида Култхарда - я никак не думал, что он станет обходить меня по внутреннему радиусу. Наши машины слегка соприкоснулись и моя получила небольшое повреждение, я это почувствовал позднее. Когда Дэвид остановился, стоявшая передо мной задача стала гораздо проще.
ХАККИНЕН ВОСХИЩЕН СОПЕРНИКАМИ
- Сейчас, через 20 минут после финиша, я чувствую себя болееменее нормально, а вот на подиуме мое состояние было ужасным, - признался Мика Хаккинен. - Это была самая тяжелая гонка в моей жизни, гонка в которой я должен был выдать максимальный результат. Но Ирвин и Шумахер, командную тактику которых я прекрасно понимаю и ни в чем не обвиняю, разыграли все как по нотам и сделали дубль. Я изо всех сил пытался давить на Михаэля и старался обогнать его. Но "Феррари" Шумахера входила в быстрые повороты очень медленно, а на выходе резко ускорялась, что делало обгон совершенно невозможным.
Преследовать его круг за кругом было крайне тяжело. Мой "Макларен" чуть-чуть заносило, плюс я чувствовал, что Шумахер постоянно меняет скорость и каждый раз проходит повороты по различным траекториям. Я старался быть предельно осторожным! Все время спрашивал себя: "Он начнет тормозить здесь или в другом месте?" Очень не хотелось влететь в него со всего разгона. В общем, у меня не было ни одной реальной возможности обогнать Михаэля.
Способен ли я повторить в Японии свою прошлогоднюю победу? А почему бы и нет? Тогда все сложилось для меня просто замечательно, поэтому я вовсе не считаю, что мы потеряли все шансы выиграть чемпионат мира и Кубок конструкторов.
ПОСЛЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ |
ТОДТ НАДЕЕТСЯ НА АПЕЛЛЯЦИЮ
Эдди Ирвин покидал Малайзию на своем самолете Falcon 10 в прекрасном настроении. Он летел домой в Макао и не подозревал, что во время послегоночной проверки выяснилось: его с Михаэлем болиды не соответствуют техническому регламенту и оба пилота "Феррари" дисквалифицированы.
То, что ирландец действительно не был в курсе случившегося, подтвердил спортивный директор команды Жан Тодт: "Я разговаривал с Эдди еще до того, как было принято решение ФИА. Сказал, что есть некоторые проблемы, но я тогда не знал, чем все закончится".
Похоже, Ирвин узнал о свалившейся на него беде из выпуска новостей.
С Хаккиненом, естественно, все обстояло наоборот. Его настроение никак не было радужным, когда ему позвонили по телефону и сообщили, что он, по всей видимости, досрочно стал чемпионом мира. Ошеломленный финн отреагировал на это так: "Я еще слишком молод, чтобы понять это".
Технический директор "Феррари" Росс Браун, в первую очередь отвечающий за подобные проколы (3 недели назад англичанину пришлось давать объяснения, каким образом потерялось колесо во время пит-стопа Ирвина), отбивался от осаждавших его журналистов: "Из-за не соответствующих регламенту дефлекторов наши пилоты не могли получить никакого преимущества над соперниками. Да и как мы могли позволить себе применить в такой важной гонке нарушающие правила детали? Мы постараемся как можно скорее выяснить, что же случилось. Во всяком случае, с такой конфигурацией дефлекторов мы провели уже две гонки".
А вот комментарий спортивного директора "Феррари" Жана Тодта: "Надеюсь, выслушав наши объяснения, эксперты ФИА поймут, что Ирвин и Шумахер не имели никакого преимущества, а у команды не было злого умысла".