Газета Спорт-Экспресс № 196 (2095) от 28 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

28 августа 1999

28 августа 1999 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ТАРАСОВ СДЕЛАЛ ТО, ЧТО УДАВАЛОСЬ ТОЛЬКО БУБКЕ!

Завоевав в четверг в Севилье золотую медаль, россиянин Максим Тарасов стал вторым шестовиком в истории, сделавшим супердубль: к званию олимпийского чемпиона (1992) он прибавил титул чемпиона мира. До него подобное удавалось лишь Сергею Бубке.

Мужчины. ПРЫЖКИ С ШЕСТОМ

Максим ТАРАСОВ

НАДО ЕХАТЬ В РОССИЮ - ПОЛУЧАТЬ ОРДЕН

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Севильи

Когда 6-кратный чемпион мира Сергей Бубка окончательно решил не участвовать в севильском первенстве, взоры любителей легкой атлетики устремились в сторону Тарасова. Ведь в принципе только россиянин, причем не без успеха, пытался бросить перчатку великому атлету в эпоху его безраздельного господства. Словом, сомнений в том, кто станет преемником Бубки, у большинства не возникало. Но соперники победителя Игр в Барселоне неожиданно попытались закрутить крутую интригу. И что удивительно, не чемпион Атланты француз Жан Гальфьон или немец Тим Лобингер, от которых могла исходить реальная угроза, а бывшие соотечественники российского прыгуна Дмитрий Марков и Александр Авербух, выступающие соответственно за Австралию и Израиль. Получился, как шутили репортеры, небольшой выездной чемпионат Союза. А если принять во внимание участие в турнире представителей Казахстана и Белоруссии, а также тот факт, что переговоры в секторе велись на общедоступном для большинства финалистов русском языке, состязания в очередной раз дали понять, насколько сильна отечественная школа, разбросавшая своих воспитанников по всему миру.

Неожиданности начались на высоте 5,70, на которой споткнулся француз, уверявший накануне, что находится в отличной форме. Следующую высоту четверо из восьми оставшихся атлетов, в том числе и Тарасов, пропустили. Единственным, преодолевшим планку на отметке 5,80, оказался не ставший искушать судьбу бывший иркутянин Авербух. У него, самой "темной лошадки" на чемпионате, о котором в справочнике об участниках турнира не было никаких сведений, затеплилась надежда на медаль. Оставалась она и после того, как Тарасов и Марков с первой попытки взяли 5,90, и начался подсчет различных вариантов. Не преодолев эту высоту, упускает шанс на бронзу авантюрно пропустивший предыдущую белорус Игорь Потапович. Марков, пытаясь оказать психологическое давление на Тарасова, 5,96 пропускает. А когда россиянин с третьей попытки справляется с этой высотой, идет в атаку на 6,02. Что в это время творится на трибунах! Не имея права на ошибку, Тарасов, собравшись, в блестящем стиле преодолевает рекордную для чемпионатов мира высоту 6,02. И тогда Марков делает авантюрный ход - переносит две попытки на 6,07. И конечно, с треском их проваливает, считая, что изрядно попортил россиянину нервы. Тарасов же, став победителем турнира, от дальнейшей борьбы отказывается и с флагом России в руках совершает круг почета.

- Знаменательная победа. Ведь вы не только впервые стали чемпионом мира, но и на один сантиметр улучшили достижение Бубки в Афинах. Не говорит ли это о начале эры Тарасова?

- Одна победа, даже столь громкая, погоды не делает. Все же великий Бубка добивался этого титула шесть раз. Повторить такой результат практически невозможно.

- Признайтесь, вы почувствовали определенный дискомфорт, когда бывший витебский хлопец Дима Марков, уже имевший, кстати, в своем активе прыжок на 6 метров, бросил вам вызов? А тут еще у вас не пошло дело на отметке 5,96.

- Прыжки с шестом всегда чреваты сюрпризами. Меня не столько волновали маневры Маркова и других соперников, сколько собственный шест. Как только сменил "орудие", все вроде бы встало на свои места. Но это, как позже выяснилось, была видимость благополучия. В третьей попытке на 5,96 планка удержалась лишь чудом. А вот 6,02 преодолел чисто. Я потом видел свой прыжок на большом экране - совсем другое дело, как в лучшие времена.

- Упустив золотую медаль, сильно расстроились бы?

- Конечно. Ведь этот сезон сложился для меня удачно. Пять раз прыгал выше 6 метров. Выиграл все, что можно. Был первым в Афинах, Риме, Париже, Монако, Лондоне. Правда, в Цюрихе перед самым приездом в Севилью взял всего 5,70. Но споткнуться на главном старте не имел права. По-моему, я контролировал ситуацию. Хотя и с уважением отношусь к "новому австралийцу", но, пропустив 5,96, он сам поставил себя в сложное положение.

- Планировали установить новый рекорд мировых чемпионатов?

- Нет. Меня интересовала только победа. А рекордные 6,02 - это необходимость, вызванная борьбой за золотую медаль. В случае, если бы пришлось прыгать дальше, попросил бы установить планку на 6,06. Это на сантиметр выше моего личного рекорда, который два месяца назад установил в Афинах.

- Почему не рискнули хотя бы примериться к большим высотам? Ведь зрители, да и мы, журналисты, ждали, что планка будет установлена вами на 6,15.

- Во-первых, два рекорда в одних соревнованиях устанавливают разве что в интересах спортивной борьбы. А ее, как понимаете, в секторе уже не было. Во-вторых, рекорд Бубки достаточно велик и прочен, чтобы посягать на него без определенного настроя и подготовки. Время еще не пришло. Может, оно когда-нибудь и придет, но не здесь и не сейчас.

- О чем вы подумали, когда узнали, что в Севилье Бубки не будет? Ведь перед Афинами тоже прошел слушок, что украинский спортсмен на старт не выйдет. А он приехал в столицу Греции и тремя попытками всех расставил по местам.

- Я знаю, что Сергей не в форме. Правда, давно с ним не общался. Он в этом году ни разу не расчехлял шест на соревнованиях. А с другой стороны, хотелось победить его, выдающегося атлета, в очном соперничестве. Удалось же мне это на Олимпиаде в Барселоне 7 лет назад. Судя по всему, организаторам чемпионатов мира придется забыть о Бубке. Непрерывная серия из шести чемпионских титулов лишила его стимула. Седьмая победа нужна была лишь для Книги рекордов Гиннесса. А к величию Бубки она бы ничего не прибавила.

- Значит, мы больше не станем свидетелями всегда с огромным интересом ожидаемой дуэли Бубка - Тарасов?

- Почему же, а Олимпиада в Сиднее? В следующем году, уверен, Бубка сделает все, чтобы вернуться в сектор. Насколько я знаю, зачехлять шест до Игр он не намерен.

- А как долго вы планируете выступать?

- Мне всего 29 лет. А Бубка показал, что рекордные высоты вполне реально осваивать до 36. Почему бы не воспользоваться столь заразительным примером? Собираюсь прыгать еще долго. Пока позволят силы и соперники.

- Кстати, о соперниках. Согласно табели о рангах, вы, наверное, ждали вызова со стороны американца Хартвига, немца Лобингера, француза Гальфьона, еще одного "нового австралийца" Чистякова? Но все они почему-то остались в тени.

- Это хорошо, что появляются новые возмутители спокойствия. Атмосфера в секторе и вокруг него должна дышать соперничеством. Уверен, что мы, создавая ее для Бубки, побуждали нашего лидера поднимать планку рекордов. К слову, Марков - не новичок среди прыгунов. Знаю, что в прошлом году он вошел в число "гроссмейстеров", взявших 6 метров. А в этом сезоне вполне освоился на высотах от 5.80 до 5.95. Такого соперника нельзя было сбрасывать со счетов. В 96-м мы с Дмитрием встречались на Олимпиаде в Атланте. По-моему, он подавал большие надежды еще в юниорском возрасте. Да он и сейчас молод. А израильтянин Авербух - настоящее открытие сезона.

- В Севилью вы добирались самостоятельно, а не чартерным рейсом из Москвы, как вся команда.

- Прилетел я из Будапешта, где несколько лет живу с семьей. У меня свой дом, великолепные условия для тренировок. В отличие от Ярославля, там есть четыре великолепные прыжковые ямы. А в родном городе уже столько лет заморожено строительство Дворца спорта, в котором мне обещали предоставить сектор для прыжков с шестом. Но если не хватает средств на хоккей, откуда они возьмутся на легкую атлетику?

- Как же вы общаетесь с окружающими? Насколько мне известно, венгерский язык вы пока не освоили?

- Признаюсь, что не прилагаю для этого особых усилий. Достаточно того, что жена владеет венгерским в совершенстве. А дети посещают английскую школу. Общаемся же мы в основном с русскими, которые по разным причинам оказались в этой гостеприимной стране. Не собираюсь ли менять гражданство? Нет, но вполне понимаю тех спортсменов, кто это сделал. Многим из них было очень трудно пробиться в сборную России. А сейчас в прыжковом секторе крупнейших турниров собирается приличная русскоязычная диаспора.

- На родине бываете редко?

- У меня в Ярославле родители. Сейчас вот жена собирается на сессию, вероятно, поедем вместе. Благо мировое первенство уже позади. Настраиваться на рекорд пока не намерен. Для этого понадобится время. Главное теперь - Олимпиада. Кстати, двукратным победителем Игр из действующих прыгунов с тестом никто еще не был. В сиднейском секторе, не исключено, сойдутся трое: Бубка, Гальфьон и я. Все будет зависеть от того, в какой форме каждый из нас подойдет к этому турниру. Да, чуть было не забыл. Мне из Ярославля сообщили, что я в числе других награжден орденом Дружбы народов. Получается, есть еще один приятный повод побывать в России.

- А события в стране, политическая жизнь вас не интересуют?

- Специально вроде не вникаю, газет не читаю. Но тренер Борис Волков, который тоже живет в Будапеште, каждую тренировку начинает со своеобразной политинформации. Да и разве мы можем быть безразличными, если дома остались родные, близкие, друзья.

- Где вы остановились в Севилье? Знаю, что Бубка обычно жил в 5-звездных отелях.

- Ему их обычно заказывала фирма. Я же стараюсь не отрываться от команды, в которой, заметил, царит великолепная атмосфера. Впрочем, немудрено - моя золотая медаль для российской сборной стала четвертой по счету. Женщины пока отстают. Но выигрышные виды и у них еще остаются.

- А как вам организация соревнований?

- Ну, кто из чемпионов может жаловаться? Победа все плохое отметает. Единственное, что оставило негативное впечатление, - это отношение судей к участникам. Многие из них не знают английского языка, приходится объясняться с ними на пальцах, а это нервирует и отбирает время для подготовки.

Затем я пообщался с Дмитрием Марковым, который скромно стоял в стороне и ждал, когда репортерская братия оставит Тарасова в покое. Дом Маркова находится в Аделаиде, куда он вместе с женой по приглашению друзей переехал в 96-м году, сразу после Олимпиады. С мая Дмитрий тренировался в Германии, где ему создал блестящие условия проживающий там уже много лет бывший белорусский шестовик Андрей Тивончик. В Австралии они с женой и ребенком вполне освоились, заработанных денег на жизнь хватает, хотя, конечно, хотелось бы больше. Серебряная медаль, завоеванная Марковым для Австралии, как и бронзовая Татьяны Григорьевой, возможно, заставит пересмотреть программу помощи будущим олимпийцам. Мог ли выиграть у Тарасова? Вряд ли - лидер российских шестовиков находится в прекрасной форме. На вопрос, будет ли Марков бороться за медали Олимпиады, Дмитрий с улыбкой ответил: "Хотелось бы, конечно. Но интересно, как на это посмотрит Тарасов".

Пожав друг другу руки, они разошлись по разным командам.

КАК ПРЫГАЛИ ТАРАСОВ И ЕГО СОПЕРНИКИ

5,50

5,70

5,80

5,90

5,96

6,02

6,07

ТАРАСОВ

-

0

-

0

ХХ0

0

МАРКОВ

-

0

-

0

-

Х-

XX

АВЕРБУХ

-

Х0

Х0

XXX

ЭККЕР

0

0

XXX

ХИСОНГ

0

0

XXX

ЛОБИНГЕР

0

Х0

XXX

СТОЛЛЕ

0

ХХ0

-

XXX

ПОТАПОВИЧ

-

ХХ0

-

Х-

XX

КРАСНОВ

0

XXX

БРИТС

Х0

-

XXX

МЕСНИЛЬ

XXX

ГАЛЬФЬОН

-

XXX