Газета Спорт-Экспресс № 166 (2065) от 24 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

24 июля 1999
Копировать ссылку
Отправить на почту
Печать страницы

24 июля 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

Вадим ЕВТУШЕНКО

ШВЕДСКИЕ СПИЧКИ ЗАГОРАЮТСЯ БЫСТРЕЕ

В звездном киевском "Динамо" образца 80-х, где безоговорочно солировал блистательный Олег Блохин, роль Вадима Евтушенко была поскромнее. И все-таки смуглый, темноволосый, с броской внешностью форвард тоже не затерялся, да и забивал немало. Он поиграл в сборной СССР, четырежды становился чемпионом Союза в составе киевлян, потом еще раз - защищая цвета днепропетровского "Днепра". Перебравшись в Стокгольм, вдобавок выиграл шведское золото в форме АИКа.

Повесив бутсы на гвоздь, Евтушенко не без успеха попробовал себя на тренерской стезе в той же Швеции. Бронзового призера минувшего первенства страны - столичный "Хаммарбю", одним из наставников которого Евтушенко является, в Кубке Интертото жребий свел недавно с белорусским "Гомелем". Ответный матч состоялся в Минске, где мы и встретились.

- Вадим, футбольная примета "сильные клубы - сильная сборная" для Швеции, похоже, не подходит?

- Да. В известном смысле это особенность их менталитета. Шведские команды к грандам и впрямь не отнесешь, однако лучшие игроки, попадая в именитые зарубежные клубы, как правило, становятся там настоящими звездами. И национальную дружину уже в качестве легионеров они заметно усиливают.

А вот у русских, которые наверняка не менее талантливы, увы, все наоборот. Ярко заявив о себе дома, за границей они слишком часто растворяются в общей массе и через год-полтора не проходят в основные составы. Шведские мастера играют за свою страну, а не за деньги, честь флага для них - не пустой звук. У нас, похоже, произошел крен в другую сторону.

- Вам самому доводилось не раз выходить на поле в майке с гербом и буквами СССР. Вспоминая то время, согласимся, что у нас был очень даже неплохой футбол и неслабый чемпионат. Почему же сборную часто преследовали неудачи?

- Сложный вопрос, с ходу на него не ответишь. Действительно, вроде все имелось: выдающиеся тренеры - те же Бесков, Лобановский, классные игроки, представлявшие самобытные футбольные школы Союза... Но почему-то мы постоянно спотыкались в решающие моменты.

Мне кажется, наши футболисты всегда были чуточку закрепощены. Сказывались постоянные накачки приезжавших вроде бы с лучшими намерениями партийных руководителей. С одной стороны, это вроде и неплохо - чувствовалась поддержка на самом высоком уровне, с другой - боязнь роковой ошибки довлела и сковывала. Наверное, причина неудач - в этом. Может, еще самодисциплины не хватало.

- А чего не хватило мобильной и техничной дружине Лобановского, здорово стартовавшей на ЧМ-86 в Мексике, чтобы добиться большего, чем выход из группы?

- Вы, конечно, помните обиднейшее поражение от бельгийцев в дополнительное время - 3:4. Все складывалось для нас неудачно. Взять хотя бы момент, когда при счете 1:0 в нашу пользу Беланов и Рац помешали друг другу закатить мяч в пустые ворота. Забей мы второй гол - соперник едва ли отыгрался бы. А под занавес две грубейшие ошибки арбитров перечеркнули все наши усилия. Видимо, фортуна в тот день просто от нас отвернулась.

- Вадим, в составе киевского "Динамо" вы не раз выигрывали золото чемпионата СССР, а на излете карьеры успели отпраздновать еще победу и с "Днепром". Переход получился удачным?

- И по сей день жалею о нем. Хотя была веская причина: Лобановский начал омоложение команды, пригласив, к примеру, из того же "Днепра" Литовченко и Протасова. Я посчитал, что в мои 30 лет как-то не с руки сидеть на скамейке - хотелось играть. Но повторюсь: уехав из Киева, думаю, сделал ошибку

- А как оказались в Стокгольме?

- Все получилось случайно. Один из богатых фанатов "Хаммарбю" захотел, чтобы они кого-то взяли именно из Киева. Вошли в контакт с нашим руководством - им предложили три-четыре кандидатуры на выбор. Остановились, уж не знаю по каким критериям, на моей. А потом выяснилось, что средств на покупку не хватает, и меня переуступили АИКу.

- Вы довольны шведской составляющей своей футбольной судьбы?

- Доволен. Сезон, проведенный в "Днепре", оставил неприятный осадок, и в АИКе начинал как бы с чистого листа. Стал играть на новой для себя позиции - центрального полузащитника. Вроде получалось неплохо. Первый год притирался, а потом пошло все лучше и лучше. В 1992 году выиграли чемпионат Швеции - впервые за последние 55 лет.

- Будучи хавбеком, не утратили и бомбардирских качеств?

- В сезоне-92 забил 14 мячей. Думаю, этот рекорд шведские полузащитники побьют еще нескоро.

- Как стали тренером?

- Я играл за АИК пять лет и еще пару - в "Сириусе", команде первого дивизиона. Но стукнуло 37, и понял: пора менять профессию. Это получилось как бы само собой. Естественно, возглавить здесь команду человеку из Восточной Европы трудно - нам не очень-то доверяют. Даже мои заслуги помогли только частично. И все же стал вторым тренером в "Хаммарбю", с главным - Рольфом Веттерлундом - успешно сотрудничаю. Но уже подумываю о самостоятельной работе.

- Есть перспективы?

- Посмотрим. Мой контракт заканчивается в конце сезона.

- За десять лет в Швеции пустили глубокие корни?

- Во всяком случае, у меня здесь постоянное место жительства. Гражданство, однако, пока менять не надумал - оно по-прежнему украинское.

- Ваши родные чем занимаются?

- Жена работает, сыновья - им 15 и 18 - учатся и играют в футбол за АИК в своих возрастных группах. Старший уже и в дубле главной команды иногда выходит. Он техничный, умный центральный полузащитник. Боюсь только, с его ростом - 170 см - сложно будет проявить себя. А вот меньшой меня уже перерос - нападающий с неплохими скоростными данными. В любом случае, парни самостоятельные - надеюсь, чем бы ни занялись в дальнейшем, в этой жизни не потеряются.

- В Швеции?

- Увидим...

Владимир ПИСАРЕВ

Минск