Газета Спорт-Экспресс № 152 (2051) от 8 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

8 июля 1999

8 июля 1999 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Андрей МАЛЬЦЕВ

ЧЕМПИОНЫ КИТАЯ ХОДЯТ НА ТРЕНИРОВКИ СТРОЕМ

Год назад саратовский "Автодор", решив укреплять состав, распрощался с форвардом Андреем Мальцевым. Однако особых успехов в минувшем сезоне волжане не добились - скорее наоборот: последнее место в групповом турнире Евролиги, по всем статьям проигранный финал плей-офф чемпионата страны. Впрочем, и у Мальцева этот год выдался не самым лучшим в карьере. Все-таки в Китае, где он отыграл последний сезон, уровень национального первенства будет пониже, чем в России.

- Китай до сих пор продолжает строить коммунизм. Сказывается ли это на баскетболистах?

- Там все действительно до сих пор, как у нас году в 75-м. База нашей команды "Шанхай Ориент Шаркс" находилась на территории института физкультуры, и председатель его парткома всячески демонстрировал, что разбирается во всех видах спорта, в том числе и в баскетболе. Он следил за тем, как люди отдыхают, что делают, утверждал комбинации команды, мог прийти на тренировку и начать советовать, кому куда бежать. Весь сезон мы находились на сборах. Ежедневно проводили по две тренировки, а в 10 вечера дверь на этаж, где жила команда, закрывалась на ключ. Правда, иностранцев это не касалось: я жил в отдельных апартаментах, а второй легионер, американец, - в гостинице. Забавно, но наша команда по местным меркам считалась несколько расхлябанной. А вот игроки армейского клуба, являющегося чемпионом страны, на тренировки ходили строем.

- И легионеры тоже?

- В армейских командах иностранцев нет. Другие же клубы приглашают их в основном не столько для того, чтобы они обеспечивали результат, сколько чтобы обучали играть китайцев.

- Выходит, в "Ориент Шаркс" вы были этаким играющим тренером?

- Не совсем. Я не мог сказать: "Давайте бегайте!" Только подсказывал какие-то детали во время выполнения упражнений. Выслушав, китайцы согласно кивали, но потом все равно все делали по-своему. Я также предложил использовать несколько новых комбинаций. Дело в том, что все там разыгрывают лишь 6 вариантов взаимодействий - в разных командах они называются по-разному, но, в сущности, все делают одно и то же. Только после четвертого паса начинаются какие-то различия. Вот я и предложил внести какое-то разнообразие в тактику. К сожалению, от этой идеи пришлось отказаться: оказалось, чтобы утвердить новые комбинации, мне пришлось бы присутствовать на нескольких совещаниях высшего руководства.

- Это правда, что вы с другим легионером "Шаркс" не имели права находиться на площадке одновременно?

- Не совсем так. Согласно правилам, каждый из нас мог играть не более 24 минут, то есть ровно половину матча. В Китае играют по регламенту НБА - 4 периода по 12 минут. И последним для игрока становится не пятый фол, а шестой.

- Есть ли какие-то другие особенности у правил китайского чемпионата?

- Да. Например, на переход со своей половины площадки на чужую там отводится 7 секунд, а не 10, как в Европе, на всю же атаку - 25 секунд против 30 европейских и 24 в НБА.

- Какое место занял ваш клуб?

- Шестое.

- И каковы ваши индивидуальные достижения?

- Если вы имеете в виду статистику, то у меня ее нет. И, если честно, меня это не сильно беспокоит.

- У вас появились друзья среди китайцев? Или, может, вы подружились с американцем?

- Я старался больше внимания уделять семье. А общались мы в основном с русскими эмигрантами. У нас в команде всего четыре игрока сносно говорили по-английски, остальные же были родом из деревень и поэтому никакими другими языками кроме китайского не владели. Правда, был еще парень из Пекина, но ему самому пришлось нанимать переводчика - он не понимал шанхайский диалект. Конечно, партнеры могли заехать ко мне, я мог зайти к ним, но не более.

- А как у вас с китайским языком?

- Слов 20 знаю. Выучить же за полгода 5 тысяч иероглифов, необходимых для чтения газет, согласитесь, достаточно трудно.

- Уровень китайского баскетбола гораздо ниже европейского. Вы не считаете этот сезон потерянным для себя?

- У меня не было большого выбора предложений после ухода из "Автодора", а китайцы обхаживали меня с марта 1997 года. Лишь после того, как я подписал контракт с "Шанхаем", появились серьезные предложения из Европы. Но жалеть об этом уже поздно - сделанного все равно не воротишь. Да, не все в этом сезоне сложилось так, как хотелось бы, но тем не менее и в Китае я научился чему-то. Например, раньше мне было непросто входить в игру со скамейки. Теперь же благодаря "правилу 24 минут" делаю это без проблем. Очень кстати пришлось недавнее турне по Австралии, куда я поехал со сборной клубов России. Оно доказало, что я еще кое-что могу, хотя тренироваться я начал только за 10 дней до отъезда. В какой-то момент даже появилось ощущение, что это турне проходит не в 1999 году, а в 98-м - сразу после финала плей-офф "Автодор" - ЦСКА. Словно сезона в Китае и не было. О нем напоминала только форма с надписью Made in China. Кстати, в заявках на матчи австралийского турне в качестве моего клуба был указан "Автодор".

- Что собираетесь делать теперь?

- Пока не знаю. Никаких конкретных предложений у меня нет. Незадолго до чемпионата Европы меня звали в санкт-петербургский "Спартак", но пока до конкретного обсуждения вопроса мы еще не дошли. Видно, в России меня немного подзабыли. Так что жду. Надеюсь, еще смогу кому-то помочь.

Мария КРАВЧЕНКО