Газета Спорт-Экспресс № 137 (2036) от 21 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 11-й тур |
ЧУДО-СТАДИОН В РАМЕНСКОМ НА 15 МИНУТ СТАЛ АРЕНОЙ ГЛАДИАТОРОВ
Михаил ПУКШАНСКИЙ
из Раменского
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЛУЧИВШЕМСЯ НА ВОСТОЧНОЙ ТРИБУНЕ
С того момента, как происходившее на восточной трибуне стало занимать остальных зрителей больше, чем события на поле, прошло, наверное, всего-то полторы минуты. Но они показались вечностью. И наконец главный арбитр Сергей Гусев принял решение прервать матч.
К 24-й минуте ситуация за воротами Чижова сложилась и впрямь угрожающая. Десятки выломанных пластиковых сидений и удары дубинками, сыпавшиеся сотнями, превратили великолепный раменский стадион в арену для гладиаторов. Волна стражей порядка периодически "накатывалась" на самые буйные сектора - и обезумевшие фаны в панике бежали наверх, создавая там неимоверную толчею. Картина была жуткая, и, наконец, тобольский рефери в момент очередной спартаковской атаки решил, что дальше так продолжаться не может.
После игры спорили о том, с чего же все началось. Версий было много. Одни говорили, будто именно разбитые кресла побудили милицию провести карательную акцию. Кто-то считал, что первичной была агрессия самих стражей порядка, которые ни с того ни с сего якобы ударили малолетнего подростка. Доподлинно известно лишь то, что страсти на "востоке" начали бушевать еще до начала игры. Назревавший конфликт между болельщиками и милицией принялся тушить Валерий Кечинов: он взял мегафон и, подойдя к трибуне, весьма убедительно призвал к порядку.
ОПАСНО ЛИ ИМЕТЬ ЗА СПИНОЙ ВРАЖДЕБНУЮ ТОРСИДУ?
Даже если бы страсти не начали бить через край, тема болельщиков все равно всплыла бы. Еще до матча много рассуждали о том, насколько существенной для "Спартака" будет поддержка весьма внушительного числа громкоголосых фанов - ведь акустика и чисто футбольная архитектура раменского стадиона должны были как никогда прежде сблизить зрителей с участниками матча.
Многим, кто любит ездить со "Спартаком", атмосфера напомнила Блэкберн, где арена очень похожа на раменскую и лесным расположением, и самой конструкцией. Красно-белой торсиде была отведена целая трибуна за воротами - так же делают в Блэкберне, когда туда приезжает "Манчестер Юнайтед".
Не могу сказать, что шумовая поддержка оказалась слишком уж яростной, но роль свою, безусловно, она сыграла. На фоне оробевших раменчан спартаковская группа поддержки чувствовала себя полным хозяином положения. Показалось даже, что "Спартак" завладел инициативой лишь после того, как почувствовал, что на трибунах ситуация в его пользу. Обычно в домашних матчах красно-белые владеют мячом примерно 65 процентов игрового времени, вот и здесь показатель был к этому очень близок. В Сочи или, скажем, Самаре "Спартак" не чувствует себя столь вольготно.
При этом какого-то особого влияния на игру болельщицкая поддержка все-таки не оказала. Филимонов с одинаковым успехом провел оба тайма. А его коллега Чижов совершил грубейшую ошибку во второй половине игры, когда за его спиной уже не было враждебно настроенных фанов "Спартака". В те же 45 минут, когда они буквально наседали ему на спину, кипер, хотя и пропустил гол от Титова, виновником этого события не выглядел. К тому же он взял после удара Ширко неберущийся, казалось, мяч.
Больше всего я ощутил поступающую с трибун энергию в заключительном отрезке матча, когда игра уже была сделана. В ином случае даже "Спартак" мог бы позволить себе расслабиться, но здесь, на глазах тысяч верных поклонников, играл до конца. Восточная трибуна не позволяла остановиться ни на секунду и все гнала своих кумиров к чужим воротам. В результате Титов до самого конца без устали искал свободные коридоры, а Цымбаларь был весьма настойчив в своих попытках наладить на передней линии коллективный отбор мяча.