Газета Спорт-Экспресс № 113 (2012) от 22 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5

22 мая 1999

22 мая 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР 19-й КАТЕГОРИИ В САРАЕВЕ

НИЧЕЙНЫЙ ШТИЛЬ ОСТАВЛЯЕТ МОРОЗЕВИЧА ЛИДЕРОМ

Четвертый тур супертурнира 19-й категории в Сараеве получился на редкость мирным: все пять партий закончились вничью. Таким образом, дебютант соревнований высшей категории сложности московский гроссмейстер Александр Морозевич сохранил за собой единоличное лидерство. За ним с интервалом в пол-очка идет большая группа преследователей, в том числе и чемпион мира Гарри Каспаров.

Неожиданный ничейный штиль на очень боевом турнире (четыре победных партии в первом туре, столько же в третьем и две - во втором) можно объяснить, например, тем, что организаторы предусмотрели лишь один день отдыха - в субботу, 22 мая. Именно поэтому наверное, участники, не сговариваясь, решили немного передохнуть во время четвертого тура.

Тон задал лидер турнира Александр Морозевич, к выступлениям которого сейчас приковано внимание всего шахматного мира. Александр играл белыми с самым старшим по возрасту участником - голландцем Яном Тимманом. Вновь, как и в партии с Иваном Соколовым, Морозевич на 3-м ходу развил белопольного слона на поле с4. Тимман ответил 3. ... Kf6, предлагая разыграть защиту двух коней. Известно, что Соколова, который постоянно живет в Голландии, связывает творческое сотрудничество с самым прославленным шахматистом этой страны Тимманом. Вот голландец и решил сам проверить своего юного оппонента в древнем начале, раз это не удалось Соколову. Но наш гроссмейстер проявил хорошую игровую мудрость: он свернул в сторону от проторенных в партии с Соколовым путей и 4-м ходом пешкой "d" на одно поле предложил перейти на рельсы испанской партии. Но и в этом более традиционном для супертурниров дебюте чемпион России нынешнего года действовал нестандартно и дерзко. Уже на 13-м ходу он вскрыл вертикаль "g", на 18-м вывел на боевую позицию своего ферзя и в лучшем положении... предложил ничью. Старина Ян, имевший до этого в своем активе только одну "половинку", с удовольствием присоединил к ней и вторую, согласившись со славящимся своей бескомпромиссностью лидером нынешних соревнований. Невозможно упрекнуть за отказ от борьбы человека, который до этого выиграл шесть турниров подряд и в списке прошлогодних номинантов "Оскара", определяемых журналом "64 - Шахматное обозрение", занял второе место вслед за Анандом. Если даже Морозевич решил перевести дух, значит, так надо! Видимо, действительно устал наш юный боец, неожиданно (для всех - не для него!) добившийся лидерства в этой звездной компании.

А вот от кого трудно было ожидать ничьей-короткометражки, так это от Каспарова! После своих феноменальных выступлений в Вейк-ан-Зее и Линаресе чемпион мира пока держится в тени. Однако, в отличие от упомянутых соревнований, данный турнир очень короткий: сыграть осталось всего-то пять партий, а за это время надо суметь опередить не только дерзкого дебютанта, но и наступающих на пятки именитых коллег. В 4-м туре чемпион вновь ничего не смог сделать черными фигурами - на сей раз с болгарским гроссмейстером Веселином Топаловым, который выбрал подчеркнуто спокойный вариант в защите Грюнфельда. Каспаров для оживления борьбы предпринял проблемную жертву пешки и в результате вынужден был, по его собственному признанию, делать едва ли не единственно верные ходы, чтобы не переступить грань допустимого риска. Теория варианта пополнилась интересным примером, а турнирная графа чемпиона мира - третьей "половинкой". Что-то немного очков стал приносить Каспарову его излюбленный "Грюнфельд". Может, ему стоит вспомнить о некогда грозном в его руках оружии - староиндийской защите? Хотя, конечно, мэтру виднее, что ему играть, когда и с кем. Думается, в чемпионской лаборатории в этот самый момент шлифуются новые идеи.

В прошедшем туре поразил выбором дебюта Алексей Широв, который в поединке с Найджелом Шортом едва ли не впервые в жизни начал партию ходом королевского коня. Может, этим он хотел напомнить об отказе Крамника выступать в Сараеве? Ведь именно Крамник всегда и везде так играет белыми. Шорт, до этого жаловавшийся на растренированность, похоже, постепенно приходит в себя: в этой партии английский гроссмейстер на 19-м ходу смело пожертвовал Широву легкую фигуру и создал королю соперника некоторые неудобства. Впрочем, дело закончилось вечным шахом, который черные объявили для того, чтобы не потерпеть поражение в "одноконевом" эндшпиле.

Смело и решительно играл черными против Ивана Соколова наш Евгений Бареев. Соперники избрали неожиданно ставший модным вариант славянской защиты, в котором белые из 13 первых ходов семь делают конями. Соколов шел по стопам своего голландского приятеля Тиммана, действовавшего так в первом туре против Топалова. Черные быстро достигли равенства, а белые особо не упорствовали.

В этот незапланированный "выходной", пожалуй, лишь Петер Леко и Майкл Адамс играли с полной выкладкой. Во всяком случае, в их партии оказалось сделано почти втрое больше ходов, чем было принято в четвертом туре. С легкой руки Морозевича в этом поединке встретилась итальянская партия. Леко бодро наскакивал, Адамс тоже в окопе не отсиживался, и любопытный поединок пришел к острому ладейному эндшпилю, в котором силы соперников оказались равны.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

4-й тур. Ничьи: Топалов - Каспаров, Морозевич - Тимман, Соколов - Бареев, Широв - Шорт и Леко - Адамс.

После 4-го тура: Александр Морозевич - 3 очка; Гарри Каспаров, Евгений Бареев (все - Россия), Майкл Адамс (Англия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 2,5; Алексей Широв (Испания) - 2; Петер Леко (Венгрия) и Иван Соколов (Босния и Герцеговина) - по 1,5; Ян Тимман (Голландия) и Найджел Шорт (Англия) - по 1.