Газета Спорт-Экспресс № 77 (1976) от 7 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3
Синиша МИХАЙЛОВИЧ
НИКАКОГО СЕКРЕТА НЕТ: УСТАНАВЛИВАЮ МЯЧ, РАЗБЕГАЮСЬ И БЬЮ
Георгий КУДИНОВ
из Рима
В составе лидера чемпионата Италии немало звезд первой величины. Можно сказать, что в Москву в очередной раз (после прошлогодних визитов к "Спартаку" "Интера" и "Реала") приезжает один из вариантов сборной мира. И все же сербский защитник Синиша Михайлович даже в этой звездной компании по-настоящему уникален. Можно долго спорить, кто лучше: Роберто Баджо или Вьери, Салас или Саморано, Зеедорф или Альмейда? И только у Михайловича с его сумасшедшим ударом и организаторским талантом нет конкурентов. Разве что бразилец Роберто Карлос, но он играет на фланге и не столь стабилен, да в недавнем прошлом голландский защитник Рональд Куман... Так ведь это - в прошлом.
Синиша Михайлович - рекордсмен серии А по числу голов, забитых со штрафных. Их на его счету - уже 20, и по этому показателю серб опережает таких асов, как Дзола, Марадона, Платини и Роберто Баджо. В "Лацио" Михайлович бьет все штрафные, а также подает большинство угловых. И то, и другое в его исполнении таит немалую угрозу. Для серба не существует проблемы расстояния. Он может забивать как с 17, так и с 35 метров. Защитникам "Локомотива" надо стараться, как можно реже нарушать правила в достаточно обширной зоне перед собственной штрафной и по возможности не злоупотреблять выбиванием мяча на угловой. Михайлович исполняет их мастерски, особенно с правого фланга. Мяч, выпущенный, как из пращи, зависает в воздухе, а затем резко планирует во вратарскую, где его ждут партнеры. А в последнем туре первенства Италии защитник-бомбардир едва не забил "Милану" прямым ударом с углового.
- Наш вратарь Лука Маркеджани как-то признался мне, что однажды перед игрой, в которой его тогдашняя команда встречалась с моей, он не мог сомкнуть глаз всю ночь, потому что боялся штрафных в моем исполнении, - говорит Михайлович. - Сегодня мы - одноклубники, так что у него есть прекрасная возможность потренироваться в отражении моих ударов.
- В чем же ваш секрет?
- Никакого секрета нет. Я устанавливаю мяч, разбегаюсь и бью. Вот и все.
- Специалисты по штрафным делятся на тех, кто бьет на точность, и тех, кто - на силу. Как вам удается совместить и то, и другое?
- Я не считаю себя великим игроком, поэтому не имею возможности выбирать, как бить. Чтобы поразить ворота, приходится сочетать точность и силу.
- Когда вы поняли, что удары со стандартных положений - ваш конек?
- Это качество проявилось у меня еще в детстве. Лет в 10 - 11, несмотря на то, что я был самым маленьким по росту, мне удавалось отправлять мяч дальше, чем кому бы то ни было. Повзрослев, я стал замечать, что мои удары отличаются определенной силой. Когда я собирался бить, многие игроки выходили из "стенки", а некоторые прятались за спины партнеров.
- Есть какой-нибудь футболист, с которого вы брали пример в пробитии штрафных?
- Нет. Нельзя выделить кого-то одного. Более того, у меня даже не было учителей, которые могли бы подсказать, как правильно бить и как ставить ногу перед ударом. Все то, что мне удается сегодня, я приобрел естественным образом - благодаря задаткам и многим часам тренировок.
- Можете ли вы вспомнить какой-нибудь интересный эпизод, возникший при пробитии вами штрафных?
- Так сразу и не вспомню. Вот разве что... Когда я выступал за "Сампдорию", Юрген Клинсманн пропустил несколько тренировок из-за того, что во время одной из них я попал в него мячом, когда он стоял в "стенке".
- Первой вашей командой в Италии была "Рома". Вы тогда заявили, что будете реализовывать один штрафной из трех. Однако в том римском клубе это у вас не получилось. "Лацио" - ваш реванш?
- Нет, это совсем не так. Мне, конечно, жаль болельщиков "Ромы". Но то, что я говорил, было сущей правдой. Именно столько я забивал, играя за "Црвену Звезду". К сожалению, в Италии у меня поначалу не заладилось. Михайлович начала 90-х и Михайлович нынешний - это два разных человека. Сегодня я уже стал зрелым игроком и осознал: чтобы у меня все получалось, надо полностью отдаваться футболу. Я удовлетворен тем, что доказал свою правоту и показал всем: те неудачи были временными.
- Может быть, вы тогда были просто слишком молоды, чтобы заиграть в итальянском чемпионате и прижиться в таком городе, как Рим?
- В 22 года я и не мог быть таким, как сейчас. Я хотел бы дать совет молодым игрокам: надо набраться терпения, много тренироваться и, главное, верить в себя, не отступая перед трудностями, которые случаются в карьере любого футболиста...
А вот что говорят о Михайловиче цифры. Он дебютировал в серии А в составе "Ромы" 6 сентября 1992 года. Тогда его команда проиграла "Пескаре" на своем поле - 0:1, а сам югослав был еще левым защитником. Два его сезона в "Роме" к удачным не отнесешь, и лишь когда он перебрался в "Сампдорию", где встретился со своим нынешним тренером Свеном-Ераном Эрикссоном и перешел на позицию центрального защитника, он стал тем Михайловичем, которого все знают. В 1997 году ему пришлось на время расстаться со шведским наставником, перешедшим в "Лацио", однако ненадолго. Эрикссон прошлым летом не смог удержаться от искушения переманить Михайловича в свой новый клуб. Так серб вернулся в Рим, но уже признанным мастером.
Переход на позицию центрального защитника значительно расширил радиус действия Михайловича. Он не только успешно обороняется, но и является одним из главных организаторов контратак. Несмотря на определенную медлительность, Михайлович умудряется за матч в среднем 73 раза коснуться мяча (этот показатель стабилен на протяжении многих лет), что на целых 20 касаний больше, чем у большинства его коллег по амплуа. Очень эффективны его передачи на среднюю и дальнюю дистанции. Умение правильно выбирать позицию позволяет сербу выигрывать порядка 30 мячей за матч - в половине случаев за счет игры на опережение, - что в полтора раза больше среднего показателя. Рост Михайловича - 185 сантиметров - позволяет ему 11 раз за матч наносить удары головой. И еще этот защитник достаточно корректен: он совершает в среднем меньше двух фолов за игру.
Когда Михайлович владеет мячом, он представляет угрозу в любой ситуации - и в движении, и в статике. Своей левой ногой он делает за игру в среднем 16 длинных передач (в "Сампдории" было чуть больше) и 9 навесов в район чужой штрафной (это больше, чем в Генуе). За счет потрясающего умения направлять мяч со штрафных по планирующей траектории Михайловичу, как правило, удаются две голевые передачи за матч, и при этом одна за каждые две встречи становится решающей.
В нынешнем сезоне всем памятны две его "бомбы", которые разрушили "Интер" на его поле, а также голевая передача, с которой Манчини забил пяткой гол-красавец в ворота "Пармы". Особенно опасен Михайлович, когда бьет штрафные по центру ворот. До сих пор у многих перед глазами стоят три гола, забитые в ворота его бывшего клуба - "Сампдории". В первом круге чемпионата Италии Михайлович забил пять мячей, ударив по воротам 53 раза, в том числе 48 - из-за штрафной. Все эти показатели намного выше, чем у других защитников. Могут ему позавидовать и многие нападающие. Да и сам Михайлович, думаю, не потерялся бы в этой роли, однако в "Лацио" с форвардами все в порядке, а вот другого такого защитника нет. Впрочем, как и во всей серии А.
В Белграде сейчас в ходу анекдот, что сбивать натовские самолеты может только такой снайпер-дальнобойщик, как Синиша Михайлович. Россия, конечно, союзник сербов, но вот только пощады от защитника "Лацио" в связи с этим Нигматуллину и компании ждать не приходится. Лучше не давать ему возможности подтвердить в Черкизове зловещие для соперников римлян статистические выкладки.