Газета Спорт-Экспресс № 75 (1974) от 5 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

5 апреля 1999

5 апреля 1999 | Теннис

КУБОК ДЭВИСА. МИРОВАЯ ГРУППА. 1/8 финала

НАШЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВО ФРАНКФУРТЕ

КАФЕЛЬНИКОВ И САФИН - ГЕРМАНИЯ - 3:2!

Впечатляющей и заслуженной победой сборной России над командой Германии со счетом 3:2 завершился матч первого круга Мировой группы Кубка Дэвиса во Франкфурте. Несмотря на поражение в тяжелейшей субботней парной встрече, продолжавшейся около 3 с половиной часов, в воскресенье Евгений Кафельников не оставил шансов Томасу Хаасу, а Марат Сафин также в трех сетах переиграл Николаса Кифера.

ГЕРМАНИЯ - РОССИЯ - 2:3

Франкфурт. 2 апреля. Томас Хаас - Марат Сафин - 6:7 (4:7), 6:4, 6:3, 2:6, 9:7. Николас Кифер - Евгений Кафельников 6:7 (5:7), 4:6, 4:6.

3 апреля. Борис Беккер/Дэвид Приношил - Кафельников/Андрей Ольховский - 6:7 (4:7), 6:2, 6:3, 4:6, 10:8.

4 апреля. Хаас - Кафельников - 3:6, 4:6, 2:6. Кифер - Сафин-6:7 (9:11), 4:6,4:6.

Ефим ШАИНСКИЙ

из Франкфурта

ХААС НАЗВАЛ СРАЖЕНИЕ С САФИНЫМ САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ В СВОЕЙ КАРЬЕРЕ

После упорнейшего пятничного 5-сетового сражения Томаса Хааса с Маратом Сафиным великий Борис Беккер сказал: "Не знаю, как Томми удалось победить". А сам Хаас заявил:

- Это был самый длинный и тяжелый матч в моей карьере. Я знал, что подача Сафина убийственное оружие. Мне очень часто приходилось оказываться в ситуации, когда при счете 30:30 на подаче Марата тот вдруг двумя пушечными эйсами выигрывал гейм.

- А чем объясните свой провал в четвертом сете?

- Когда счет стал 1:4, я уже начал экономить силы для пятой партии.

- Почему победа досталась вам так тяжело?

- Сафин играет в силовой манере, и если у него проходит первая подача, то бороться с ним очень трудно. После второй его подачи я старался "зацепиться" и искал свой шанс на задней линии.

- Как оцениваете ваш матч с Сафиным в целом?

- Мне заранее было ясно, что проиграет тот, у кого первого сдадут нервы. Моя выдержка оказалась получше. Имела также значение и физическая подготовка. Я чувствую себя сейчас прекрасно.

- В субботу вам исполнится 21 год. Собираетесь праздновать день рождения?

- В воскресенье меня ждет очень важный поединок с Кафельниковым, в котором может решиться судьба всего матча. Поэтому о праздновании пока не может быть и речи.

А вот комментарий капитана немецкой сборной Карла-Уве Штееба: "Томми показал все, на что способен. Матч проходил в необычайно высоком темпе. Мы видели игроков, с которыми в будущем всем придется считаться".

САФИН СЧИТАЕТ, ЧТО ТАК СУДИТЬ НЕЛЬЗЯ

- Как вы оцениваете действия арбитров? - спросили Сафина на пресс-конференции.

- Так судить нельзя. Если рефери на вышке в чем-то не уверен, зачем он корректирует решение судьи на линии? Тем более в пятом сете при счете 8:7. Когда я вел 30:0 и подал, то был уверен, что попал в квадрат - игрок это всегда чувствует. Но рефери ни с того ни с сего сказал, что я ошибся. Если бы счет стал 40:0, то гейм был бы мой. А что случилось бы в следующем гейме, никто не знает. Может, я бы здорово принимал и сделал бы брейк. В пятом сете устают не только игроки, но и арбитры, которым тоже трудно сохранить внимание. Поэтому если судья в чем-то не уверен, то ему вместо того, чтобы вмешиваться в ход поединка, лучше помолчать и дать теннисистам поиграть.

- Не лучшим образом выглядел арбитр Хорхе Диас и во втором сете.

- Судейство во многих эпизодах оказалось не очень хорошим, ошибки были и в ту, и в другую сторону. Но что поделаешь...

- Чем объясните свои 64 невынужденные ошибки? У Хааса их было только 49.

- Я играю в атакующий теннис - не кидаю "плюшки", а сильно бью по мячу. У всех теннисистов, действующих в такой манере, ошибок всегда больше, чем у тех, кто не рискует.

- Не считаете, что в решающие моменты у вас сдавали нервы?

- У меня опыта достаточно, чтобы держать себя в руках, но в таких матчах некоторая нервозность всегда присутствует.

- После того как Хаас повел по сетам 2:1, вам прекрасно удалась четвертая партия. Перед ее началом капитан Шамиль Тарпищев что-нибудь говорил вам?

- В общем-то, капитан в таких ситуациях особенно помочь не может. Нет, он подскажет что-то, но не выйдет же за тебя играть. Тарпищев мне говорил обычные вещи: нужно взять подачу соперника, рисковать, чаще идти к сетке.

- В чем, на ваш взгляд, причина поражения?

- Во втором и третьем сетах я утратил концентрацию внимания. Два раза в одной партии уступить свою подачу, потом дважды ее отыграть, а затем снова отдать - это провал, прямо-таки женский теннис.

- А не стоило вам действовать поспокойнее, меньше рисковать?

- У меня такой стиль. Если бы сегодня я больше попадал, то кто меня бы упрекнул. Наверное, все-таки нужно было чаще выходить к сетке. А еще у меня претензии к нашим болельщикам: их совсем слышно не было, могли бы меня лучше поддерживать, я ведь их об этом просил.

- Может ли сказаться длительный поединок с Хаасом на вашей дальнейшей игре в матче?

- Особой усталости не чувствую, я же не старый.

ПРОФЕССОР КАФЕЛЬНИКОВ ОТПРАВИЛ СТУДЕНТА КИФЕРА НА ПЕРЕЭКЗАМЕНОВКУ

Накануне матча с Николасом Кифером немецкие газеты подчеркивали, что Кафельников чувствует себя не слитком уверенно, и поэтому, чтобы отвлечься, частенько наведывается в казино. Кроме того, сообщалось, что он регулярно играет в гольф на деньги со своим другом Андреем Медведевым. Ставка за точный удар в лунку - 1000 долларов, и выигрывает чаще Медведев.

В отличие от Кафельникова его соперник изображался человеком уравновешенным, хорошим шахматистом. Сам он перед встречей заявил: "Кафельников - не самый стабильный игрок, почему бы мне его и не побить?" В то же время он прекрасно понимал, с командой какого уровня предстоит играть немецкой сборной: "Русские очень сильны, в борьбе против них помочь может только водка".

Ход встречи Кифера с Кафельниковым подтвердил газетные характеристики Евгения и Николаса с точностью до наоборот. Россиянин действовал на редкость хладнокровно, с эдаким профессорским достоинством, у Кифера же глаза бегали, словно у нерадивого студента, которому не избежать переэкзаменовки. После игры Николас заявил: "У меня тоже было несколько возможностей сделать брейк, но я их не использовал. Кафельников же выигрывал самые важные мячи. В этом главное отличие между мной и третьей ракеткой мира".

Точно так же спокойно и уверенно Кафельников держался и на послематчевой встрече с журналистами.

- Поединок Хааса с Сафиным был на редкость упорным и увлекательным. Повлияло ли это как-то на вашу игру?

- Мой матч с Кифером не был таким зрелищным, как предыдущий. У Хааса с Сафиным темп был намного выше, их борьба изобиловала драматичными моментами. Передо мной же стояла конкретная задача - победить, чтобы сохранить надежду на общий успех в матче. Если бы счет стал 0:2, то отыграться было бы очень трудно. А так шансы у нас сохраняются, все как бы начинается сначала.

- Чего, на ваш взгляд, не хватило Сафину для успеха во встрече с Хаасом?

- Думаю, прежде всего, опыта. Были ситуации, в которых я бы, например, действовал по-другому. Но опыт - дело наживное. Безусловно, Сафин очень талантливый, быстро прогрессирующий теннисист, и сейчас он выглядит намного сильнее, чем год назад в Америке.

- Каково ваше мнение о российских болельщиках на трибунах?

- Я чувствовал их присутствие. Нас здесь мало, но мы, как говорится, в тельняшках.

ИГРА ДВА НА ДВА ВПЯТЕРОМ

Субботняя парная встреча получилась просто сумасшедшей по накалу страстей. Это был инфарктный теннис, зрелище явно не для детей и слабонервных. Мать Бориса Беккера Эльвира не выдержала напряжения и ушла из зала, забрав с собой 5-летнего внука Ноа-Габриэля. Триллер же на корте, сюжету которого позавидовал бы и Хичкок, разыграли пять действующих лиц.

Андрей Ольховский. Скромная роль второго плана. Был надежен и собран в первом сете. Когда не заладилась игра у Кафельникова, не смог взять на себя инициативу, поддержать партнера. Неудачно действовал на приеме, особенно в последнем, решающем сете. В этой же партии запорол несколько простейших мячей у сетки. Показал средний класс игры, который не может принести успех в матчах такого накала.

Дэвид Приношил. Роль хорошего парня, но не орла. Уровень не намного выше, чем у Ольховского. Начал откровенно слабо, но затем, воодушевившись гениальной игрой Беккера, начал постепенно прибавлять. В конце матча действовал мощно, сделал несколько очень важных эйсов.

Евгений Кафельников. Типичный герой многих отечественных фильмов - бесшабашный, но талантливый. Если бы за артистизм в теннисе присуждался Оскар, то вполне мог бы его получить. Во втором сете - полный провал. Ведя на своей подаче 40:0, ошибался в элементарных ситуациях и сам отдал гейм. Был откровенно плох и в начале третьей партии, в которой счет катастрофически рос не в нашу пользу, и, в конце концов, дошел до неприличного - 0:5. В этот момент на трибуне вдруг кто-то душевно запел: "Ой, мороз, мороз..." Кафельников с Ольховским улыбнулись и выиграли свои подачи, а заодно и подачу Приношила. 3:5. Если бы не подошел черед подавать Беккеру, то наши, наверняка бы, достали соперников. Но Борис хладнокровно "расстрелял" Евгения с Андреем тремя эйсами, и партия за хозяевами.

В четвертом сете Кафельников явно поймал кураж и блестяще справлялся с подачами соперников. Именно в этом сете Беккер проиграл единственный гейм на своей подаче, который стоил немецкой паре партии. Решающий сет Кафельников начал с улыбкой, но сразу же проиграл свою подачу - 0:1. При счете 2:3 Евгений решил пошутить. Ольховский никак не мог справиться с приемом, поэтому на подаче Приношила Кафельников, удачно отразив удар соперника, перешел в тот угол, в котором должен был принимать подачу Ольховский. Чувство юмора Беккеру с Приношилом изменило, и они совершенно серьезно стали выражать по этому поводу негодование. Евгений же только плечами пожимал, мол, не смешно - и Бог с вами. Приношил же настолько разнервничался, что тут же проиграл свою подачу. После этого публика, у которой с юмором тоже оказалось не все в порядке, подняла невообразимый шум, освистывая каждое движение Кафельникова. Евгений сперва лишь покачивал головой, потом стал затыкать уши и, наконец, принялся... дирижировать нестройным хором трибун. Кончилось тем, что арбитр попросил публику успокоиться.

В последних геймах обе пары сражались за победу у сетки. При счете 8:8 Кафельникову вновь изменяет первая подача, и немцам удается решающий брейк. После игры раздосадованный Евгений не подал руки противникам и судье, а потом не пришел на пресс-конференцию.

Борис Беккер. Тип для рекламы "Мальборо": боец, вожак, кремень. Герой при всех обстоятельствах. Победа в поединке с нашей парой - во многом заслуга Беккера. Трудно представить кого-то еще, кто смог бы сыграть так сильно и практически безупречно. За весь матч лишь однажды не удержал подачу, выиграл почти все решающие мячи, ни разу не потерял самообладания - даже когда возмущенный явно несправедливым решением судьи Кафельников в отчаянии крикнул ему через сетку: "Борис, ну хоть ты скажи, что мяч был верный!"

Беккер сказал. Но только уже после игры: "Судьба матча не зависела от 1 - 2 очков. Мы тоже оказывались жертвами ошибочных решений".

Хорхе Диас. Антигерой. Как и в матче Сафина с Хаасом, этот арбитр наделал кучу ошибок, испортив настроение игрокам. Часто принимал спорные решения, вызывавшие бурное негодование у теннисистов и тренеров, отменял справедливые вердикты судей на линиях. О нем хорошо сказал на пресс-конференции капитан сборной России Шамиль Тарпищев: "Я 25 лет капитан команды, сначала советской, теперь российской. Но такого безобразного судейства еще не видел. Мы играем в гостях, и все линейные арбитры - из Германии. Они работают нормально, но не без ошибок - кто от них застрахован? И, конечно же, арбитры не собираются ошибаться в пользу гостей. Но когда они принимают верные решения, а судья на вышке их отменяет, то это уже ни в какие ворота не лезет. Я не оспаривал ни одного мяча на дальних линиях, но когда в двух метрах от меня мяч при подаче явно не попал в квадрат, а Диас вопреки мнению линейных арбитров очко засчитал, меня просто оторопь взяла. К теннисистам же - ни к российским, ни к немецким - у меня претензий нет, они сделали все, что могли, показали классную игру. Теннисный праздник испортило судейство".

На пресс-конференцию Тарпищев пришел вместе с Ольховским. А взбешенный Кафельников отправился в отель готовиться к воскресной встрече с Хаасом.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

В воскресенье с утра на душе было тревожно. Сумеет ли Кафельников оправиться от психологического удара, который нанесли ему судьи? Хватит ли у Евгения сил, если Хаас окажется крепким орешком и придется играть 5 сетов? Наконец, не дрогнет ли Сафин, которому при условии победы Кафельникова придется решать судьбу матча? Слитком много было вопросов, на которые никак нельзя было ответить однозначно.

Немецкие болельщики встретили лидера россиян свистом. Они не простили Кафельникову того, что произошло накануне вечером. Однако никакого воздействия на Евгения это не оказало. Даже проиграв свою подачу в первом же гейме, он быстро вернул упущенное, а потом и завладел инициативой. Из 9 геймов первого сета 4 он взял всухую, в том числе один восьмой - на подаче Хааса. Этого было достаточно для того, чтобы выиграть первый сет. Стало очевидно, что заявление немецкого полуфиналиста Australian Open-99 о том, что у него есть ключ к победе над Кафельниковым, оказалось обыкновенным блефом.

Во втором сете шла более равная борьба. До 9-го гейма соперники брали свои подачи, но в решающий момент Кафельникову удалась безукоризненная обводка, на которую Хаас ответил двойной ошибкой. Сделав брейк, россиянин проигрывал 0:30 в следующем гейме, но затем четко разыграл 4 очка подряд.

Третья партия оказалась формальностью. Хаас, который после своего удачного прошлогоднего дебюта в Кубке Дэвиса не проиграл в этом турнире ни одной встречи, был сломлен. Взяв чужую подачу в первом же гейме, Кафельников, действовавший с большим запасом и разумно рискуя в нужные моменты, уверенно закончил матч эйсом. На все про все у него ушло 1 час 33 минуты.

И ВСЕ-ТАКИ - САФИН!

Марату Сафину однажды уже доводилось выходить на решающую встречу Кубка Дэвиса. Было это ровно год назад в Атланте. Тогда дебютант российской команды упустил преимущество в сумасшедшем по сценарию поединке с опытнейшим Джимом Курье. Отрицательный баланс таких матчей был и у Николаса Кифера, уступившего в прошлогоднем домашнем четвертьфинале шведу Томасу Энквисту в 3 партиях.

Исход первого сета, в котором соперники обменялись брейками, снова, как и в пятничном матче Сафина против Хааса, решал тай-брейк. Его напряжение трудно передать словами. Оба молодых игрока настолько увлеклись, что при счете 9:9 судье пришлось напомнить им о необходимости поменяться сторонами площадки. К тому времени и Кифер, и Сафин не смогли реализовать по нескольку сет-пойнтов, но при счете 9:10 на подаче немца Марат в прыжке весь вложился в сочный бэкхэнд по линии. Отразить удар страшной силы и ювелирной точности Кифер был бессилен.

Во втором сете тоже никто не хотел уступать. В седьмом гейме Сафин отыграл брейк-пойнт, а в девятом Кифер все-таки дрогнул. Немец трижды имел "больше", но сравнять счет не сумел: превосходным приемом навылет россиянин выиграл и второй сет.

Минут через 15 показалось, что дело уже сделано: оказавшийся в нокдауне Кифер проиграл 4 гейма подряд. Но как же был прав находившийся около корта опытнейший Андрей Черкасов, знаками призывавший Марата успокоиться и не давать волю эмоциям! Поняв, что терять уже нечего, Кифер пошел на последний штурм, Сафин начал ошибаться и все повернулось на 180 градусов. Через четверть часа счет сравнялся - 4:4.

Не удержи Сафин свою подачу в девятом гейме, и исход матча предсказать было бы невозможно. К счастью, Марат выстоял и повел - 5:4. Кульминацией трехдневной битвы во Франкфурте стал десятый гейм, который начался с того, что Сафин выиграл 2 очка на подаче Кифера. Немец сравнял счет, более того - трижды имел "больше". Но тут сначала на самую линию опустился мяч, посланный россиянином обводящим ударом из безнадежного положения, а на матч-пойнте ему удался неотразимый удар справа. Спустя 2 часа 29 минут после начала последней встречи сборная России праздновала выход в четвертьфинал, где ее соперником будет команда Словакии.