Газета Спорт-Экспресс № 69 (1968) от 29 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. ДО СТАРТА - 5 ДНЕЙ |
ШИННИК Ярославль |
Александр АВЕРЬЯНОВ: "ОДНАЖДЫ Я ДОГОВОРИЛСЯ С ГОРЮНОВЫМ О ПОКУПКЕ ВЕРЕТЕННИКОВА"
ДОСЬЕ "СЭ" |
АВЕРЬЯНОВ Александр Николаевич
Родился 1 октября 1948 года
Заслуженный тренер РСФСР.
Воспитанник ДСШ №3 г. Николаева.
Играл в командах "Черноморец" Одесса (1966 - 1968), "Судостроитель" Николаев (1969 - 1971, 1973 - 1974, 1976), "Звезда" Тирасполь (1972), "Заря" Луганск (1975), "Локомотив" Москва (1976- 1981).
Играл за юношеские сборные СССР. Победитель юношеских чемпионатов Европы 1966 и 1967 годов.
Работал главным тренером команд "Текстильщик" Андижан (1984), "Шахриханец" Шахрихан (1985), "Пахтакор" Андижан (1986 - 1987), "Металлург" Алмалык (1988), "Океан" Находка (1989- 1993), "Гекрис" Анапа (по май 1994), "Крылья Советов" (май 1994- 1998).
С 1999 года - главный тренер "Шинника".
ДОСЬЕ "СЭ" |
ШИННИК Ярославль
Клуб основан в 1957 году.
Лучшее достижение в чемпионате СССР - 16-е место (1964). Лучшее достижение в чемпионате России - 4-е место (1997).
Стадион: "Шинник" (24000 зрителей).
Самая крупная победа в высшей лиге: 4:0 - над "Балтикой" (1997).
Самое крупное поражение в высшей лиге: 2:10 - от ЦСКА (1964)
Пять сезонов проработал в Самаре главным тренером Александр Аверьянов. Было всякое - и взлеты, и падения. Казалось, "Крылья Советов" уже немыслимы без Аверьянова. Но после окончания прошлого сезона он покинул Самару и возглавил ярославский "Шинник".
- Так в чем же главная причина смены места работы?
- Все очень просто. С прошлого сезона перед командой была поставлена турнирная задача - занять 6-е место. Мы его не заняли, и за невыполнение задачи мне предложили уволиться. Я стал свободным человеком и, получив предложение от "Шинника", принял его.
- Насколько известно, были у вас предложения и от других команд. Почему ваш выбор пал именно на Ярославль?
- Первый, предварительный, разговор с Валерием Фроловым, президентом "Шинника", состоялся еще в сентябре, когда наши команды играли друг с другом. Но он носил чисто теоретический характер, да и, если вы помните, команду должен был возглавить Борис Игнатьев. Лишь когда вариант с Игнатьевым отпал, Фролов сделал официальное предложение. Действительно, ко мне обращались представители нескольких клубов высшего и первого дивизионов. Работать хотелось на высшем уровне, но если вариант с "Шинником" был конкретным, то остальные клубы предлагали подождать, так как моя кандидатура рассматривалась в числе прочих. И я выбрал Ярославль.
- В одном из недавних номеров "СЭ" выступал один из руководителей "Крыльев Советов" и высказался в ваш адрес очень нелицеприятно.
- Да, я знаком с этой публикацией.
- Не обидно получить вдогонку такую оценку пятилетней работы?
- Безусловно, обида есть, ведь для "Крыльев" я, думаю, сделал немало. В любом случае считаю, что делать подобные заявления, когда человека уже нет в команде, нетактично и некорректно. И Заворин, делая подобные заявления, некрасиво поступил не только по отношению ко мне, но и по отношению к собственной команде. Очень не хочется все это ворошить, но вот, например, утверждение, что я создавал для "Крыльев" имидж бедной команды и умышленно не приобретал дорогих игроков. Неужели Аверьянов такой глупый человек, что сам отказывается от квалифицированных футболистов? Смешно. Заявление Заворина о том, что команда готова была купить любых трех игроков, - просто блеф. Да, разговоры подобные шли, но когда дело доходило до конкретных цен, тут же со стороны руководства следовал отказ. Расскажу такую историю. Я вел переговоры с Горюновым о покупке Веретенникова. За него запросили 5 миллионов долларов, я сбил цену до трех миллионов, но и таких денег, естественно, не нашли весь наш годовой бюджет был в два с лишним раза меньше: 1 200 000 долларов. Да что там говорить. Когда я приехал в Самару, на матчи ходили от силы 4-5 тысяч зрителей, а в прошлом году 20 - 25 тысяч, впервые были и сорокатысячные аншлаги. Это я считаю главной оценкой своей работы.
- Когда вы возглавили "Шинник", уже было ясно, что он теряет ведущих игроков - Корнюхина, Леонченко, Казакова, Серебренникова. Вас не пугало то обстоятельство, что команду придется создавать практически с нуля?
- Конечно, я хотел бы сохранить всех этих игроков, но их уход был неизбежен. У троих закончился контракт, и они хотели играть в Москве, а Серебренников получил уникальную возможность поработать с Лобановским в одном из сильнейших клубов Европы. Так что ничего сделать было нельзя.
- Но не может не настораживать тот факт, что если покинули "Шинник" футболисты с громкими именами, то приглашены гораздо менее известные игроки, в том числе из первого и второго дивизионов.
- Селекционная работа - это очень сложный и кропотливый процесс. У меня на заметке находятся многие игроки, но лучшие из них сразу попадают в элитные клубы, а остальные, в том числе и из ближнего зарубежья, примерно одинаковые. Но это совсем не значит, что новички намного слабее ушедших. Например, и Жданов, и Бобров уже давно могли бы выступать в высшем дивизионе, их потенциал очень высок. Надеюсь, что они оба заиграют в нашей команде. Пригласили мы и совсем молодых - Клабукова из "КАМАЗа", Зиновьева из "Чкаловца". Пусть они не заиграют сегодня или завтра, но послезавтра "Шинник" может на них рассчитывать. Так что работа идет.
- В "Шиннике" будут играть три прошлогодних самарца Резанцев, Авалян и Махлюф. Не хотели бы пригласить еще кого-нибудь из ваших бывших подопечных?
- С удовольствием забрал бы многих, но все они на контрактах. Например, на Кипре на один из наших матчей приехали 12 игроков из сегодняшних "Крыльев". Мы поговорили, и все они сказали, что в случае чего готовы продолжать со мной работать. Но это нереально, и мы взяли только тех, у кого закончился контракт. Единственным, кого мы собирались выкупить, был Циклаури. Он очень хотел переехать в Ярославль, у меня была достигнута принципиальная договоренность с Тархановым, но за день до подачи заявки "Крылья" нам почему-то отказали.
- Но если бы у "Шинника" были деньги, вы готовы были бы забрать этих 12 самарцев?
- Что говорить о невозможном. Если игрок находится на контракте, за него могут попросить любую сумму. Я, например, в свое время просил у "Спартака" за Булатова миллион долларов. Но тогда это было нереально, хотя сегодня эта цена и близка к истине.
- Впервые за долгие годы вы расстались со своим сыном Александром Аверьяновым-младшим.
- Саша имеет в Москве квартиру и давно хотел играть в московском клубе, но все время был мне нужен. Он, собственно, и сейчас мне очень нужен, но мы посоветовались и решили, что ему пора перебраться в Москву, тем более что поступило такое предложение. Хочу пожелать ему удачи. Такой моральной поддержки от главного тренера, которая у него была раньше, теперь не будет, все зависит от него самого.
- Известно, что, работая в Самаре, вы в предсезонный период много внимания уделяли закладке функционального фундамента, и многие приглашенные игроки даже не выдерживали. Что-нибудь в вашей методике изменилось?
- Могу со всей ответственностью заявить, что и объем занятий, и интенсивность в "Шиннике" я только увеличил. Конечно, большинству было тяжело, но постепенно все втянулись. Легче нагрузки переносили ребята, пришедшие из "Крыльев Советов", тяжелее молодежь. Но вчерашнее тестирование показало, что команда находится в хорошем состоянии, а лучше выглядят те, кто прошел все сборы.
- Для подготовки "Шинник" выбрал нетрадиционные места проведения сборов - Мальту, Польшу. Чем вы руководствовались перед поездками, ведь, например, на Мальте отсутствовали достойные спарринг-партнеры, а в Польше холодновато?
- Про Мальту могу сказать только одно - это был лучший сбор, который я помню за 15 лет. Мы провели прекрасные две недели. Единственное, чего опасались, - ветров. Но и с этим повезло. Это был наш первый сбор, и сильные спарринг-партнеры на том этапе нужны не были, тунисские команды вполне отвечали нашим запросам. В Польше же условия приближены к российским, поля примерно такого же качества, а с варшавской "Полонией" мы провели прекрасную игру.
- На Кипре вы проиграли "Сатурну" (0:2), победили нижегородцев (2:1), сделали ничью с "Торпедо" (1:1). Можно ли по этим результатам судить о реальной силе "Шинника"?
- Объективную картину могут дать только матчи чемпионата. Да и ни на одну игру мы не вышли свежими. Накануне обязательно проводили две тренировки, в день матча - утреннюю, с серьезной скоростной работой. Поэтому все время играли на фоне усталости. На Кипре результаты были показаны более высокие, и они дают определенные надежды на успешное выступление в чемпионате. Хотя команда у нас новая, с комплектованием были сложности, и на достижение сыгранности еще понадобится время. В идеале уже на итальянском сборе нужно было начинать более целенаправленную работу, но пришлось вновь просматривать новичков.
- В целом костяк команды уже сформирован?
- Да. К защите и нападению я почти не имею претензий, а вот над средней линией еще предстоит поработать. Не исключено, что в ней появится один новый игрок. Мы ведем переговоры, и если Фролов обо всем договорится, то 31-го мы его дозаявим.
- Поставил ли Фролов уже перед вами задачу на сезон?
- Пока нет. После возвращения из Польши у нас состоится встреча с губернатором, и там будут определены цели и задачи. Слышал, что в Самаре перед Тархановым таковых не ставят, главное - удержаться в высшем дивизионе. Мне такая работа не подходит, стремиться всегда нужно к максимальному результату.
Эдуард НИСЕНБОЙМ