Газета Спорт-Экспресс № 28 (1927) от 8 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ФУТБОЛ |
НАШИ СОПЕРНИКИ В ЕВРОКУБКАХ |
КУБОК КУБКОВ. МАККАБИ Хайфа |
УЛЬЯНОВ УКАЗЫВАЕТ "ЛОКОМОТИВУ" ПОБЕДНЫЙ МАРШРУТ
ЧЕМПИОНАТ ИЗРАИЛЯ |
Матч 17-го тура |
МАККАБИ Хф - ХАПОЭЛЬ Хф - 0:1 (0:1) |
Гол: Талькар, 3.
"Маккаби" (Хайфа): Давидович, Жанно, А. Харази, Бенадо, А. Кейси, Копель (Нагар, 65), Бенаюн, Меламед, Янив Катан (Бжечек, 46), Р. Харази (Хроматко, 85), Пача.
"Хапоэль" (Хайфа): Ават, Талькар, Бен-Шимон, А. Хальфон, Граив, Зейтуни, УЛЬЯНОВ, Миленко (Бен-Марати, 55), Россо (Хажаж, 78), Бассис (Ювич, 65), О. Ниссим.
Наказания: О. Ниссим, 25. Миленко, 32. Меламед, 57. А. Хальфон, 78 (предупреждения). Жанно, 87 (удаление).
Судья: Корен (Тель-Авив).
6 февраля. Хайфа. Стадион "Кирьят Эльезер". 18 500 зрителей (вмещает 18 000). 13 градусов.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ |
из Хайфы |
ХАРАЗИ, ПОХОЖИЙ НА ПЛАТИНИ
К репортажу об этом матче, который в случае победы "Хапоэля" становился ключевым в чемпионате, я готовился не менее тщательно, чем футболисты "Маккаби" к самой игре. То ли сенсационное поражение в первой встрече второго круга от скромного по турнирным показателям (предпоследнее место) клуба из Бейт-Шеана, увеличившее отставание от лидера на шесть очков, то ли важность предстоящего матча с земляками - уж право не знаю - заставили Душана Угрина принять экстраординарные меры. Чех не только пригласил игроков на сбор за три дня, но и сменил привычное место дислокации - если обычно команда готовится в Хайфе, то перед дерби она отправилась в Кейсарию, что примерно в 50 километрах от стадиона "Кирьят Эльезер".
- Да, "Хапоэлю" не позавидуешь, - сказал я в четверг нападающему "Маккаби" Ронену Харази, который первым вышел из автобуса в ярко-зеленом спортивном костюме - точь-в-точь как у Мишеля Платини, когда он играл в "Сент-Этьене".
- Напрасно иронизируете - мы просто обязаны выиграть этот матч, - парировал Харази, с которым мы познакомились шесть лет назад в Хайфе после ничейной (2:2) встречи нашей сборной с израильской, когда он поразил Станислава Черчесова редкой способностью наносить точные удары из любых положений, в том числе и в падении, через себя. Поэтому я не удивился, узнав от Харази, что в первой половине турецкого первенства он забил семь голов в 13 матчах за "Бурсаспор".
Естественно, Угрин владел этой информацией раньше меня - потому после некоторых раздумий, связанных с уходом во французскую "Ниццу" лучшего бомбардира клуба Алона Мизрахи, он и отдал предпочтение Харази, который моментально откликнулся на предложение чешского специалиста вернуться в Израиль. Национальная федерация даже сделала для Харази исключение, разрешив "Маккаби" дозаявить именитого форварда на три дня позже положенного срока. Были представлены документы, из которых следует, что в задержке перехода виновна турецкая сторона.
А чуть раньше в составе "Маккаби" появился еще один нападающий - Виктор Пача. Албанский легионер из национальной сборной, играя в первом круге за иерусалимский "Хапоэль", не раз забивал победные мячи на последних минутах матча, как это, кстати, произошло во встрече с тель-авивским "Маккаби". Этим он и привлек внимание Угрина. Когда же его коллегу из "Хапоэля" Иоси Мизрахи спросили: "Почему вы продаете такого отличного нападающего?" - он ответил: "Мы прочно обосновались в середине таблицы, а лишние деньги нам вовсе не помешают". Тогда последовал вопрос на засыпку: "Но скорее всего Пача в "Маккаби" окажется на скамейке запасных - не так ли?" "Это проблема богатых. Меня же волнуют проблемы бедных", - с улыбкой произнес иерусалимский тренер.
ШАХАР ПРОТИВ ШАПИРО
А два хайфских клуба воистину вовсе не бедствуют - как и их президенты, безумно влюбленные в футбол. Скажем, 57-летний босс "Маккаби" Яков Шахар первоначально вложил в команду 3 миллиона долларов, но в каждый последующий сезон эта сумма увеличивалась. Правда, в израильском футболе существует потолок, ограничивающий финансовые возможности клубов. И тем не менее Шахар недавно обратился в федерацию с просьбой увеличить бюджет "Маккаби" на один миллион долларов в связи с участием в четвертьфинале Кубка кубков. Федерация пошла навстречу, но прежде чем дать согласие, опросила представителей всех других клубов.
Основной доход Шахару приносит его компания "Меир" - основной поставщик "Вольво" и "Хонды" в Израиль. Кроме того, президентское предприятие производит кузова для автобусов и грузовиков. А вместе с братом жены предприимчивый бизнесмен владеет, пожалуй, самой крупной в стране фирмой по прокату машин. Всего в его подчинении - 900 человек.
- На футболе в Израиле в отличие от Испании и Италии заработать тяжело. Но кое-какие затраты я все-таки компенсировал, - признается Шахар, имея в виду 6 миллионов долларов, вырученных за продажу Берковича, Ревиво, Кандаурова и, наконец, Мизрахи в зарубежные клубы.
48-летний президент "Хапоэля" Роби Шапиро большую часть своего рабочего времени проводит в Нигерии, где находится его огромная фабрика по переработке рыбы и рыбных продуктов. Да и весь остальной бизнес Шапиро в общем-то не связан с Израилем - деловые партнеры Шапиро живут за границей. Но так или иначе, а годовой оборот от его предпринимательской деятельности составляет несколько сотен миллионов шекелей (четыре шекеля приблизительно равняются одному доллару), из которых десятки миллионов он вкладывает в свою команду при стартовом взносе в три миллиона долларов.
Отношения между президентами не менее сложные, чем между клубами. Они особенно обострились после того, как Шахар, возглавивший свой клуб лет на десять раньше Шапиро, публично заявил, что в Хайфе должна быть одна серьезная команда, имея в виду, конечно же, "Маккаби".
Однако в портовом центре Израиля по-прежнему базируются два представителя высшего общества, скрестившие шпаги в минувшую субботу. И, бесспорно, самыми пристрастными болельщиками на этой игре были Шапиро и Шахар, который сидел в ложе рядом с президентом Израильской федерации футбола Гаври Леви.
ОТ ШОКА В ДЕБЮТЕ ОПРАВИТЬСЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО
Если я частично описал расстановку в ложе для почетных гостей, то было бы непростительным не поведать, в каком виде предстал "Маккаби" перед полутора десятками тысяч своих фанатов ("Хапоэль" же поддерживали только три тысячи болельщиков, поскольку львиную долю билетов на матч распространял их соперник - как хозяин поля), ведь как знать, быть может, именно этой схемы будет придерживаться израильский клуб в первом четвертьфинальном матче Кубка кубков 4 марта с московским "Локомотивом".
Итак, в воротах - Давидович, в обороне - справа Жанно, слева - Кейси. В центре - А. Харази и Бенадо. Опорные полузащитники Меламед и Копель. На месте левого хавбека Бенаюн, нередко смещавшийся в центр. Роль правого полузащитника выполнял Катан. "Под нападающими" выступал Р. Харази, и на передней линии - Пача.
Тем временем, пока я заносил в блокнот исходные позиции игроков "Маккаби", их соперники заработали право на штрафной в метрах 40 от ворот, почти у самой кромки поля. Сам пострадавший Граив верхом послал к воротам Давидовича мяч, летевший на почтительном от вратаря сборной Израиля расстоянии. И когда казалось, что кто-то из игроков "Маккаби" или "Хапоэля" пробьет по нему головой, мяч миновал их и к полной неожиданности Бенаюна ударился о его ногу и отскочил - кто бы мог подумать - к Талькару, стоявшему напротив голкипера в пределах вратарской площадки. Хапоэлевец первым касанием чуть укротил мяч, находившийся на уровне груди, а вторым в эффектном прыжке вонзил его в сетку.
Израильские журналисты тут же сообщили мне любопытную информацию: в 13 матчах нынешнего чемпионата "Хапоэль" открывал счет и ни в одном из них не упустил победу. Ну а на своем поле лидер пропустил всего-навсего один мяч. Впрочем, в субботу и для "Маккаби" это поле было своим. В таком случае, почему же игровое и территориальное преимущество соперника на протяжении всего первого тайма было столь ощутимым?
Конечно, проще всего это объяснить шоковым состоянием футболистов "Маккаби" после обескураживающего для них дебюта этой гроссмейстерской партии. Но в зеленой форме, похожей опять-таки на "сент-этьеновскую", было пять игроков национальной команды Израиля (не говоря уже о представителях сборных других стран), которая, к слову сказать, завтра на этом же стадионе в товарищеском матче принимает белорусов. Смею уверить, что одним голом выбить из колеи на 45 минут такую повидавшую виды компанию просто невозможно. Однако это становится реальным, если соперник превосходит тебя в скорости, в маневренности, жесткости в борьбе за мяч, наконец, желании вырвать победу. Во всех этих компонентах в первом тайме "Хапоэль" был на голову выше "Маккаби". Откровенно говоря, было странно видеть, как четвертьфиналисты Кубка кубков давали свободно разыгрывать мяч на подступах к своей штрафной, где самым уязвимым местом был центр обороны.
Впрочем, и в атаке - по крайней мере до перерыва - "Маккаби" не преуспевал. Защитники "Хапоэля" действовали предельно внимательно и цепко, и до Авата мяч почти не доходил. Ну а прямую связь между обороной и нападением "Хапоэля" уверенно осуществлял наш легионер Дмитрий Ульянов.
В ЦСКА И "ТОРПЕДО" ТАКОГО ФУТБОЛА ЗА УЛЬЯНОВЫМ НЕ ЗАМЕЧАЛОСЬ
Я видел немало матчей "Торпедо" и ЦСКА с его участием, но такой современный разрушительно-созидательный футбол в исполнении Ульянова наблюдал впервые. Не случайно после матча главный тренер сборной Израиля Шломо Шарф сказал мне, что этот российский легионер был лучшим игроком матча и, на его взгляд, на сегодняшний день является самым полезным футболистом лиги.
...Если в первом тайме у "Маккаби" выделить было, по существу, некого, то во втором, когда команда перешла к более решительным действиям, я бы отметил Жанно, игравшего в стиле Роберто Карлоса, и Пачу, периодически находившего бреши в обороне "Хапоэля" и смело врывавшегося туда с мячом. Именно албанец в промежуток с 76-й по 79-ю минуту едва не сравнял счет. Но в первых двух эпизодах его удары головой после подач справа от фланга Жанно оказались чуть-чуть неточными, а в третьем, когда он мощно выстрелил в ближний угол, мяч угодил в стойку.
На фоне активной игры "Маккаби" было любопытно познакомиться поближе с восходящей звездой израильского футбола Иосси Бенаюном. Играет он, я бы сказал, на месте левого инсайда и в двух-трех фрагментах продемонстрировал блестящую обводку, прекрасное чувство партнера и отменную игровую футбольную смекалку. Однако, на мой взгляд, 18-летний полузащитник выглядел бы гораздо интереснее на позиции спартаковца Титова, которого он, к слову сказать, очень напоминает по манере.
Как вы уже догадались, "Маккаби" сражался до последней минуты. А на предпоследней, когда терять, как говорится, было уже нечего, умудрился пропустить еще один гол, который забил, причем снова с близкого расстояния, все тот же непонятно выросший откуда в штрафной Талькар. Он не был в офсайде, но главный арбитр, безупречно проводивший игру, гол не засчитал, поскольку его помощник ошибочно зафиксировал положение "вне игры".
- Нам удалось доказать, что "Хапоэль" сейчас сильнее "Маккаби". Правда, игра была не очень содержательной - уж слишком велико было напряжение матча, - сказал после окончания встречи автор победного гола в ворота "Маккаби".
Ну а наш Дмитрий Ульянов был признан лучшим игроком не только встречи, но и всего тура.
ГЕРОЮ МАТЧА НЕ МЕШАЛА ДАЖЕ РАСПОРОТАЯ ГОЛЕНЬ
- Мы готовились к этому матчу по обычному расписанию - без предварительных сборов, - сказал герой матча. - С той только разницей, что почти всегда приезжаем на стадион на своих машинах, а тут было решено собраться за два часа до начала игры в отеле "Кармель Бич", где и прошла тренерская установка.
- В чем заключался ее смысл?
- При счете 0:0 мы должны были прессинговать соперника. А если бы нам удалось повести в счете, то необходимо было перестроиться: сосредоточить основное внимание на контроле за мячом, предложив сопернику спокойную и размеренную игру на контратаках.
- А чем объяснить, что в начале второго тайма "Хапоэль" ушел в глухую оборону?
- Мы играли на результат и хотели сохранить минимальное преимущество в счете.
- Но для этого вы выбрали достаточно рискованную тактику?
- В принципе да, но, с другой стороны, пятеро наших из-за травм не могли выложиться на все сто процентов, поэтому мы и играли в рациональный футбол.
- Ваши функции в большей степени были связаны с защитой?
- Безусловно. Нельзя было позволить "Маккаби" опасно атаковать наши ворота по центру. Поэтому в основном я и был занят отбором мяча и подыгрышем партнерам. И, похоже, справился с задачей, несмотря на серьезную травму.
- Я видел, как вам врач в первом тайме оказывал помощь. Что же случилось?
- Мне шипами распороли голень. Я даже не видел, кто именно. Потом наложили пять швов, я поменял гетру, которая была вся в крови, и - вперед!
- А вы не хотели, чтобы вас заменили?
- Даже не было такой мысли. В такой игре надо забывать о боли.
- Скажите, а футболисты "Маккаби" в матче с "Хапоэлем" выглядели хуже, чем в играх с "ПСЖ"?
- Трудно сравнивать. Мне показалось, что в их глазах не было огня. И в первую очередь мы превзошли соперника в отдаче. Если футболистов "Маккаби" атаковать по всему полю, то в защите у них будут проблемы. Ну а игрокам обороны "Локомотива" я бы посоветовал обратить серьезное внимание на форвардов израильской команды. Харази - забивной футболист Он может оставаться в тени 89 минут, а на 90-й забьет - ухом, носом, пяткой - чем угодно, но забьет. Да и Пача - хорошее приобретение "Маккаби". Вы видели, как он технично принимает мяч, как взаимодействует с партнерами. Ну и самое главное - постоянно нацелен на ворота.
- Вы считаете, "Локомотиву" такой соперник по зубам?
- Безусловно. Но без борьбы, поверьте мне на слово, "Маккаби" не уступит.
- Как собираетесь провести вечер после столь впечатляющей победы?
- Вместе с командой. Нас всех президент клуба Роби Шапиро пригласил в загородный ресторан к своему другу, ярому болельщику "Хапоэля".
- Наверное, кто-то поднимает бокал за чемпионский титул?
- Нет, за это пить рановато. Тем более что наша команда может должным образом настроиться на игру с конкурентом и расслабиться в матче против середняка. Впрочем, весь нынешний сезон мы идем на первом месте и постараемся его никому не уступить, в том числе хайфскому "Маккаби", который наверняка теперь сконцентрирует все усилия на успешном выступлении в Кубке кубков.