Газета Спорт-Экспресс № 23 (1922) от 2 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

2 февраля 1999

2 февраля 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Гарри КАСПАРОВ

ТЕПЕРЬ ВСЕМ ЯСНО, ЧТО НОМЕР 1 - Я, НОМЕР 2 - АНАНД

Похоже, 13-го короля уже не ждали в его шахматном королевстве и подыскали ему преемника. Но король вернулся. И все убедились, что он жив и невредим, прочно сидит на троне, все также зорок его глаз, тверда и тяжела его рука... После почти годичного перерыва в серьезной турнирной практике чемпион мира триумфально вернулся в большие шахматы и с блеском выиграл супертурнир 17-й категории, в котором участвовали все основные претенденты на матч с ним.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

С Каспаровым мы встретились примерно через два часа после того, как он сыграл вничью с Владимиром Крамником партию последнего, 13-го тура главного турнира шахматного фестиваля "Хооговен"-99 и занял чистое первое место.

- Гарри, вы ожидали, что победите в Вейк-ан-Зее? Ведь в прошлом году на шахматных аренах доминировал Ананд, а вы были, мягко говоря, в тени.

- Вообще-то меня уже много раз хоронили. Начиная со счета 5:0 в первом матче с Карповым и кончая 1998 годом. Я помню, как говорили о моем закате в 89-м перед турниром в Тилбурге, потом перед матчем с Анандом в Нью-Йорке. Меня эти разговоры заставляют мобилизовывать силы. Почему я практически не играл в прошлом году, известно, я подробно рассказывал об этом, в том числе и на страницах вашей газеты. Я был связан обязательствами сыграть матч, но он сорвался по не зависящим от меня причинам. На этом турнире я хотел победить - и победил. Жаль, что в партии с Соколовым у меня случилось временное помутнение рассудка, своего рода "короткое замыкание", иначе результат был бы еще выше. А ведь все ждали совершенно другого - нового триумфа Ананда. Уже приготовились воскликнуть: "Король умер, да здравствует король!" Это показал и опрос в Интернете: абсолютное большинство его участников не сомневались в очередном успехе Ананда. Получилось же иначе. Ананд доказал, что он сильнейший, но только в мое отсутствие.

- Индийский гроссмейстер тоже сыграл весьма успешно. "Плюс 6" в таком турнире - очень высокий результат! Он отстал от вас всего на пол-очка.

- Успешно - не то слово! Ананд показал лучший результат в своей жизни. Он блестящий профессионал, у него хороший дебютный репертуар, прекрасно поставленное нападение, имеется при необходимости "отбой" за черных. Он очень хорошо считает тактику. Между Анандом и остальными уже большое расстояние. Даже Крамнику не хватает сил, чтобы противопоставить свой глубокий подход к шахматам здоровому прагматизму Ананда. Все хорошо у Виши, но есть одна проблема: когда в турнире участвую я и показываю свою лучшую игру, становится заметной большая дистанция уже между мной и им. Потому что Ананд не двигает шахматы вперед, в чем я абсолютно убежден, а я, извините, именно этим и занимаюсь. В ряде партий здесь мною были продемонстрированы новые стратегические идеи. Парадокс в том, что из восьми моих побед только две были отмечены призами за красоту.

- Наверное, и нельзя ожидать, что все ваши победы удостоятся этого. Тем более что для кого-то 500 гульденов призовых - немалые деньги.

- Да мне наплевать на 500 гульденов! Просто я считаю оскорбительным для шахмат то, что была отмечена партия Ананд - Тимман, когда в это же самое время игралась партия Широв - Каспаров, в которой применена новинка огромной стратегической силы, меняющая оценку всего варианта. А какой трудный и тонкий эндшпиль был выигран мною в этой партии?! Профессионалы будут изучать ее год, ей суждена долгая жизнь, а партию Ананд - Тимман никто и не вспомнит, потому что в ней ничего нет, кроме элементарных ошибок и заурядной реализации. Повторяю, они не меня оскорбили этим, они оскорбили шахматы.

- Как я понимаю, вы довольны качеством своей игры на этом турнире?

- Все восемь моих побед, как говорят шахматисты, - печатные партии. Каждая из них содержит важную информацию для шахмат. При том, что сопротивление в них мне было оказано очень сильное. Если вспомнить победу Карпова в Линаресе-94, то там ему столько подставок выдали, что хватило бы на десять турниров: Иванчук, Ильескас, Гельфанд, Бареев... Кто-то мат не поставил, кто-то ладью зевнул или качество. А здесь все восемь побед добыты при колоссальном сопротивлении! Какую победу Карпова в Линаресе-98 сейчас можно вспомнить? Кроме выигрыша у Крамника - ни одной! А здесь были и победа над Топаловым - это для широкой публики, и победы над Шировым и Свидлером - для профессионалов. Партия с Шировым, думаю, претендует на то, чтобы быть признанной партией года. А со Свидлером - на гораздо большее. Можно набрать больше очков, чем я набрал, но добиться стольких творческих достижений в одном турнире, мне думается, невозможно.

- Если говорить об очках, то ваш и Ананда ожидаемые результаты наверняка перевыполнены? Сколько прибавили очков в текущем рейтинге?

- Ананд - очков 10, он вновь вплотную подошел к отметке 2800. А мой ожидаемый был, как я прикинул, где-то между "плюс 6" и "плюс 5", то есть очков, может, 5 - 7 я тоже прибавил к своему рейтингу.

- Турнир показал, что Каспаров - первый, Ананд - второй. И что дальше? Как с розыгрышем первенства мира быть?

- Ответ совершенно ясен: надо организовывать матч Каспаров - Ананд. И уже есть предложения на этот счет.

- Какие?

- Об этом пока сказать не могу. Сообщу только, что одним из организаторов должен быть Бесель Кок, потому что его фигура придаст респектабельность этому мероприятию. Об остальном пока предпочитаю умолчать, чтобы не опережать события.

- Ананд не будет говорить, что он связан обязательствами с ФИДЕ?

- ФИДЕ находится в коллапсе, никто в обстановке приближающихся президентских выборов в России не даст Илюмжинову 3 миллиона долларов на проведение его чемпионата. Пока речь шла о Лас-Вегасе, у Ананда могли быть причины для отговорок, но сейчас таких причин нет. Ананд, конечно, хотел бы стать чемпионом мира как бы само собой, де-факто. Мол, Карпов в роли обладателя неких чемпионских полномочий у профессионалов вызывает сегодня только смех, а Каспаров сам постепенно уйдет из шахмат. Но турнир в Вейк-ан-Зее со всей очевидностью доказал, что есть игрок номер 1 - я, и есть игрок номер 2 - Ананд. Никакой большей легитимности нашему матчу с ним не нужно! Пока Ананд не обыграет меня, ни о каком его титуле речи быть не может.

- Ближайший супертурнир в Линаресе по традиции будет чрезвычайно сильным по составу участников. И если его уровень будет таким же, как в Вейк-ан-Зее, то ваша позиция в вопросе розыгрыша первенства мира наверняка укрепится.

- Конечно, Линарес очень важен! Я собираюсь туда с большой надеждой и постараюсь выиграть у Ананда личную встречу из двух партий. Линарес - длинный и тяжелый турнир, поэтому мне надо перед ним восстановиться, все же в Вейк-ан-Зее я много энергии потратил. Ананд меньше выкладывается в каждой партии, и это увеличивает его шансы в долгом турнире. У него не может быть таких срывов, как у меня в партии с Соколовым, но у него не бывает и таких творческих взлетов, как у меня же в партиях с Топаловым и Свидлером. Он играет ровно и одинаково, как метроном. Ведь как Ананд в прошлом году выиграл Линарес? Когда все к концу уже посходили с ума, он свои 2 очка и подобрал. Но я постараюсь сконцентрировать всю энергию и выиграть у него.

- Во время турнира в Вейк-ан-Зее Анатолий Карпов в программе Караулова сказал, что он не прочь сыграть с вами матч.

- Такой матч в глазах шахматного мира будет чисто коммерческим предприятием. Я могу зарабатывать деньги, играя матчи с Шировым, Юдит Полгар, Карповым... Но если говорить о защите титула чемпиона мира, то сегодня у меня есть только один достойный соперник, который доказал серией выдающихся достижений, что он - номер 2 в шахматном мире. С точки зрения защиты титула только матч с Анандом имеет смысл. Конечно, Ананд должен будет прояснить свою позицию. Заставить человека играть матч, если он не хочет, невозможно.

- В блиц вы тоже здесь сыграли успешно, победили всех элитных гроссмейстеров, кроме Крамника.

- Когда мы проводили с Крамником матч в гостинице "Космос", я читал отклики на него в Интернете: "Да во что они там играют?! Ананд в блиц любого бы из них легко победил!" А когда я играл в Интернетовском шахматном клубе (ICC) под псевдонимом, рекорд установил, выиграл 4 партии подряд у сильнейших блицеров ICC, интернетовская публика восклицала: "Это Ананд играет под псевдонимом! Только он способен на такое!" Пришлось мне в Вейк-ан-Зее развеять и этот миф, согласно которому Ананд - лучший блицер на свете. И в блиц, и в классические шахматы я играю лучше. В блицтурнире я оторвался на полтора очка, а в серьезном турнире только на пол-очка, но творческий отрыв был несоизмеримо больше.

- Вы сейчас, сконцентрировавшись на шахматах, оставили все остальные занятия - политику, бизнес?

- Я нашел для себя гармоничное сочетание: семья и шахматы. И получаю от этого гораздо большее удовлетворение. Когда же я распылял себя на политической арене, ничего, кроме разочарования и снижения результатов, это мне не принесло.

- Ваши изыскания в области всеобщей истории человечества - я имею в виду ваши публикации в печати - сочетаются с аналогичной активностью в области истории шахматной?

- Мне думается, что как в истории человечества много черных дыр, так есть они и в истории шахмат. Только в отличие от всеобщей истории в шахматной еще можно найти документальные свидетельства тех или иных событий. Сейчас я предполагаю написать историю чемпионатов мира именно на документальной основе. Чтобы не было этого: "Каспаров сказал", "Карпов сказал", "Фишер сказал". Только документы. А то ведь лет через 10 - 20 все это может быть утрачено. И тогда, например, будут говорить, что мой матч с Карповым был прерван потому, что это было выгодно Каспарову, ведь он проигрывал со счетом 3:5...

- Сейчас оживился интерес к "шахматам Фишера", которые еще называют "шахматами наобум".

- Здесь надо отдавать себе отчет в том, от кого исходит инициатива. От Фишера. Карпов сейчас стал играть в этот вид шахмат, даже в матче собирается участвовать. О чем это говорит? И раньше ведь велись разговоры о "ничейной смерти" шахмат. Как только великие чемпионы, такие как Капабланка или Ласкер, утрачивали свою силу в обычных шахматах, они начинали говорить или о "ничейной смерти", или о необходимости реформирования игры. Добавляли фигуры, выставляли девятый ряд... Кстати, некоторые шахматисты, не обладающие творческим потенциалом, думают, что изменение начальной позиции резко увеличит их шансы. Действительно, изменяется вся конструкция игры, меняется геометрия доски, значительно возрастает количество тактических решений, причем уже на ранней стадии. Уже к 10-му ходу на доске возникает тактический смерч! В принципе для шахматистов творческих - таких, как я, Ананд или Широв - это будет раздолье! Мы исходим из того, что понимание шахмат на высшем уровне как бы одинаковое. Но люди, агитирующие за этот вид шахмат, забывают о том, что сейчас они проходят дебютную стадию относительно безболезненно, а там уже не будет дебютов. И шахматисты среднего класса будут просто сметены, потому что более сильные игроки лучше знают, куда надо ставить фигуры. Понимание шахмат - вещь хотя и не конкретная, но оно существует!